Тезаурус
Лирический герой — герой лирического произведения, переживания, мысли и чувства которого оно отражает.
Муза — творческое вдохновение, олицетворяемое в образе женщины, богини.
Поэзия — искусство образного выражения мысли в слове, преимущественно в стихотворной форме.
Цикл — ряд художественных произведений одного жанра, объединённых общей темой, действующими лицами и другими элементами.
«…Хорошо ли, искренно, сердечно ли (а не умозрительно только, не головою) убеждены вы, что цель и смысл жизни — любовь (в широком смысле). Без неё нет ключа ни к собственному существованию, ни к существованию других…. Человек брошен в жизнь загадкой для самого себя, каждый день приближает его к уничтожению — страшного и обидного в этом много! На этом можно и с ума сойти. Но вот вы замечаете, что другому (или другим) нужны Вы — и жизнь вдруг получает смысл, и человек уже не чувствует той сиротливости, обидной своей ненужности, и так круговая порука…. Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора», — так представляет Некрасов это вечное чувство, любовь.
Особенности любовной лирики Н.А. Некрасова
1.Впервые в русской литературе появилась поэзия, в которой любовь и проза жизни взаимопроникаемы.
2.Некрасов считал, что любовь должна согревать человека, помогать ему выжить в жестоком мире.
3.. В стихотворениях Некрасова возлюбленная поэта выступает не только как объект обожания и поклонения, а прежде всего как друг и единомышленник лирического героя, равная ему во всем.
4. Если у предшественников Некрасова доминировало одно настроение, на первый план выступало одно чувство, то в некрасовских стихотворениях любовное чувство выступает во всей своей сложности, противоречивости, непредсказуемости, а порой обыденности – Некрасов опоэтизировал и «прозу любви».
Любовная лирика автора делится на несколько циклов, которые созданы в разные периоды жизни. Но особое место занимают стихотворения, посвящённые возлюбленной, талантливой и яркой женщине Авдотье Панаевой, с которой Некрасов прожил целых 16 лет. Они объединены в так называемый «Панаевский цикл» цикл».
Весной 1870 года Некрасов в возрасте 48 лет встречает молодую привлекательную девушку Фёклу Анисимовну Викторову. Она пленяет его безмятежной лаской и открытой душой. Поэт называет её Зиной, так как ему не нравится имя Фёкла.
Двести уж дней,
Двести ночей
Муки мои продолжаются;
Ночью и днем
В сердце твоем
Стоны мои отзываются,
Двести уж дней,
Двести ночей!
Темные зимние дни,
Ясные зимние ночи...
Зина! закрой утомленные очи!
Зина! усни!
1876
Писатель страдает от болезни и мучается, глядя на жену, которая проводит бессонные ночи рядом с мужем: «Сколько же дней длятся её страдания? Впрочем, можно точно сосчитать. Восемнадцатого мая был первый сильный приступ, а сегодня 4 декабря. Выходит, двести дней, ровно двести...»
Новаторство Н.А. Некрасова
В отличие от своих предшественников, предпочитавших изображать любовное чувство «в прекрасных мгновениях», Н.А. Некрасов не обошёл вниманием и ту «прозу», которая «в любви неизбежна» («Мы с тобой бестолковые люди...»). Однако, говоря словами известного некрасововеда Н. Скатова, он «не только прозаизировал поэзию любви, но и поэтизировал её прозу». В его стихах рядом с любящим героем появился образ независимой героини, подчас своенравной и независимой («Я не люблю иронии твоей...»). А потому и отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой («Да, наша жизнь текла мятежно...»).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.