Презентация к уроку. Проект "Тайны имени существительного"
Оценка 4.9

Презентация к уроку. Проект "Тайны имени существительного"

Оценка 4.9
Презентации учебные
ppt
русский язык
03.08.2020
Презентация к уроку. Проект "Тайны имени существительного"
О некоторых тайнах имени существительного, откуда появились названия падежей и сколько их было раньше. О трех числах имени существительного!
ПРОЕКТ_Тайны имени существительного.ppt

Тема проекта: «Тайны имени существительного»

Тема проекта: «Тайны имени существительного»

Тема проекта: «Тайны имени существительного»

Выполнила ученица 4-в класса
гимназии № 426
Руководитель: Галецкая В.А.

Имя существительное: загадки падежей

Имя существительное: загадки падежей

Имя существительное: загадки падежей

Как-то шла по льду свинья. Ей попалась полынья. Плюх!... Торчит из полыньи Только пятачок свиньи. Мы скорее к полынье, Мы хотим помочь свинье. Сами — чуть не в полынью, Но спасли-таки свинью. Недовольны мы свиньёй: Разве шутят с полыньёй? Вспоминайте о свинье, Чтоб не плавать в полынье!

Ребята, послушайте внимательно это смешное стихотворение и скажите, в чем его особенность.

Сегодня я расскажу вам о некоторых тайнах имени существительного. Вы узнаете, откуда появились названия падежей и сколько их было раньше. А еще вы узнаете о трех числах имени существительного!

Именительный падеж

Именительный падеж

Именительный падеж

Впервые называть падеж «именительным» предложил в своей "Грамматике" 1616 года Мелетий Смотрицкий, буквально переведя его название с древнегреческого как «именующий, называющий имя». Именительный — тот, который называет по имени, именует предмет.
Существительное в этом падеже — это так называемая прямая форма слова. Отвечает на вопросы кто? что? Все остальные падежи дают нам косвенную форму слова.

Родительный падеж Родительный падеж получил своё название в русской грамматике уже в

Родительный падеж Родительный падеж получил своё название в русской грамматике уже в

Родительный падеж

Родительный падеж получил своё название в русской грамматике уже в XIV веке.
Родительный в переводе с греческого означает «полученный с рождения». Его главная функция — обозначать род, принадлежность, происхождение. Он указывает на родителя, владельца (сын кого? Петра, житель чего? города). Слова в этом падеже отвечают на вопросы кого? чего?

Дательный падеж Название дательного падежа заимствовано из старославянского языка, куда оно в свою очередь попало как дословный перевод с греческого: «дательный»

Дательный падеж Название дательного падежа заимствовано из старославянского языка, куда оно в свою очередь попало как дословный перевод с греческого: «дательный»

Дательный падеж

Название дательного падежа заимствовано из старославянского языка, куда оно в свою очередь попало как дословный перевод с греческого: «дательный». Четко прослеживается его связь с глаголом «дать, давать». Основное значение дательного падежа — название адресата, имени того, кому дают (подарок кому? брату, привет кому? другу). Существительные в этом падеже отвечают на вопросы кому? чему?

Винительный падеж Винительный падеж ввёл один из первых русских грамматиков

Винительный падеж Винительный падеж ввёл один из первых русских грамматиков

Винительный падеж

Винительный падеж ввёл один из первых русских грамматиков Лаврентий Зизания в XVI веке. Название падежа дано по греческому слову, которое в древнерусском языке имело значение «вина, причина». Основное значение винительного, «причинного» падежа - называть объект действия, который является причиной, вызывающей само действие (любить кого? маму, писать что? письмо). Вопросы этого падежа: кого? что?

Творительный падеж Творительный падеж также ввёл

Творительный падеж Творительный падеж также ввёл

Творительный падеж

Творительный падеж также ввёл Лаврентий Зизания в 1596 году. Этот падеж связан по смыслу с глаголом «творить» — делать что-то при помощи какого-то орудия, средства. Отсюда и основное значение творительного падежа - орудийное, инструмен-тальное (писать чем? пером, рисовать чем? красками). И его вопросы - кем? чем?

Предложный падеж А вот в предложном падеже объединились два старинных падежа: местный и сказительный

Предложный падеж А вот в предложном падеже объединились два старинных падежа: местный и сказительный

Предложный падеж

А вот в предложном падеже объединились два старинных падежа: местный и сказительный. Для примера, рассмотрим такие словосочетания:

танцевать на балу — думать о бале,
гулять в лесу — писать о лесе.

Формы слов на -у обозначают место, где что-то происходит, поэтому этот падеж называли местным. Любимые предлоги местного падежа - в, на.

Формы слов на -е обозначают предмет, о котором говорят, думают. Мелетий Смотрицкий назвал этот падеж сказительным. Любимый предлог этого падежа - о.

М.В. Ломоносов объединил эти два падежа в предложный падеж, отразив тем самым его формальный признак: обязательное употребление предлога. Вопросы этого падежа: о ком? о чём?

Звательный падеж В древнерусском языке был ещё один падеж - звательный

Звательный падеж В древнерусском языке был ещё один падеж - звательный

Звательный падеж

В древнерусском языке был ещё один падеж - звательный. Он служил для выражения обращения. Помните у Пушкина в «Сказке о золотой рыбке»:

Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче

«Старче» — здесь слово «старик» в звательном падеже. К XV веку звательная форма почти утратилась. Остатки звательной формы можно видеть в таких междометиях: О Боже! О Господи!

Итак, раньше в нашем языке было
8 падежей, а не 6!

Имя существительное: загадки числа

Имя существительное: загадки числа

Имя существительное: загадки числа

Каждый знает, что в русском языке есть два числа - единственное и множественное.
Но несколько столетий назад «чисел» было три: единственное, множественное и двойственное. Это странное двойственное число употреблялось там, где речь шла о парных предметах: два глаза, два уха, две руки, две ноги у человека, два рога у животных, два крыла у птиц и т. п. Древний человек так видел мир: один предмет, два предмета и много предметов.
Слова в разных числах по-разному изменялись по падежам. Слова в двойственном числе в дательном и творительном падежах получали окончание -ма, а в родительном и местном окончание -у(-оу, -ю, -ою).

Имя существительное: загадки числа

Имя существительное: загадки числа

Имя существительное: загадки числа

Вот, например, в рукописи 1101 года князь Владимир Мономах писал о своей охоте:
« По Роси ездя имал есмь своима рукама те же кони дикыя…».

На современном языке это читается так: «По России ездя, ловил своими руками тех коней диких…».

Мономах не мог сказать «своими руками» - его бы на смех подняли, что он употребил множественное число, как будто у него не две руки, а много. Поэтому он употребляет форму творительного падежа двойственного числа «рукама».

Имя существительное: загадки числа

Имя существительное: загадки числа

Имя существительное: загадки числа

В XII веке у славян представление о числе изменилось: они осознали число как отвлечённое от конкретного предмета понятие. Единичность стала противопоставляться множественности, поэтому необходимость в употреблении двойственного числа отпала.

Но двойственное число незаметно живёт в нашем современном языке. Например:
рога (вместо мн.ч. рози),
берега (вместо мн.ч. берези),
глаза (вместо мн.ч. глази).
В древнерусском языке эти существительные употреблялись чаще в двойственном числе, чем во множественном, поэтому и сохранились в языке именно формы двойственного числа, но употребляются они сейчас в значении множественного числа.

Заключение Русский язык – очень уникальный

Заключение Русский язык – очень уникальный

Заключение

Русский язык – очень уникальный. Он хранит в себе много тайн, лишь о немногих я поведала вам сегодня.

Спасибо за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.08.2020