Презентация к уроку "О-А в корнях слов"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 18.07.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала О-А в корнях.pptx

Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка в начальных классах в условиях реализации ФГОС

Текст слайда

Мнемозина- богиня памяти.
Имя произошло от греческого слова
« мнемо», что значит «память».

Приёмы запоминания называют
мнемотехникой.



Мнемоника – искусство запоминания, совокупность приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.
  Мнемотехника– система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное, сохранение и воспроизведение информации.

Цель: эффективное усвоение и запоминание материала обучающимися.

Задачи:



1. Способствовать развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы;
2. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

Задачи:



3. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса;
5. Способствовать развитию мелкой моторики рук;

6. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;

Задачи:



7. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; развитию интереса, мотивации к изучению нового, принимать активное участие в образовательном процессе;
8. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи в соответствии с возрастом, применять знания и способы деятельности в решении задач.


Бедный словарный запас;
Неумение согласовывать слова в предложении;
Нарушение звукопроизношения;
Неспособность построить монолог;
Бедная диалогическая речь;
Плохое развитие связной речи;
Несформированность психических процессов;
Несовершенство различных видов мышления.

Интегративностью – образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях;
Экономичностью – используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические не требующие финансовых затрат;
Процессуальностью – развитие ребёнка рассматривается как процесс.
Здоровьесбережением – реализуется исходя из потребностей и возможностей ребёнка. Ребёнок не испытывает давления со стороны педагога. Педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.
Универсальностью – может использоваться любым педагогом и родителями.

Системный – технология используется в системе обучения и воспитания;
Личностный – с учётом потребностей и возможностей каждого ребёнка;
Деятельностный – развитие ребёнка происходит в деятельности, он читает предложенные педагогом схемы, таблицы и составляет свои;
Диалогический – процесс обучения происходит в форме диалога;
Культурологический – ребёнок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;
Информационный – ребёнок через схемы, таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию.

Классификация приёмов мнемотехники

МНЕМОТЕХНИКА

Мнемотаблицы

Рифмовки. Общность ударений

Сказки - ассоциации

Схематично – рисуночная

«Пальчиковая»

Отнесённость к одному словообразовательному типу

Мнемотаблица №1. Словарные слова.
Сочетания «оро», «оло».


с

в

с

х

м

к

м

г

О
Р
О

О
Л
О

О
Р
О

бей

на

ка

шо

ко

ва

з

д

Мнемотаблица №1. Словарные слова.
Безударная гласная «о»


де

я

М

в

п

к

с

г

л

О

ск

ч

су

нь

ба

да

па

ва

ка

да

ки

ка

та


Мнемотаблица №2. Словарные слова.
Безударная гласная «а»



п

са

р

п

к

л

с

б

к

з

м

г

к

х

А

бо

ль

р

ток

по

ра

ран

вод

ши

р

ль

зе

пус

р

чий

то

ман

ги

бан

даш

на

буз

бом

та

Мнемотаблица №3. «Удвоенная согласная»



ру

сс

кий

Ро

ия

ра

тояние

ка

а

па

ажир

дре

ировщик

режи

ёр

ра

каз

ка

ета

кро

ворд

ба

ейн

шо

е

кро

Шёл чёрный ёжик в жёлтом жилете.



Быстро весело скоро легко
Все ребята надели пальто.



Москва, воробей, ягода.



Методы мнемотехники:

Метод графических ассоциаций.
На уроках или в виде творческого домашнего задания дети работают над созданием схематичных рисунков на месте пропусков, прямо или косвенно ассоциирующихся с образом данного слова:

Комбинированный метод – это использование при запоминании слова графические, и звуковые ассоциации, а так же этимологию слова.

Корабль (сейчас все слово корень). В древние времена корабль, корка, корыто, короб, коричневый были родственниками, поскольку у них единый исторический корень –кор- (от значения кора у дерева). Коричневый корабль –короб, он сделан из коры.
Деревня в деревне дома сделаны из дерева. В слове «деревня» в слабой позиции пишут гласную букву «е».
Земляникаот слова «земля»; земляная ягода.
Конькиот слова «конь»; первоначально изгиб конька украшали изображением лошадиной головы.



АБВГДЕЁ – постираем всё бельё.
ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем.
НОПРСТУ – погуляем по мосту.
ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща!
ЪЫЬ – не запомнятся никак.
ЭЮЯ – вот и всё, друзья!



Иван Родил Девчонку, Велел Тащить
Пелёнку.



Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц».



Надеваю одежду, одеваю – Надежду.



Лучше кушать вИнЕгрет,
чем автобусный бИлЕт.

Метод звуковых (фонетических) ассоциаций используется при удачном созвучии фразы и словарного слова:

дед в деревне
завтра на завод
дети дежурные
машина у Маши
пенал у Пети

Используем и такие фразы:

Костя носит костюм, а Павел пальто.
Пианино – у пианино ослик Иа пел: «ИА – ИА»
Захар любит сахар.
Ян родился в январе.
Обезьяна кричит : «Оооо, ееее»
На улице много знакомых лиц.



На запоминание звонких согласных:
Безногий выл: «Я даром жил».



На запоминание всегда твёрдых согласных
Над цветами жук шуршит,
Знать он твёрдые велит.



На запоминание всегда твёрдых согласных
Вращая глазами, Петя следил за пчелой, летающей кругами у носа мальчика.
-[Ж]ужжи[ш]ь?- спросил он у пчелы.
-[Ц]ыц!- ответила она и ужалила Петю в нос.



На запоминание всегда мягких согласных звуков
[Й'], [ч'], [щ'] – всегда мягкие.
[Й']огурт, [ч']ай, [щ']ербет… Слаще в мире нет.
Можно запомнить по словоформе [ч']а[щ']е[й']
Чащей, чащей ты иди, Всегда мягких только три.



Пары согласных по глухости - твёрдости:

Б В Г Д Ж З
     
[б]- [п] [в]- [ф] [г]-[к] [д]-[т] [ж]-[ш] [з]- [с]



На запоминание ударений
Надеваю шо'рты, чтобы кушать то'рты

Нефтепрово'д сломал бегемо'т.

Распространенная орфоэпическая ошибка - поло'жил.
Коль поло'жил, значит – ложь,
А зачем тогда ты врешь.
Помни: положи'л и жил.

Хватит балова'ться,
Будем улыбаться.

Он свет включи'т,
Аж проводка трещит.

Пусть неду'г
Обойдет твоих подруг.



Глаголы – исключения из 1 спряжения
Гнать, держать, смотреть и видеть, Слышать, дышать и ненавидеть. И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть. Вы запомните, друзья, их на Е писать нельзя. Это исключение из первого спряжения.



Уважают человека у туркмен, татар, узбеков,
У таджиков и армян, у монголов и цыган,
У якутов и тунгусов, у башкир и белорусов,
У киргизов и грузин, у бурят и осетин.

В детской сказке колобок по траве катится мог
Без ботинок, без сапог, без носок и без чулок.

Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,
Баклажанов – грядок пять, помидоров – не собрать.

«Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, корень меняет вкус и вызывает вполне здоровый аппетит».
Г.Е. Окулова