Презентация к уроку на тему "Шпоночное соединение"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 08.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к уроку на тему "Шпоночное соединение"
Иконка файла материала ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ.pptx

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области Петровский агропромышленный лицей

ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ

Шпоночное соединение подразумевает под собой
высоконадежное соединение между двумя
различными деталями одного механизма. Как
правило, в роли этих деталей выступают ведущие и
ведомые элементы системы, например, вал и
шкив, вал и ступица, вал и зубчатое колесо.

Шпоночное соединение считается соединением
разборного типа. Это означает, что такую
конструкцию можно неоднократно разбирать и
собирать обратно при необходимости, например,
при износе основного крепежного элемента. При
этом после проведения данных разборочно-
сборочных работ итоговый КПД будет точно таким
же, как и при первой сборке.

Собственно, самим крепежным элементом в
соединении является обычная стальная шпонка.
Примечательно, что переводе с Польского языка
шпонка обозначает «клин». Такое название она
получила как раз за счет своей конструкционной
клиновидной формы, а также из-за принципа
действия.

Несмотря на то, что с течением времени кроме
клиновых шпонок появились и другие виды
шпонок — сегментные, призматические и даже
тангенциальные, основной принцип действия у
подобных стальных изделий остаётся абсолютно
таким же.

По конструкционным особенностям изготовления
эти виды шпонок имеют следующие отличия:
Призматическая шпонка ГОСТ 23360-78
используется в зависимости от варианта
исполнения. Различают изделия направляющего,
закладного и скользящего действия.
Труднозаменимы. Могут опрокинуться при износе.

Сегментная шпонка ГОСТ 24071-97 — используется
для фиксации деталей на валах при низкой
нагрузке. Этот вид имеет невысокую прочность,
однако достаточно прост в изготовлении и
обладает невысокой стоимостью.

Клиновая шпонка ГОСТ 24068-80 — применяется
крайне редко из-за того, что форма изделия
создает внутри соединения излишнее напряжение,
а это чревато появлением радиального сдвига и
последующей деформации.

Цилиндрическая шпонка ГОСТ 12207-79
применяется для создания соединения на концах
валов. Обязательным условием использования
считается одинаковая твердость и плотность
соединяемых шпонкой материалов.

Тангенциальная шпонка ГОСТ 24069-97 — это
разновидность клиновых шпонок. Её особенность
— широкая грань поверхности, за счет которой
установка происходит по касательной вала с
сечением больше 100 мм.

Кроме приведенных выше госстандартов
существуют другие нормативные
документы, регулирующие процесс изготовления
шпонок. В частности, это правила немецкого
института по стандартизации — DIN. Само собой,
немецкие требования к производству в
большинстве имеют значительные отличия от
отечественных, да и в целом, существует очень
большое число стандартов производства, в
зависимости от конфигурации и предназначения
изделия.

Однако есть и взаимозаменяемые стандарты,
например немецкая сегментная
шпонка DIN 6888 — это в принципе та же самая
отечественная сегментная шпонка ГОСТ 24071-97.
Таким образом, в зависимости от того, какие
именно виды шпонок использовали при фиксации
узлов механизма, будет зависеть
работоспособность и долговечность шпоночного
соединения. Дело в том, что стальная
шпонка устанавливается в специальные пазы как
на валах, так и на осях соединяемых ими деталей.

Подобное расположение позволяет избежать
взаимного проворачивания деталей, а при
избыточных нагрузках, под воздействием больших
сил, шпонка попросту срезается в месте
соприкосновения, тем самым позволяя сохранить
все рабочие узлы совершенно без каких-либо
существенных повреждений их функционала.

Более того, стальная шпонка часто используется
для передачи крутящего момента от одного
ведущего вала к другому ведомому
элементу, обеспечивая при достаточно невысокой
себестоимости довольно хороший уровень
КПД. Шпоночное соединение считается вполне
надежным способом соединения деталей, имеющим
множество преимуществ. Однако и здесь есть свои
существенные недостатки. Для посадочного места
шпонки на валах и осях фрезами и резцами
проделываются специальные отверстия, значительно
ослабляющие нагрузочную способность у
соединяемых деталей из-за превышения допустимого
уровня напряжений.

Тем не менее, шпоночное соединение имеет так
же множество достоинств, благодаря которым
подобный способ для фиксации деталей применяется
практически во всех отраслях тяжелого и легкого
машиностроения, а также в приборостроении и
станкостроении и других производственных сферах. В
частности, стальная шпонка имеет несложную
конструкцию, с легкостью устанавливается и при
необходимости демонтируется, имеет хорошую
надежность и совсем невысокую стоимость. При этом
для различных целей возможно выбрать наиболее
оптимальные виды шпонок, отличающиеся
формой, размерами и материалом изготовления.