Цель:
Познакомиться с жизнью и творчеством _____________
Познакомиться с произведениями______________, ________________,_____________.
Учиться ________________читать и анализировать басни.
И. А. Крылова
«Волк на псарне»
«Свинья под дубом»
«Ворона и лисица»
выразительно
Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл.
Мораль басни — поучение.
Аллегория – изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет.
Псарня
Хлев
Ловчий
- особое помещение для ловчих (охотничьих) собак, а также для лиц, обслуживающих их.
- крытое помещение для животных.
- лицо, заведовавшее (у бояр,
помещиков) разными видами
ловли, преимущественно же
псовой охотой.
Задания для обсуждения
- Почему вдруг поднялся «весь псарный двор»?
- Назовите слова, которые передают переполох на псарне.
- Найдите строки басни, в которых говорится о поведении Волка в создавшейся ситуации.
- Каким он выглядит в этот момент?
- Вспомните, случайно ли его появление на псарне?
- Почему автор называет его «хитрецом» ?
Многие басни И.А.Крылов создавал на основе
реальных исторических фактов.
На его глазах происходили великие события российской истории: «Маленьким мальчиком он был в Оренбурге во время осады города Пугачёвым; он был свидетелем войны 1812 года, позже – восстания декабристов…»
Анализ басни.
Под Волком на псарне Крылов И.А. в своей басне подразумевает Наполеона в России. Наполеон напрасно ждал, когда русские согласятся на его условия.
В итоге, он оказался в западне. Подобно Наполеону, в безвыходном положении оказался и Волк на псарне в басне Крылова. Льстивые слова Волка довольно точно соответствуют тогдашним предложениям Наполеона о заключении мира. Под псами Крылов в басне подразумевает войска и народное ополчение, которые рвались в бой. Увидев Волка, псари закрыли ворота на псарню, и тот оказался в западне. В образе Ловчего Крылов представил Кутузова, который «запер» Наполеона в Москве, как в ловушке. Автор использует аллегорию и сравнение.
Выберите строки басни, в которых заключена мораль.
«Волк, ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню...»
«Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!»
«С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой»
Вывод
И. А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт.
«Ворона и лисица»
Вывод. И. А. Крылов дает возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна («…лесть гнусна, вредна»).
Итог урока. Тест
1. Басня – это:
1) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае
2) краткий рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл
3) короткое стихотворение о жизни зверей
Итог урока. Тест
2. Мораль басни – это:
1) начальные или заключительные строки басни с кратким нравоучительным выводом2) начальные строки басни, в которых читатель знакомится с героями3) заключительные строки басни, в которых читатель узнаёт, что стало с героями в конце
Итог урока. Тест
4. Из какой басни взяты следующие строки: «Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею»?
1) «Волк на псарне»
2) «Свинья под Дубом»
3) «Ворона и Лисица»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.