Презентация к уроку "Отмена крепостного права"
Оценка 4.7

Презентация к уроку "Отмена крепостного права"

Оценка 4.7
Презентации учебные
ppt
03.05.2020
Презентация к уроку "Отмена крепостного права"
ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА.ppt

Тема урока: «Крестьянская реформа 1861 года и ее значение»

Тема урока: «Крестьянская реформа 1861 года и ее значение»

Тема урока: «Крестьянская реформа 1861 года и ее значение» Преподаватель истории ГБПОУ МО «Дмитровский техникум» Л.А. Янбекова

Исторический диктант»: запишите термины, а из первых букв составьте слово, которое характеризует

Исторический диктант»: запишите термины, а из первых букв составьте слово, которое характеризует

 «Исторический диктант»: запишите термины, а из первых букв составьте слово, которое характеризует Россию 19 в.

власть монарха, ограниченная конституцией;
 коренной переворот в жизни общества
- отступник от официальной веры
- переход от ручного труда машинным
- платежи крестьян помещику деньгами или продуктами
- группа общества, обладающая особыми правами и обязанностями
- политика устрашения насильственными мерами
- общественное движение, служение народу
- ничем не ограниченная власть монарха
- натуральный налог народов Сибири и Севера

Цель урока познакомится с личностью императора

Цель урока познакомится с личностью императора

Цель урока

познакомится с личностью императора
Александра II;
сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права;
уяснить историческую закономерность падения крепостного права в России и его значение;
путём анализа основных положений реформы выявить её двойственность – прогрессивные (рыночные) и патриархально-крепостнические черты;

План урока: Характеристика личности императора

План урока: Характеристика личности императора

План урока:

Характеристика личности императора Александра II.
Подготовка крестьянской реформы.
Основные положения крестьянской реформы.
Значение отмены крепостного права.

Николай I 1825 - 1855

Николай I 1825 - 1855

Николай I
1825 - 1855

Александр II 1855 – 1881

Александр II 1855 – 1881

Александр II
1855 – 1881

Учителя Александра II В.А.Жуковский

Учителя Александра II В.А.Жуковский

Учителя Александра II

В.А.Жуковский

М.М.Сперанский

Е.Ф. Канкрин

Он был высок, как все Романовы, красив и держался с большим достоинством, но у него было гораздо меньше величественности и полностью отсутствовала неуместная суровость его…

Он был высок, как все Романовы, красив и держался с большим достоинством, но у него было гораздо меньше величественности и полностью отсутствовала неуместная суровость его…

«Он был высок, как все Романовы, красив и держался с большим достоинством, но у него было гораздо меньше величественности
и полностью отсутствовала неуместная суровость его отца».

(Американский дипломат А.Уайт)

Император – лучший из людей. Он был бы прекрасным государем в хорошо организованной стране и в мирное время, где приходилось бы только охранять

Император – лучший из людей. Он был бы прекрасным государем в хорошо организованной стране и в мирное время, где приходилось бы только охранять

«Император – лучший из людей.
Он был бы прекрасным государем
в хорошо организованной стране
и в мирное время, где приходилось бы
только охранять.
Но ему недостаёт темперамента
преобразователя».



(Фрейлина императрицы Марии Фёдоровны, дочь Тютчева)

Какие проблемы оставил Александру

Какие проблемы оставил Александру

Какие проблемы оставил Александру II его отец?

- из Крымской войны Россия вышла изнурённая неравной борьбой;
- дефицит бюджета составлял 307,5 млн. рублей;
- война показала необходимость реформирования всех сторон жизни общества;
- необходимо было вывести Россию из кризиса.

Павла I о трёхдневной барщине 1803г

Павла I о трёхдневной барщине 1803г

1797г. – указ Павла I о трёхдневной барщине
1803г. – Указ Александра I о «вольных хлебопашцах»
1816 – 1819 гг. – Закон Александра I полной отмене крепостного права в трёх прибалтийских губерниях (Эстляндии, Курляндии, Лифляндии)
1842г. – Закон Николая I даровал крепостным крестьянам право выкупа на свободу в случае продажи имения их владельца

Кто и когда из правителей пытался решить вопрос об отмене крепостного права?

Поражение в Крымской войне. 2. отставание

Поражение в Крымской войне. 2. отставание

1. Поражение в Крымской войне. 2. отставание России от европейских государств. 3. Социально-экономическая отсталость России в сравнении с Западной Европой. 4. Массовое крестьянское движение. 5. Общественное мнение.

Основные причины отмены крепостного права в России

В 1855 году А.И.Герцен писал императору: «Дайте землю крестьянам

В 1855 году А.И.Герцен писал императору: «Дайте землю крестьянам

В 1855 году А.И.Герцен
писал императору:

«Дайте землю крестьянам. Она и так им принадлежит.
Смойте с России позорное пятно
крепостного состояния, залечите синие рубцы
на спине наших братий…»
« Торопитесь! Спасите крестьянина от будущих
злодейств, спасите его от крови, которую он должен
будет пролить!»

Александр II выступил с речью перед московским дворянством

Александр II выступил с речью перед московским дворянством

30 марта 1857г. Александр II выступил с речью перед московским дворянством.

Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам;
это несправедливо, и вы можете сказать это
всем направо и налево;
но чувство, враждебное между крестьянами
и их помещиками, к несчастью, существует;
и от этого было уже несколько случаев
Неповиновения к помещикам.
Я убеждён, что и вы одного мнения со мною,
следовательно, гораздо лучше, чтобы это
произошло свыше, нежели снизу.

Подготовка крестьянской реформы

Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян»

Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян»

2. 3 января 1857 г. – образован Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян».

Октябрь 1857г. – виленский генерал губернатор

Октябрь 1857г. – виленский генерал губернатор

3. Октябрь 1857г. – виленский генерал губернатор В.Н.Назимов от лица дворян просит разрешение обсудить вопрос об освобождении крестьян без наделения их землёй. 4. 20 ноября 1857 г. – Александр II издаёт рескрипт (ответное письмо, имеющее силу законодательного акта) об учреждении из числа дворян губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян.

Февраль 1858 года - Секретный комитет переименован в

Февраль 1858 года - Секретный комитет переименован в

5. Февраль 1858 года - Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Председателем назначен был великий князь Константин Николаевич, брат царя. 6. 17 февраля 1859 года – учреждены Редакционные комиссии, как рабочий орган при Главном комитете. Председателем назначен Яков Иванович Ростовцев. Главная задача редакционных комиссий: составить на основе всех поступающих материалов общий проект закона об освобождении крестьян.

Ростовцев привлёк к работе последовательных сторонников реформ:

Ростовцев привлёк к работе последовательных сторонников реформ:

Ростовцев привлёк к работе последовательных сторонников реформ: Н.А. Милютина, Ю.Ф.Самарина, В.А.Черкасского

Н.А. Милютин

Ю.Ф. Самарин

Какой вариант избрал Александр

Какой вариант избрал Александр

Какой вариант избрал Александр II и почему?

Александр II подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»

Александр II подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»

19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта».

Основные положения Манифеста По реформе крестьяне сразу получили личную свободу, т

Основные положения Манифеста По реформе крестьяне сразу получили личную свободу, т

Основные положения Манифеста

По реформе крестьяне сразу получили личную свободу, т.е. свободу перемещения, заключения брака, гражданских сделок, торговли, перехода в другие сословия.
Крестьяне освобождались с землёй, однако земля не сразу становилась их собственностью. Свой надел, размеры которого зависели от природных и экономических особенностей региона, они должны были выкупить у помещика, по-прежнему работая на барщине или выплачивая оброк. Размеры выкупа земли в каждом регионе были разными. Но везде государство помогало крестьянину совершить выкуп: оно оплачивало 80 % стоимости надела, а остальные 20 % выкупной суммы крестьянин выплачивал помещику самостоятельно. Деньги, которые выплатило государство, крестьяне должны были вернуть в течение 49 лет, ежегодно выплачивая 6 % от полученной суммы (так называемые выкупные платежи). Выкупившие свои наделы именовались крестьянами-собственниками, а не осуществившие этого – временнообязанными. Временнообязанное состояние крестьян могло продолжаться в течение 9 лет. В это время крестьянин не мог отказаться от своего надела земли.
Крестьяне могли получить землю и бесплатно, но лишь ¼ часть определённого законом общего надела.
Размеры крестьянских наделов, а также оброк и барщина временнообязанных должны были быть точно определены соглашением между помещиком и крестьянами – Уставными грамотами. Срок подписания уставных грамот определялся в 2 года.
Для контроля за осуществлением реформы на местах создавался специальный институт мировых посредников.
Крестьяне, получив личную свободу, отныне должны были иметь самоуправление. Основой новой системы самоуправления становились сельский сход и волостной сход. На этих собраниях сельское общество избирало старосту, сборщика податей, старшину.

Значение реформы отмены крепостного права

Значение реформы отмены крепостного права

Значение реформы отмены крепостного права

Отменив крепостную зависимость, она сделала около 24 млн. крестьян лично свободными. Реформа стала переломным моментом, гранью между двумя эпохами – феодализмом и капитализмом, создала условия для утверждения капиталистического уклада в экономике страны.

Недостатки отмены крепостного права:

Недостатки отмены крепостного права:

Недостатки отмены крепостного права:

Сохранение помещичьего землевладения в России, что тормозило развитие капитализма в стране и способствовало развитию революционного движения (большевики и эсеры использовали этот вопрос в политический деятельности своих партий, что вело их к росту популярности в крестьянской среде и революции);
Сохранение общинного землепользования тормозило процесс появления крестьянина-собственника (фермера);
Не решался финансовый вопрос, ради которого ввели выкуп надельной земли для крестьян (финансы после Крымской войны не способствовали развитию промышленности в России);

Практическое задание 1 2 3

Практическое задание 1 2 3

Практическое задание

1

2

3

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Вопросы: 1, 2 (устно), 3 (письменно)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Вопросы: 1, 2 (устно), 3 (письменно)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Вопросы: 1, 2 (устно), 3 (письменно)

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2020