Сравнительная таблица
модернистских течений рубежа 19-20 веков
Критерии для сопоставления | СИМВОЛИЗМ |
1. Отношение к миру | Мир не познаваем |
2. Роль поэта | Поэт-пророк разгадывает тайны бытия, слова |
3. Отношение к слову | Слово многозначно и символично |
4. Особенности формы | Намёки, иносказания |
5. Близкий род искусства | Музыка |
6. Представители | Стр. 150-191 - выписать |
Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертания вдали... И какие-то звуки вокруг раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор... И сиянием прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор.
А внизу подо мною уж ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали.
Я узнал, как ловить уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня, И все выше я шел, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня.
Константин Бальмонт
Сравнительная таблица
модернистских течений рубежа 19-20 веков
Критерии для сопоставления | АКМЕИЗМ |
1. Отношение к миру | Мир познаваем |
2. Роль поэта | Поэт возвращает слову ясность, простоту |
3. Отношение к слову | Чёткая определённость слова |
4. Особенности формы | Конкретная образность, отточенность деталей |
5. Близкий род искусства | Живопись, архитектура, скульптура |
6. Представители | Стр. 252-267- выписать |
На бледно-голубой эмали,Какая мыслима в апреле,Берёзы ветви поднималиИ незаметно вечерели.
Узор отточенный и мелкий,Застыла тоненькая сетка,Как на фарфоровой тарелкеРисунок, вычерченный метко, –
Когда его художник милыйВыводит на стеклянной тверди,В сознании минутной силы,В забвении печальной смерти.
Осип Мандельштам
Сравнительная таблица
модернистских течений рубежа 19-20 веков
Критерии для сопоставления | ФУТУРИЗМ |
1. Отношение к миру | Мир надо переделать |
2. Роль поэта | Поэт разрушает старое |
3. Отношение к слову | Свобода в обращении со словом |
4. Особенности формы | Обилие неологизмов, искажений |
5. Близкий род искусства | Живопись |
6. Представители | Стр. 267-280 - выписать |
Пощечина общественному вкусу
Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы – лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?
Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. – нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!
Мы приказываем чтить права поэтов:
1) На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
2) На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3) С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Вами Венок грошовой славы.
4) Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших «Здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещутвпервые зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Д. Бурлюк, Александр Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников
Москва, 1912. Декабрь
Домашнее задание
1) Подготовить сообщение-презентацию об одном из русских поэтов-модернистов по принципу:
Кто – когда – как – что писал (+пример творчества)
Над д/з можно работать парой.
2) Каждый должен сдать 5 стихотворений русских поэтов-модернистов:
Символисты – 13 (18).10 и Блок («Незнакомка») – 21(25).10
Акмеисты – 25 (29).11
Футуристы – 08 (13).12
Есенин – 23 (27).12
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.