Презентация к уроку "Место придаточного в СПП"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 18.07.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Место придаточного в СПП.ppt

Место придаточного
в сложноподчинённом
предложении

Цели урока

Углубить знания о строении СПП, о средствах связи его структурных частей, о месте придаточного по отношению к главному предложению, отрабатывать умение составлять и использовать в речи СПП, совершенствовать пунктуационные навыки, развивать интерес к урокам русского языка, воспитывать любовь к родной природе.

Повторение

1. Какие предложения называются сложноподчинёнными?

2. Приведите примеры из домашнего упражнения.

3. Из каких частей состоит СПП?

4. Чем связывается придаточное предложение с главным?

5. Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?

6. Расскажите о роли указательных слов в СПП.

Наблюдение
над языковым материалом:

1. Определите вид сложного предложения.

2. Назовите главную и придаточную часть.

3. Укажите место придаточной части.

Если осенью выдаётся
свободный денёк, мы
отправляемся в лес.

(…), […].

Хороша природа,
когда под солнцем
сверкает золото
осенней листвы.

[…], (…).

Рябина, что растёт
у опушки, похожа на
пылающий костёр.

[… ,(…), ...].

Вывод:

структура спп гибкая,

придаточная часть
может перемещаться по отношению к главной, т.е. может стоять

перед главной (…), […].

после главной […], (…).

в середине главной [… ,(…), ...].

Конструирование
предложений:

1. Туман рассеялся.

2. Мы вышли к реке.

Простые предложения преобразуйте в сложноподчинённое.

Составьте схемы сложноподчинённых предложений.

Запишите все возможные варианты.

Туман рассеялся, когда мы вышли к реке.
[…], (когда…).

Когда мы вышли к реке, туман рассеялся.
(Когда …), […].

Туман, когда мы вышли к реке, рассеялся.
[… ,(когда …), ...].

Отличаются ли эти предложения по смыслу?

В чём заключается их различие?

Секреты
пунктуации

[ … ] , ( … ).

[… ,(…), ...].

( … ), [ … ].

Объяснительное
письмо


Укажите предложения,
в которых можно изменить место
придаточного по отношению к главному

Сочинение-миниатюра

1. Составьте мини-текст на тему
"Осенний день", используя спп.

2. Опирайтесь на репродукцию
картины И.Левитана
"Золотая осень".

И.И.Левитан. Золотая осень

Работа с учебником:

§ 9, стр. 41

Тест


На уроке:

мы вспомнили...

мы узнали...

мы выполнили...

Домашнее
задание:

§ 9, упражнение 87 (I)