История о хохломской росписи
Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги.
Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси и даже иноземцы. Поэтому волжане изготавливали вещи на продажу.
Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами.
Золотая хохлома развозилась по всей России. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу.
Цвета хохломской росписи
Черный - вечность, глубина, бесконечность Вселенной
Красный - здоровье, красота, процветание
Золотой - то жизненная сила Солнца, энергия огня, плодородие, благополучие, достаток
Зеленый – цветущая природа, вечная молодость
Рисунок Хохломы
Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом разнообразии орнаментов проявляется фантазия художников.
Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи. Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза.
Тот кто Русь любил родную
Всей широкою душой -
И дневную, и ночную -
Видно мастер был большой;
И под кистью вдохновлённо
Распустились вдруг цветы,
Словно утром ранним сонно
Проступив из темноты.
Блещут золотом росинки -
Сводит золотом с ума
Гордость вечная России -
Золотая хохлома!
«Верховая роспись»
Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок.
При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия.
Здесь можно выделить три типа орнамента: «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик».
«Роспись под фон»
Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.
В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: - роспись «под фон» и роспись «кудрину».
Роспись «под фон» начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб.
Секреты хохломской росписи
Удивительно то, что при выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Потом изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной. Удивительно то, что при выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Потом изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной.
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это?…
Ответ: Хохлома
Вся золотисто - краснолика.
В тарелочках не полутьма,
Не сумрак в вазах и солонках;
Напоминает...
Ответ: Хохлома
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.