Мне русская речь — как музыка:
В ней слово звучит, поёт,
В ней дышит душою русскою
Создатель её — народ.
И я в эту речь ныряю,
Как в речку, и там, со дна.
Сокровища добываю,
В которых поёт весна.
Н.Л.Браун
Разговорный стиль -
это одна из разновидностей литературного языка, которая обслуживает сферу непринужденного общения людей в быту, в семье, а также сферу неофициальных отношений на производстве, в учреждениях и т.д.
Особенности стиля
1) Сфера применения: сфера бытового повседневного общения (непринужденные беседы на бытовые, житейские темы).
2) Цели разговорной речи: делиться мыслями, чувствами, переживаниями; обменяться информацией неделового характера.
3) Функции речи: общение.
Особенности стиля
4) Содержание речи: зависит от темы речи.
5) Форма речи: устная и письменная..
6) Тип речи: часто диалог, реже полилог и монолог.
7) Основной функционально-смысловой тип речи: повествование.
Основные признаки
Непринужденность общения.
Непосредственность и неподготовленность общения.
Разговорная речь не может быть предварительно обдумана.
Словообразование
Часто используются слова с суффиксами субъективной оценки со значением ласкательности, уменьшительности, пренебрежения, (не)одобрения, иронии и др.: доченька, дочушка, дочка, ручища, злющий, большущий.
Словообразование
Имена существительные с суффиксами, придающими речи разговорный или просторечный оттенок.
-ак(-як): слабак, добряк;
-ш-а: кассирша, секретарша;
-ан(-ян): старикан, смутьян;
-ун: хвастун, говорун;
-ыш: крепыш, малыш;
-отн-я: беготня, толкотня.
Словообразование
Имена прилагательные с суффиксами
ущ(-ющ): большущий, худющий;
с приставкой пре-: предобрый, пренеприятный.
Словообразование
Глаголы приставочно-суффиксального образования: похаживать, разгуливать, приговаривать, нашептывать.
Глаголы на -ничать: модничать, гримасничать, бродяжничать, столярничать.
Глаголы на (-а)-нуть: толкануть, ругнуть, пугнуть, буркнуть, ахнуть.
Глаголы с несколькими приставками:
пере-из-брать, по-при-держать, по-раз-мыслить.
Словообразование
Удвоение слов: большой-большой, белая-белая, быстро-быстро, маленький-премаленький, высокий-превысокий.
Сокращение наименований:
зачётная книжка- зачётка, мореходное училище- мореходка,
хирургическое отделение- хирургия.
Лексика
Широко представлена эмоционально
экспрессивная лексика и фразеология
трудяга, дармоед, старикан, глупыш; дурочка, вихрастый;
наводить тень на плетень, брать за горло, лезть в бутылку, брать измором.
Лексика
Стилистически нейтральные слова
употребляются в переносных значениях,
характерных для разговорного стиля:
отрезать - «резко ответить, желая прекратить разговор»: Сказал — отрезал и больше не повторял);
лететь - «ломаться, портиться» : Движок полетел.
Лексика
Широко используется метонимия:
Сегодня состоится заседание педсовета — Сегодня педсовет;
Словарь русского языка, составленный С.И. Ожеговым —Ожегов.
Лексика
Широко используется лексика
бытового содержания:
жадничать, тормошить, мигом, крошечный, невдомек, поделом, потихоньку, электричка, картошка, чашка, солонка, метелка, щётка, тарелка и т.п.
Лексика
Практические не используются термины , иноязычные слова, еще не ставшие общеупотребительными.
Используются авторские неологизмы (окказионализмы): На улице мряка и мокрослякоть.
Контекстные синонимы: Человек он какой-то темный, мутный.
Лексика
Стандартные выражения, привычные
формулы речевого этикета:
Как дела?
Доброе утро!
Будьте любезны!
Прошу прощения.
Морфология
Формы имен существительных на -а
в именительном падеже мн. числа: бункера,
крейсера, прожектора, инструктора.
Формы на -у в родительном и предложном
падежах: килограмм сахару, стакан чаю, гроздь винограду, в цеху, в отпуску.
Нулевое окончание в родительном падеже множ. числа: пять грамм, десять килограмм, килограмм помидор.
Морфология
Широкое использование местоимений Например, местоимение такой может обозначать положительное качество или служить усилителем: Она такая женщина! — прекрасная, великолепная, умная; Такая красота кругом!.
Местоимение в сочетании с инфинитивом может заменить наименование предмета: Дай чем написать; Принеси что почитать; У тебя есть чем писать?; Возьми чего поесть.
Морфология
Употребление глаголов многократного и однократного действия: читывал, сиживал, хаживал, крутанул, стеганул, долбанул.
Глаголы со значением мгновенного действия:стук, бряк, прыг, скок, трах, шасть.
Практически не употребляются
причастия и деепричастия!
Синтаксис
Неполнота предложений
как средство речевой экономии:
Ты домой?
Вы на трамвае?
Вы кофе или чай?
Кипяченая, не беспокойтесь!
Синтаксис
Употребление слов-предложений
(утвердительных, отрицательных,
побудительных):
1) — Купишь билет?
— Обязательно.
2) — Можешь принести книгу?
— Разумеется;
3) — Прочитал заметку?
— Нет еще.
Синтаксис
Экспрессивность разговорной речи
обусловливает широкое использование
вопросительных и восклицательных
предложений.
Неужели ты не смотрел этот фильм? Хочешь посмотреть? Идем сейчас в «Октябрь»! Ну что ты сидишь дома!
Синтаксис
Предложения часто перестраиваются на ходу: то обрываются, то следуют дополнения к ним, то меняется их синтаксическая структура:
Но я не вижу особенных причин так уж сильно волноваться… хотя, впрочем…
Котика они купили недавно. Миленький такой.
и т.п.
Основные жанры
жанры устной речи: устный рассказ, разговор (непосредственный, телефонный), дружеская беседа;
жанры письменной речи: письмо, записка, дневник.
Определите стиль текста
Стыдно, жёнка. <...> на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущён, что не знал, что и подумать. Письмо твоё успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актёров, скверно играющих старую, скверную оперу? Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура.
(по А.С. Пушкину)
Задания 1-3 (по типу ЕГЭ)
Задание 1. Самостоятельно подберите личное
местоимение, которое должно стоять на месте
пропуска во втором предложении текста.
Запишите это местоимение.
ОТВЕТ: ты
Задания 1-3 (по типу ЕГЭ)
Задание 2. В тексте выделено пять слов. Укажите
варианты ответов, в которых лексическое значение
выделенного слова соответствует его значению
в данном тексте. Запишите номера ответов.
Задания 1-3 (по типу ЕГЭ)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых
даны верные характеристики текста. Запишите
номера этих ответов.
Задания 1-3 (по типу ЕГЭ)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых
даны верные характеристики текста. Запишите
номера этих ответов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.