Презентация к уроку истории в 10 классе "Русские земли между агрессией Востока и Запада. Проблема выживания"

  • ppt
  • 05.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «Русские земли между агрессией Востока и Запада. Проблема выживания».ppt

«Русские земли между агрессией Востока и Запада. Проблема выживания»

Тема урока


"Меж двух
враждебных становТебе приюта нет"


В. Соловьёв.

Терзали Русь с востока орды, Монголы - бешеные псы, Всё под агонией позорной, Сметали на своём пути. Разграбив Русь до самой нитки, Везли обозами добро, Батыю - в стан свой ненасытный, Меха и злато, серебро. Русь от орды теряла силы, Едва свободу пригубив, Орда опять её косила, Расправу гнусную чинив.

(Людмила Лидер)

…Поединок разгорелся ярый, Но победы нет пока ничьей – Хрипло дышат кони в сбруе яркой Да удары слышатся мечей. Но вот ловчий подаёт умело Князю в руку острое копьё – И промедлил рыцарь… не сумел он Отразить стальное остриё…
(О.Худорожкова)

»А впереди,
по звонким льдинам
Гремя тяжёлой чешуёй,
Ливонцы едут грозным клином –
Свиной железной головой.
Был первый натиск немцев страшен.
В пехоту русскую углом,
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом…» (К.Симонов)

Александр Ярославич Невский

Годы жизни - 1220-1263 г.
1236г.-князь новгородский
1252г.-великий князь

Проблемное задание

Какова же
сущность
проблемы цивилизационного
"выбора" Руси?

Решение проблемного задания

Работа в группах с документами. Выполнение заданий
группы. Подготовка выступающих.
Работа с исторической литературой.
а) отрывок из книги "От Руси до России"
Л.Н. Гумилёва.
б) отрывок из книги "Русские земли глазами
современников и потомков" историк И.Н. Данилевский
1 и 2 группы: Работа с вопросами к текстам.
3 и 4 группы:Работа с вопросами для
сопоставительного анализа точек зрения учёных.

Вывод

Русь вынуждена ориентироваться на Восток
в борьбе с более коварным врагом, страшную
угрозу которого она осознала, а найти союзника
помогли логика событий и гений Александра
Невского. История подтвердила правильность
выбора Александра, который помог сохранить
национальное лицо Руси, культуру, веру,
на основе которых всегда сплачивался и
объединялся народ и одерживал победы
над врагом.

1 точка зрения

Иго оказало значительное
влияние на развитие Руси, как
отрицательное, так и
положительное, подтолкнуло
создание единого государства.
(Карамзин Н.М., Гумилёв Л.Н.)

2 точка зрения

Воздействие завоевателей на
внутреннюю жизнь Руси крайне
незначительное.
(Соловьёв С.М.,Ключевский В.О.)

3 точка зрения

Влияние завоевателей заметное, но не определяющее. Создание
единого государства произошло не
благодаря, а вопреки Орде.
(Греков Б.Д., Кучкин В.А.).

Проблема

Монголо-татарское иго: миф или
реальность?
Было ли монголо-татарское иго
на Руси, если было, какие
последствия это имело?

1 группа – отрицательные последствия
монгольского ига.
2 группа – на чём основано мнение о
положительном влиянии Золотой Орды на Русь? Состоятельно ли это
утверждение?
3 группа – влияние ига Золотой Орды на
процесс создания единого государства.
4 группа- можно ли считать влияние ига
Золотой Орды на русскую историю
незначительным?

Вывод

Монголо-татарское завоевание
оказало в целом значительное
влияние на древнерусскую
цивилизацию.

Критерии оценки

1. Активность во время обсуждения
вопросов в группе.
2. Умение слушать собеседника.
3. Значительный вклад в формулировку
выводов.
4. Публичное выступление от группы.
5. Умение аргументировать свою точку
зрения.

Домашнее задание

1. Параграф 20.
2. Написание сочинения - эссе,
темой для которого послужит
эпиграф сегодняшнего урока
(по желанию).

Спасибо за работу!