ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА xx ВЕКА
Продолжается расцвет РЕАЛИЗМА
(Л.Н. Толстой, А.П.Чехов, А.И.Куприн, И.А. Бунин…)
Набирает
Обороты
МОДЕРНИЗМ
Сравнительная таблица
Модернистских течений рубежа 19-20 веков
Критерии для сопоставления | СИМВОЛИЗМ | АКМЕИЗМ | ФУТУРИЗМ |
1. Отношение к миру | |||
2. Роль поэта | |||
3. Отношение к слову | |||
4. Особенности формы | |||
5. Близкий род искусства | |||
6. Представители |
Сравнительная таблица
модернистских течений рубежа 19-20 веков
Критерии для сопоставления | СИМВОЛИЗМ |
1. Отношение к миру | Мир не познаваем |
2. Роль поэта | Поэт-пророк разгадывает тайны бытия, слова |
3. Отношение к слову | Слово многозначно и символично |
4. Особенности формы | Намёки, иносказания |
5. Близкий род искусства | Музыка |
6. Представители | Стр. 150-191 - выписать |
Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня.
Сравнительная таблица
модернистских течений рубежа 19-20 веков
Критерии для сопоставления | АКМЕИЗМ |
1. Отношение к миру | Мир познаваем |
2. Роль поэта | Поэт возвращает слову ясность, простоту |
3. Отношение к слову | Чёткая определённость слова |
4. Особенности формы | Конкретная образность, отточенность деталей |
5. Близкий род искусства | Живопись, архитектура, скульптура |
6. Представители | Стр. 252-267- выписать |
На бледно-голубой эмали,Какая мыслима в апреле,Берёзы ветви поднималиИ незаметно вечерели.
Узор отточенный и мелкий,Застыла тоненькая сетка,Как на фарфоровой тарелкеРисунок, вычерченный метко, –
Когда его художник милыйВыводит на стеклянной тверди,В сознании минутной силы,В забвении печальной смерти.
Осип Мандельштам
Сравнительная таблица
модернистских течений рубежа 19-20 веков
Критерии для сопоставления | ФУТУРИЗМ |
1. Отношение к миру | Мир надо переделать |
2. Роль поэта | Поэт разрушает старое |
3. Отношение к слову | Свобода в обращении со словом |
4. Особенности формы | Обилие неологизмов, искажений |
5. Близкий род искусства | Живопись |
6. Представители | Стр. 267-280 - выписать |
Пощечина общественному вкусу
Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы – лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?
Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. – нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!
Мы приказываем чтить права поэтов:
1) На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
2) На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3) С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Вами Венок грошовой славы.
4) Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
Домашнее задание
1) Подготовить сообщение-презентацию об одном из русских поэтов-модернистов по принципу:
Кто – когда – как – что писал (+пример творчества)
Над д/з можно работать парой.
2) Каждый должен сдать 5 стихотворений русских поэтов-модернистов:
Символисты – 13 (18).10 и Блок («Незнакомка») – 21(25).10
Акмеисты – 25 (29).11
Футуристы – 08 (13).12
Есенин – 23 (27).12
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.