Перед вами шифровка четырех слов 2413! Отгадав слова, вы сформулируете тему урока! С помощью чего создан шифр слов?
Раздел науки о языке, который изучает строение слова.
Поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха).
Раздел науки о языке, который изучает правила написания слов.
Местность, территория, край.
Разве можно путешествовать по разделам русского языка?
Что нам потребуется для такого путешествия?
Придумайте вопросы к теме урока, используя слова –подсказки. Задайте вопросы классу. Запишите три самых значимых для вас вопроса.
Где?
Как?
Что?
Зачем?
Почему?
Для чего?
Согласны ли вы, что?
Морфемы.
Лексическое значение слова.
Однокоренные слова.
Морфемный разбор
Чередования гласных звуков в корне слова.
Правописание приставок.
Правописание о/ё после шипящих.
Беглые гласные.
Какова цель нашего урока?
Подсказка: остановка может иметь самое фантастическое название. Но должна быть связана с морфемикой и орфографией.
Используя вопросы к теме и понятия темы, предложите м..ршрут нашего путешествия из 5 остановок. Обсудите в парах. Поделитесь своей версией.
Запишите свой маршрут в тетрадь:
А нам пора в путь!
Остановка первая: «Остров Чередующихся гласных в корне»
Спишите, вставляя пропущенные слова. Объясните графически написание букв а-о в корнях с чередованием.
Несмотря на то, что корабль потерпел крушение, мы выбрались на берег и…. у тропических……. Под ногами ра(с?з)кинулась … необычных ярко-розовых цветов. Такие ни за что не встретишь в…. ! Мы … уцелевшие вещи и отправились обследовать остров. Впереди всех шел … Как вы думаете, а что случилось дальше?
Слова для справок: Р..стислав, распол…жились, пор..сль, р…стения, зар…слей, Р…стов, пол…жили.
Придумайте продолжение истории
Остановка вторая: «НОСТАЛЬГИЯ»
Ностальгия - тоска по родине, а также вообще тоска по прошлому.
(Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992)
Прочитайте стихотворение. Какова его тема?
Найдите в тексте слова, к которым можно подобрать однокоренные слова ( формы слова) с чередованием звуков, беглыми гласными. Выпишите слова с примером чередования.
Какие орфограммы еще можно найти в этом тексте?
Что такое Родина наша?
Солнце, лес, дыханье пашен,
Сад в цвету,
Где не молкнут пчёлы,
И твой дом,
И огни твоей школы.
Наша Родина –
Труд и праздник,
Сто дорог для тебя самых разных,
И любовь твоя к папе и маме,
И ты сам –
Не один, а с друзьями
А.Костецкий
Встреча с аборигеном Ошибикусом в джунглях! Помогите восстановить таблицу орфограмм. Заполните пропуски. Работа в парах.
Правописание …?... гласных в корне слова, проверяемых…?.... | ? | Правописание о/ё после …?. в корне слова |
м..лькать |
| ? |
? | ? | ш..рох |
д…лина | отр..сль | ? |
? | изл…жение | ш…пот |
ПРОВЕРЯЕМ!
Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударение | Правописание гласных о/а в корнях с чередованием | Правописание о/ё после шипящих в корне слова |
мелькать |
| черный |
роскошный | прорасти | шорох |
долина | отрасль | шов |
цветок | изложение | шёпот |
Остановка пятая «В ловушке у буквы Ц»
У слов потерялись буквы! Восстановите их.
Акац..я, акц…я, Франц…я, иллюстрац…я, станц…я, грац…я, нотац..я, рац..я, порц…я,
Угадайте слова:
1.Он циркач такой лихой,
Чертит круг одной ногой.
2. Пятерка братьев неразлучна, им вместе никогда не скучно.
3. Явился в желтой шубке. Прощайте, две скорлупки!
Составьте распространенные предложения со словами грация, нотация, ностальгия. Запишите их.
По данным параметрам оцените свой путь на уроке!
Параметры | Оценка |
Умею работать в паре. | |
Знаю, как подбирать однокоренные слова, отличать формы слова от однокоренных слов. | |
Умею писать слова с приставками: ра..четливый, ра..говорчивый. | |
Умею писать слова: ш..мпол, ш..колад, щ…лочь, ч..рствый. | |
Знаю слова-исключения из правила «Гласные и/ы после ц». Напишите исключения:…. | |
Знаю правило написания корней с чередующимися гласными. Приведите пример:…. |
Понимаю (+)
Надо уточнить (?)
Не знаю (-)
Домашнее задание на выбор:
1. Придумать задание по орфографии к каждой остановке своего маршрута.
2. Составить словарный диктант на изученные орфограммы.
3. Придумать лингвистическую сказку « Как принцесса-приставка в гости к корню ходила…».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.