Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка в начальных классах в условиях реализации ФГОС
Текст слайда
Мнемозина- богиня памяти.
Имя произошло от греческого слова
« мнемо», что значит «память».
Приёмы запоминания называют
мнемотехникой.
Мнемоника – искусство запоминания, совокупность приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.
Задачи:
1. Способствовать развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы;
2. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
Задачи:
3. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;
4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса;
5. Способствовать развитию мелкой моторики рук;
6. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
Задачи:
7. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; развитию интереса, мотивации к изучению нового, принимать активное участие в образовательном процессе;
8. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи в соответствии с возрастом, применять знания и способы деятельности в решении задач.
Бедный словарный запас;
Неумение согласовывать слова в предложении;
Нарушение звукопроизношения;
Неспособность построить монолог;
Бедная диалогическая речь;
Плохое развитие связной речи;
Несформированность психических процессов;
Несовершенство различных видов мышления.
Интегративностью – образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях;
Экономичностью – используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические не требующие финансовых затрат;
Процессуальностью – развитие ребёнка рассматривается как процесс.
Здоровьесбережением – реализуется исходя из потребностей и возможностей ребёнка. Ребёнок не испытывает давления со стороны педагога. Педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.
Универсальностью – может использоваться любым педагогом и родителями.
Системный – технология используется в системе обучения и воспитания;
Личностный – с учётом потребностей и возможностей каждого ребёнка;
Деятельностный – развитие ребёнка происходит в деятельности, он читает предложенные педагогом схемы, таблицы и составляет свои;
Диалогический – процесс обучения происходит в форме диалога;
Культурологический – ребёнок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;
Информационный – ребёнок через схемы, таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию.
Классификация приёмов мнемотехники
МНЕМОТЕХНИКА
Мнемотаблицы
Рифмовки. Общность ударений
Сказки - ассоциации
Схематично – рисуночная
«Пальчиковая»
Отнесённость к одному словообразовательному типу
Мнемотаблица №2. Словарные слова.
Безударная гласная «а»
п | са | ||||||||||||
р | п | к | л | с | б | к | з | м | г | к | х | ||
А | |||||||||||||
бо | ль | р | ток | по | ра | ран | вод | ши | р | ль | зе | пус | р |
чий | то | ман | ги | бан | даш | на | буз | бом | та |
Мнемотаблица №3. «Удвоенная согласная»
ру | сс | кий |
Ро | ия | |
ра | тояние | |
ка | а | |
па | ажир | |
дре | ировщик | |
режи | ёр | |
ра | каз | |
ка | ета | |
кро | ворд | |
ба | ейн | |
шо | е | |
кро |
Методы мнемотехники:
Метод графических ассоциаций.
Комбинированный метод – это использование при запоминании слова графические, и звуковые ассоциации, а так же этимологию слова.
Корабль (сейчас все слово корень). В древние времена корабль, корка, корыто, короб, коричневый были родственниками, поскольку у них единый исторический корень –кор- (от значения кора у дерева). Коричневый корабль –короб, он сделан из коры.
Деревня – в деревне дома сделаны из дерева. В слове «деревня» в слабой позиции пишут гласную букву «е».
Земляника – от слова «земля»; земляная ягода.
Коньки – от слова «конь»; первоначально изгиб конька украшали изображением лошадиной головы.
АБВГДЕЁ – постираем всё бельё.
ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем.
НОПРСТУ – погуляем по мосту.
ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща!
ЪЫЬ – не запомнятся никак.
ЭЮЯ – вот и всё, друзья!
Метод звуковых (фонетических) ассоциаций используется при удачном созвучии фразы и словарного слова:
дед в деревне
завтра на завод
дети дежурные
машина у Маши
пенал у Пети
Используем и такие фразы:
Костя носит костюм, а Павел пальто.
Пианино – у пианино ослик Иа пел: «ИА – ИА»
Захар любит сахар.
Ян родился в январе.
Обезьяна кричит : «Оооо, ееее»
На улице много знакомых лиц.
На запоминание всегда твёрдых согласных
На запоминание всегда мягких согласных звуков
Пары согласных по глухости - твёрдости:
Б В Г Д Ж З
[б]- [п] [в]- [ф] [г]-[к] [д]-[т] [ж]-[ш] [з]- [с]
На запоминание ударений
Глаголы – исключения из 1 спряжения
Гнать, держать, смотреть и видеть, Слышать, дышать и ненавидеть.И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.Вы запомните, друзья, их на Е писать нельзя.Это исключение из первого спряжения.
Уважают человека у туркмен, татар, узбеков,
У таджиков и армян, у монголов и цыган,
У якутов и тунгусов, у башкир и белорусов,
У киргизов и грузин, у бурят и осетин.
В детской сказке колобок по траве катится мог
Без ботинок, без сапог, без носок и без чулок.
Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,
Баклажанов – грядок пять, помидоров – не собрать.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.