Михаил Васильевич Ломоносов
первый из русских ученых, которого и современники, и потомки с полным правом ставят в один ряд со знаменитыми европейскими учеными, заложившими основы научных знаний нового времени.
По обилию талантов — он был физиком, химиком, занимался механикой, географией, астрономией, живописью, историей, драматургией, поэзией, филологией — Ломоносова сравнивают с Леонардо да Винчи и другими гениями эпохи Возрождения.
Огромное значение для России имеет и поэтический дар Ломоносова.
Его называют "отцом новой русской литературы" и создателем русского литературного языка.
…Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!..
На острове к началу XVIII века было несколько небольших деревень, в которых жили черносошные(т.е. государственные ) крестьяне. Основным их занятием были морские промыслы и рыбная ловля. Жили они зажиточнее, чем помещичьи крестьяне. Богат был их родной северный край рыбою, зверем, лесом. И поморы, так они себя называли, славились как отважные мореходы. Ходили они на своих судах в Белое море, в Ледовитый океан.
Юный Михаил с детских лет помогал отцу. Ходил с ним в море, умел управлять кораблем, охотиться на морского зверя и ловить рыбу. Не по годам рослый и крепкий, в кулачных боях он один выходил против целой толпы одногодков. Под влиянием матери Ломоносов пристрастился к чтению церковных книг. Учение он продолжил у местного дьячка. Дьячок научил его всему, что знал сам, а потом, упав пред своим учеником на колени, признался, что больше сам ничего не знает.
Найденные автографы красноречиво говорят о том, что Михайло Ломоносов, которому не сравнялось ещё и 14 лет, был уже настолько грамотным, что купцы и посадские люди Архангельска и окрестностей и чиновники таможни доверяли ему подписывание важных документов.
У своего соседа Михаил увидел две светские книги — "Грамматику" М. Смотрицкого и
"Арифметику" Л. Магницкого. В "Грамматике" объяснялись не только правила письма, но и излагались основные приемы стихосложения. А "Арифметика" Магницкого, содержала сведения по математике и физике, по географии и астрономии. Эти две книги потрясли юношу. Он выучил их наизусть,
с благодарностью помнил всю жизнь и называл "вратами своей учености".
М. Ломоносов слышал, что для серьезного изучения наук нужно знать латинский язык. В Холмогорах была "Словесная школа", в которой преподавал выпускник московской Славяно-греко-латинской академии Иван Каргопольский. Ломоносову иногда удавалось посещать занятия этой школы. Не имея тетрадей, он записывал сведения по географии и латинскому языку прямо на подкладке своего кафтана. По-видимому, именно Каргопольский рассказал Ломоносову о Славяно-греко-латинской академии.
Мать Ломоносова умерла, когда ему исполнилось девять лет. Мачеха не любила книжных занятий пасынка, отец не перечил ей, и жизнь в родном доме сделалась для юноши, стремившегося к знаниям, нестерпимой. Узнав, что отец хочет женить его, Ломоносов решил бежать в Москву. Он прикинулся больным, женитьбу пришлось отложить.
В Москве молодой Ломоносов случайно встретил своего земляка, который помог ему поступить в Славяно-греко-латинскую академию по видом сына дворянина.
Жить приходилось трудно— студенты академии получали десять рублей в год. Позже Ломоносов писал: "Имея один алтын в день жалованья,нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет, но наук не оставил".
Когда по решению Сената в Петербурге организовали при академии наук "семинарию" для самых способных к учению дворян, Ломоносов попал в список тридцати избранных.
Спустя некоторое время наиболее способных студентов направили в Германию для изучения химии и горного дела.
Ломоносов вошел в их число.
После возвращения в Петербург Ломоносов начинает играть главную роль в деятельности Академии наук.
Он публикует одну за другой научные работы, делает важнейшие открытия в химии и физике, создает первый в России химический кабинет, проводит уникальные наблюдения прохождения планеты Венера через диск солнца, исследует электрические явления, разрабатывает план северного морского пути.
Ломоносов вошел в историю России как создатель русской науки. Огромна и его роль в развитии образования и просвещения. Именно по его планам при содействии графа Шувалова открылся первый университет.
Пушкин писал по этому поводу: "Ломоносов был великий человек. Он создал первый русский университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом".
Важнейшей проблемой в эпоху Ломоносова было формирование русского национального языка, языка отечественной культуры, науки, литературы.
М. В. Ломоносов составил первую российскую грамматику,
разработал «правила российского стихотворства»,
создал «Риторику» и учение о «штилях».
М. В. Ломоносов умер в 1765 году. Более двух веков отделяет нас от его жизни, его судьбы. И все это время имя Ломоносова занимает одно из самых главных мест в летописи нашей Родины. Уже при жизни учёного велика была его слава, причём не только в "пределах российских", но и в других странах.
Памятник М.В.Ломоносову
в селе Ломоносово
Памятники Ломоносову...
Воплощение любви народной ...
Первый памятник Ломоносову был сооружен ещё в конце XVIII века.
Памятник М. В. Ломоносову,
установленный на его родине П. И. Челищевым
Памятник Ломоносову
в г. Архангельске у АГТУ
Памятник Ломоносову
в г. Архангельске
у ПГУ им М.В.Ломоносова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.