ФОЛЬКЛОР (англ. folklore- народная мудрость) – это обозначение художественной деятельности народа, или устного народного творчества , возникшего еще в дописьменный период.
Наши предки верили, что каждое событие, происходящее с человеком, свершается по воле Богов. Люди считали, что если Богов о чем-то попросить, принести им жертвы, умилостивить их, то они будут благосклонны к людям. Каждое событие в жизни люди сопровождали совершением определенных действий, которые впоследствии стали традицией. Люди верили, что с помощью этих действий они смогут привлечь богов, судьбу и природу на свою сторону. Такие действия называются Обрядами, а песни, танцы, исполняемые во время этих действием – обрядовым фольклором.
Обряд был направлен на достижение определенных целей: плодородие, излечение от болезни, рождение ребёнка, защита от опасностей и так далее. Подавляющее большинство обрядов сопровождается текстами разных жанров. Для календарных обрядов характерно использование календарных песен (колядок, масленичных, купальских), во время свадебного обряда, наряду с песнями, исполняются плачи, или причитания, отчасти напоминающие похоронные причитания.
Самый распространённый жанр обрядового фольклора – заговоры – магические тексты, сопровождающие ритуал.
2 день после Рождества – Бабьи каши. С этого дня начинались девичьи гадания и хождения ряженых, все это длилось до самого КрещенияПо улицам мчались тройки и одиночки, слышались веселые рождественские песни, шли со «звездой» славильщики.
С этого дня девушки начинали гадать на судьбу
Святки совпадают с колядованием, сопровождающимся обязательно песнями, славящими хозяев дома.
Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой! С новым годом, с новым счастьем, с новым здоровьем! Хозяин, отпирай-ка сундучок, вынимай-ка пятачок. Ты нас будешь дарить - Мы тебя будем хвалить. А не будешь дарить – мы тебя будем бранить. Коль не дашь пирога - Ни кола, ни двора. А не дашь мандарина – Уведем сына. А не дашь мёда бочку – Уведём дочку. Не дашь хлеба – Уведем деда. Не дашь варенья – Придем на День рожденья.
мифологические рассказы
Масленица
Есть у русского народа праздник, который нельзя назвать ни зимним, ни весенним
-Масленица. Широкая Масленица, сырная Масленица – звали эти дни на Руси.
И в городе, и в деревне Масленицу встречали широко, весело и с размахом.
Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,
На горах катаемся, блинами объедаемся!
Масленица, Масленица, блинами попеканщица,
Приходит раненько, встретим хорошенько –
Сыром, маслом и блином, и румяным пирогом.
Масленица – блиноеда накормила до обеда.
И сама за плетень, на весь день, на весь день.
Полизала сыр и масло, а сама потом погасла.
Масленица праздновалась на последней неделе перед великим постом.
Масленица — это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины.
Весенние праздники.
Весной исполнялись веснянки, заклички.14 марта - Евдокия Весновка.
Этот день русские люди считали началом весны и встречали его
весело и торжественно. Все пели хороводные песни,
называемые «Веснянки».
Березки, радуйтесь!
Зеленые, радуйтесь!
К вам девушки идут,
Молодёшеньки идут,
Завивать венки идут!
7 апреля – Благовещение, третья встреча весны. Кроме всего прочего этот день
– день свободы всего мира. Поэтому люди шли на горки, холмы, на возвышенности
и выпускали на свободу птиц и при этом приговаривали:
Синицы, синицы, принесите по спице!
Канарейки, канарейки, принесите по швейке!
Четочки, чечеточки, принесите по щеточке!
Тогда, утки, дуйте в дудки,
тараканы – в барабаны.
Весной же отмечается праздник «Вербное воскресенье». Вербе русский народ в эти приписывал магические силы. При помощи нее можно было исцелить недуг, прогнать страх. Стегали легонько вербочкой и приговаривали:
Верба, верба, верба хлест.
Верба хлест бьет до слез.
Верба синя бьет несильно.
Верба красна бьет напрасно.
Верба бела бьет за дело.
Верба хлест бьет до слез.
Бьем, чтобы быть здоровым, не я бью, верба бьет.
За каждый день – велик день, хвора в лес, на верес,
А здоровье – в кости, будь здоров, как вода, а расти, как верба.
Весной же отмечается самый Великий праздник русского народа, праздник праздников, как называли его в народе, - Пасха.
Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста — времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).
Весенние праздники заканчивались во время роста майских трав и общего цветения. Месяц назвали травень. Этот праздник проходил на седьмую неделю после пасхи. Отсюда название Семик. Так называли отдельный четверг этой недели. Неделю назвали русальной. На этой недели пелись русальные песни. С наступлением праздника народ шел на поля, девушки заламывали березу, то есть выбирали, потом заплетали ветви. Шли они это делать с русальными песнями.
На гряной неделе русалки сидели Ой, рано рано гу-у-у Сидели русалки на кривой березе Ой, рано рано гу-у-у На кривой березе, на прямой дороге Ой, рано рано гу-у-у Просили русалки и хлеба и соли Ой, рано рано гу-у-у
Летние праздники.
Один из важнейших летних праздников – это Троица, 50-ый день после Пасхи.
В этот день молодые люди идут в лес за березками, плетут из березовых веток венки,
делают веники. Березами украшают дом, двор, наряжают саму березу, водят хороводы, поют
песни о березе. При помощи березовых венков гадали, бросали их в воду, если венок тонет,
то замужества не будет, а если не утонет - наоборот.
мифологические рассказы
Огромное значение летом
придавалось и празднику Ивана Купала
и Аграфены Купальницы. Много легенд
и сказаний связано с этим праздником:
цветение папоротника в эту ночь,
мечта найти клад, загадать счастливую
судьбу. Издавна был обряд прыгать
через купальский костер или крапиву.
В августе народ справляет три праздника – 3 Спаса. 1 Спас – Медовый, Спас на воде, Мокрый спас.2 Спас - Яблочный Спас, Лакомка. В этот день (19 августа) поселяне наблюдают заход солнца. Выходя вечером на пригорки. Они с песнями и танцами проводят время, а когда солнце начинает садиться, поют:
Солнышко, солнышко, подожди!
Приехали господа бояре
Из велика, де, Новагорода на Велик день пировать.
Уж и вы ли, господа бояре, вы, бояре старые, новгородские!
Стройте пир большой для всего мира крещеного,
Для всей братии названой.
Строили господа бояре пир, строили бояре новгородские.
Про весь крещеный мир.
Вы сходитеся, люди добрые, на велик званый пир,
Есть про вас мед, вино. Есть про вас яства сахарные.
А и вам. Крещеный мир, бьем челом и кланяемся.
И третий Спас – хлебный спас.
Хлебный спас.
В России третий Спас считался прежде всего Хлебным: к этому дню приурочивали дожинки (уборку последних нив) и обряды, связанные с ними.
Последний сноп в поле звался именинным, его с почестями вносили в деревню.
У крестьян были в ходу поговорки: "Третий Спас хлеба припас", "Хорошо, коли Спас на полотне - хлебушко на гумне", "Хорош Третий Спас - хорош будет и квас". На сам Спас или в ближайшие к нему дни в сельской местности сеяли озимую рожь.
Основным содержанием осенних обрядов являлось стремление вернуть работающим на поле затраченную силу и сохранить плодоносную энергию земли. Обязательно совершался обряд "зажинки" с первым снопом. Его переносили с песнями на гумно, с него начиналась молотьба, а зерна его сохраняли до нового посева. Особые почести воздавали и последнему снопу.
Работа в поле сопровождалась "жнивными" и "дожиночными" песнями – под одни жали, а под другие собирали последний урожай.
Уж мы вьём-вьём бородуУ Василья на поле,Завиваем бородуУ Ивановича нашегоНа ниве великоей,На полосе широкоей.
Представление о жатве как о завивании бороды, восходит, возможно, к тем временам, когда “почитали Велеса и поклонялись ему, как богу, имеющему попечение над скотом”.
А на нас сказали,
Что мы лено жали,
Что мы лено жали!
Ажно мы пожали
И в копы поклали,
В стоги наметали!
А в поле копами,
На гумне стогами,
На гумне стогами!
На гумне стогами,
На току ворохами,
А с току мехами!
Самый распространенный в народе осенний праздник – Покров. Считается, что Покров приносит белое снежное покрывало на землю. Об этом сложены поговорки: «На Покров до обеда осень, после обеда зима», « Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто — к легкому году, а не чисто — к строгой зиме», «Покров кроет землю то листом, то снегом», «Отлет журавлей на Покров — на раннюю холодную зиму», «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «От первого снега до санного пути шесть недель».. Сельскохозяйственный год завершен, и снова наступает время веселых игр, гуляний, свадеб с их обрядами и ритуалом.
Вывод:
Календарные ритуалы по-своему организовывали крестьянский быт. Без них мир распался бы для крестьянина на хаотичные и неуправляемые враждебные силы, готовые уничтожить саму жизнь. И магически и поэтически песни комментировали обрядовые действия. А те, в свою очередь, организовывали крестьянский быт и упорядочивали природу, от которой этот быт зависел.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.