Презентация по теме "Разговорный стиль. Урок русского языка в 11-м классе"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 15.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данную презентацию можно использовать как на уроках русского языка в 11-м классе, так и на элективных занятиях.
Иконка файла материала Презентация. Разговорный стиль-11 класс.pptx

Разговорный стиль

Основные признаки
Языковые особенности


Мне русская речь — как музыка:
В ней слово звучит, поёт,
В ней дышит душою русскою
Создатель её — народ.
И я в эту речь ныряю,
Как в речку, и там, со дна.
Сокровища добываю,
В которых поёт весна.
Н.Л.Браун

Разговорный стиль -


это одна из разновидностей литературного языка, которая обслуживает сферу непринужденного общения людей в быту, в семье, а также сферу неофициальных отношений на производстве, в учреждениях и т.д.

Особенности стиля

1) Сфера применения: сфера бытового повседневного общения (непринужденные беседы на бытовые, житейские темы).
2) Цели разговорной речи: делиться мыслями, чувствами, переживаниями; обменяться информацией неделового характера.
3) Функции речи: общение.

Особенности стиля

4) Содержание речи: зависит от темы речи.
5) Форма речи: устная и письменная..
6) Тип речи: часто диалог, реже полилог и монолог.
7) Основной функционально-смысловой тип речи: повествование.

Основные признаки

Непринужденность общения.
Непосредственность и неподготовленность общения.
Разговорная речь не может быть предварительно обдумана.

Словообразование


Часто используются слова с суффиксами субъективной оценки со значением ласкательности, уменьшительности, пренебрежения, (не)одобрения, иронии и др.: доченька, дочушка, дочка, ручища, злющий, большущий.

Словообразование

Имена существительные с суффиксами, придающими речи разговорный или просторечный оттенок.
-ак(-як): слабак, добряк;
-ш-а: кассирша, секретарша;
-ан(-ян): старикан, смутьян;
-ун: хвастун, говорун;
-ыш: крепыш, малыш;
-отн-я: беготня, толкотня. 

Словообразование


Имена прилагательные с суффиксами 
ущ(-ющ): большущий, худющий; 
с приставкой пре-: предобрый, пренеприятный.

Словообразование

Глаголы приставочно-суффиксального образования: похаживать, разгуливать, приговаривать, нашептывать.
 Глаголы на -ничать: модничать, гримасничать, бродяжничать, столярничать.
Глаголы на (-а)-нуть: толкануть, ругнуть, пугнуть, буркнуть, ахнуть
Глаголы с несколькими приставками:
пере-из-брать, по-при-держать, по-раз-мыслить.

Словообразование

Удвоение слов: большой-большой, белая-белая, быстро-быстро, маленький-премаленький, высокий-превысокий. 
Сокращение наименований:
зачётная книжка- зачётка, мореходное училище- мореходка
хирургическое отделение- хирургия.

Лексика


Широко представлена эмоционально
экспрессивная лексика и фразеология 
трудяга, дармоед, старикан, глупыш; дурочка, вихрастый;
наводить тень на плетень, брать за горло, лезть в бутылку, брать измором.

Лексика

Стилистически нейтральные слова
употребляются в переносных значениях,
характерных для разговорного стиля:
отрезать  - «резко ответить, желая прекратить разговор»: Сказал  —  отрезал и больше не повторял);
лететь  - «ломаться, портиться» : Движок полетел. 

Лексика


Широко используется метонимия:  
Сегодня состоится заседание педсовета  — Сегодня педсовет;
Словарь русского языка, составленный С.И. Ожеговым  —Ожегов.

Лексика

Широко используется лексика
бытового содержания: 
жадничать, тормошить, мигом, крошечный, невдомек, поделом, потихоньку, электричка, картошка, чашка, солонка, метелка, щётка, тарелка и т.п.

Лексика


Практические не используются термины , иноязычные слова, еще не ставшие общеупотребительными.
Используются авторские неологизмы (окказионализмы): На улице мряка и мокрослякоть.
Контекстные синонимы: Человек он какой-то темный, мутный.

Лексика

Стандартные выражения, привычные
формулы речевого этикета:
Как дела?
Доброе утро!
Будьте любезны!
Прошу прощения.

Морфология

Формы имен существительных на -а 
в именительном падеже мн. числа: бункера,
крейсера, прожектора, инструктора.
Формы на  в родительном и предложном
падежах: килограмм сахару, стакан чаю, гроздь винограду, в цеху, в отпуску.
Нулевое окончание в родительном падеже множ. числа: пять грамм, десять килограмм, килограмм помидор.

Морфология

Широкое использование местоимений Например, местоимение такой может обозначать положительное качество или служить усилителем: Она такая женщина!  —  прекрасная, великолепная, умная; Такая красота кругом!. 
Местоимение в сочетании с инфинитивом может заменить наименование предмета: Дай чем написать; Принеси что почитать; У тебя есть чем писать?; Возьми чего поесть.

Морфология


Употребление глаголов многократного и однократного действия: читывал, сиживал, хаживал, крутанул, стеганул, долбанул.  
Глаголы со значением мгновенного действия:стук, бряк, прыг, скок, трах, шасть.

Практически не употребляются
причастия и деепричастия!

Синтаксис

Неполнота предложений  
как средство речевой экономии:
Ты домой?
Вы на трамвае?
Вы кофе или чай?
Кипяченая, не беспокойтесь!

Синтаксис

Употребление слов-предложений
(утвердительных, отрицательных,
побудительных):
1) — Купишь билет? 
— Обязательно.
2) Можешь принести книгу?  
— Разумеется 
3) — Прочитал заметку?    
Нет еще.  

Синтаксис

Часто используются бессоюзные
предложения:
Приедешь  —  позвони.
Есть люди  —  себя не жалеют.

Синтаксис

Экспрессивность разговорной речи
обусловливает широкое использование
вопросительных и восклицательных
предложений.
Неужели ты не смотрел этот фильм? Хочешь посмотреть? Идем сейчас в «Октябрь»! Ну что ты сидишь дома!

Синтаксис

Предложения часто перестраиваются на ходу: то обрываются, то следуют дополнения к ним, то меняется их синтаксическая структура: 
Но я не вижу особенных причин так уж сильно волноваться… хотя, впрочем…
Котика они купили недавно. Миленький такой.
 и т.п.

Основные жанры

жанры устной речи: устный рассказ, разговор (непосредственный, телефонный), дружеская беседа;
жанры письменной речи: письмо, записка, дневник.

Определите стиль текста

Стыдно, жёнка. <...> на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущён, что не знал, что и подумать. Письмо твоё успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актёров, скверно играющих старую, скверную оперу? Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура.
(по А.С. Пушкину)

Задания 1-3 (по типу ЕГЭ)

Задание 1. Самостоятельно подберите личное
местоимение, которое должно стоять на месте
пропуска во втором предложении текста.
Запишите это местоимение.
ОТВЕТ: ты

Задания 1-3 (по типу ЕГЭ)

Задание 2. В тексте выделено пять слов. Укажите
варианты ответов, в которых лексическое значение
выделенного слова соответствует его значению
в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ПИСЬМО. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-н. кому-н.
2) ПОЧТА. Пересылка, доставка чего-л. средствами этих учреждений.
3) СКВЕРНЫЙ. Плохого качества, негодный, неважный.
4) ОХОТА. Поиски, выслеживание зверей, птиц с целью умерщвления или ловли.
5) НАТУРА. Характер человека, темперамент.
ОТВЕТ: 135

Задания 1-3 (по типу ЕГЭ)

Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых
даны верные характеристики текста. Запишите
номера этих ответов.
1)В тексте наряду с нейтральной используется
разговорная и просторечная лексика (жёнка, скверный,
таскаться, разъезжать, союз да (=«но»), что за охота,
частицы уж и вовсе не, вводное слово «видно»).
2) Текст относится к художественному стилю, так как
присутстуют средства выразительности (эпитеты,
однокоренные слова, олицетворение).
3)Текст представляет собой фрагмент
делового письма, так как он адресован жене
автора.

Задания 1-3 (по типу ЕГЭ)

Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых
даны верные характеристики текста. Запишите
номера этих ответов.
4)Выразительность текста обеспечивается такими
синтаксическими средствами: вопросительным
предложением,инверсией. Эмоциональность тексту
придает повтор слова «скверный».
5)Автор выражает своё возмущение, употребляя
отсутствующую в языке форму множ. числа слова
Калуга (по Калугам разъезжать) для обозначения всех
маленьких провинциальных городов.
ОТВЕТ: 145

Домашнее задание

Выполнить задания 1-3
по тексту, данному для анализа.