Буквы З и С на конце приставок
Урок русского языка в 5 классе
Просвирова Г.В.,
учитель русского языка и литературы,
Россия, Волгоградская область,
Клетский муниципальный район,
МКОУ «Манойлинская СОШ»,
prosvirova2011@yandex.ru
Планируемые результаты:
предметные умения: знание способа действия при выборе написания букв з-с на конце приставок; владение этим способом (алгоритмом); умение распознавать орфограмму в слове; правильное применение правила на письме;
метапредметные умения: овладение приемами отбора и систематизации материала; адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; умение аргументировать свои мысли при ответе; способствовать свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
личностные умения: умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников; стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке собственной речи с точки зрения норм общения.
Оборудование: компьютер, экран, проектор
Комментарий для учителя. Традиционные формы на уроке открытия новых знаний не вызывают интереса и, следовательно, не служат повышению уровня обученности школьников. Чтобы вызвать интерес к уроку и инициировать работу, реально формирующую орфографические навыки на уровне врожденной грамотности, учитель обращается к творческому взаимодействию с учащимися: вовлекает в структурирование занятия, определение задач, повышает их роль в овладении новыми знаниями
Ход урока
1 этап урока. Оргмомент
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Чтение учителем строк наизусть - Прозвенел уже звонок. Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнем урок. Будем мы читать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы - ученики! - Определим свое настроение, настрой на работу. |
Учащиеся называют прилагательные, характеризующие их настроение, говорят о готовности работе
Отличное, хорошее, готовы к работе, не совсем готовы |
2 этап урока. Открытие новых знаний
Основное средство – модель «чистой» («слепой») схемы (алгоритма способа действия), которая будет заполнена в процессе эвристической беседы. Модель схемы вычерчивается на доске до начала урока.
![]() |
|||||||||||||
![]() |
![]() |
||||||||||||
![]() |
![]() |
||||||||||||
![]() |
![]() |
Комментарий для учителя: данный этап целесообразно начать с создания проблемной
ситуации.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1) Наблюдение над словами на с.29, п.83, ч.2 - Прочитайте пары слов: разрезать-растолкать, безводный - бесчисленный, вздрогнуть - всходить, возгордиться-воспротивиться. - Сравните произношение и написание конечной согласной в приставках. - Какая буква употреблена в приставках перед звонкими согласными, а какая – перед глухими согласными? |
Сравнивают слова, выделяют сходство и различие
Сходство: одинаковое произношение Различие в написании букв: в одних ловах приставка оканчивается на з, в других – на с. |
2) Формулирование вывода на основе наблюдения - Сформулируйте вывод о правописании букв з-с на конце приставок |
Формулируют правило: «В приставках на з-с перед звонкими согласными пишется буква З, перед глухими - буква С» |
3) Заполнение «слепой» схемы - Запищите в верхней части схемы название темы, ниже – где стоит буква, еще ниже-какую пишем букву? |
|
![]() |
![]() |
3 этап урока. Закрепление материала
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1) Определение задач на данном этапе - Как вы думаете, чему посвятим эту часть урока? |
Отрабатывают алгоритм действия при выборе букв З-С; умение правильно находить орфограмму, графически выделять её на изученную орфограмму |
2) Отбор упражнений в учебнике - Отберите упражнения в учебнике на с.30, которые помогут решить поставленные вами задачи. - Аргументируйте свой ответ |
Упражнение 437 поможет объяснить условия написания букв з-с., упражнения 438, 440 –правильно аргументировать |
Комментарий для учителя: в классе, в котором ярко выражены группы учащихся с разным уровнем познавательной активности, удачно использовать дифференцированные задания.
3) Дифференцированная работа |
|
Упражнение 437 -При объяснении условия написания букв з-с используйте образец устного рассуждения.
Упражнение 438, 440
- Проверим работу 2-й группы. -Прочитайте слова на 3-с. - Как применяли правило?
- Проверим работу 3-й группы. - Прочитайте слова в 1 колонке, во 2 колонке. -Какие слова не выписали? Почему? -Влияет ли произношение приставки с- на её написание? |
1-я группа (учащиеся с низким уровнем познавательной активности) выполняет работу под руководством учителя) В слове бе…болезненный приставка без- стоит перед буквой «бэ», которая обозначает звонкий согласный. На конце приставки пишется буква «зэ». В слове бе…платный приставка бес- стоит перед буквой «пэ», которая обозначает глухой согласный. На конце приставки пишется буква «эс». 2-я и 3-я группы (учащиеся со средним и высоким уровнем познавательной активности) работают самостоятельно. (Далее НУПА, СУРА, ВУПА)
Справиться, сбегать, списать Произношение приставки с- не влияет на её написание. Она пишется одинаково, независимо от того, как призносится. |
4 этап урока. Повторение. Работа с деформированным текстом.
Роза. Розовый куст, на котором рас..вела роза, рос в цв..тнике перед д..ревенским домом. Цв..тник был з..брошен. Сорные травы з..густели, ра..р...слись2 по старым клумбам и доро..кам, которые уже д..вно никто не ра..чищал. Д..ревенская решётка ра..сохлась и ра..в..лилась, пики от..рвали и ра..тащили2 для игры в с..лдаты мальчишки. |
Комментарий для учителя: предложить работу в группах. Текст с компьютера выводится на экран. Посте чтения текста учителе вслух (можно хорошо читающим учеником) учащимся раздаются «полуслепые» таблицы, которые они заполнят в ходе совместной работы в группе.
1) Виды орфограмм в корне – для ребят с ВУПА
Проверяемые гласные и согласные |
Непроверяемые гласные |
Чередующиеся гласные в корне слова |
цветнике (цвет) дорожка (дорожечка) давно (давний) развалилась (развалится) |
деревенским солдаты (словарные слова) |
Разрослись (в корнях «раст-ращ-рос-» нет ст и щ, если это не слово-исключение, пишем о) |
2) Виды орфограмм в приставке – для ребят со СУПА
Гласные и согласные в приставках не зависят от произношения |
Буквы З-С на конце приставок |
заброшен, загустели оторвали |
Расцвела, разрослись, расчищал, рассохлась, развалилась, растащили |
3) Морфемный разбор слов с цифрой 2 за доской – для ребят с НУПА
Проверка: учащиеся сравнивают свою работу с демонстрацией на экране правильного варианта заданий 1-й и 2-й групп. Оценка «5»- ошибок нет, «4» - допущена 1 ошибка, «3» - допущены 2-3 ошибки.
Учащиеся 3-й группы открывают работу за доской – остальные проверяют (раз-рос-л-и-сь, рас-тащ-и-л-и). Оценка словесная: «Молодец!», «Всё верно», «Справился с работой неплохо»). (Допущены серьёзные ошибки - предложить одноклассникам дать рекомендации)
5 этап урока. Подведение итога урока. Рефлексия.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
- Продолжите предложение «Сегодня на уроке мы вывели... заполнили… отработали… - Каков способ выбора букв З-С на конце приставок? - Где нам пригодится умение правописания данной орфограммы? |
правило написания з-с на конце приставок» схему «Буквы З - С на конце приставок» алгоритм действия при выборе букв З-С»
…в других классах; при выполнении упражнений, написании слов с приставкой на з-с |
(Учитель дополняет: «Знания и умения, полученные на уроке, позволят вам не только усвоить правило написания букв З-С на конце приставок, но и успешно справиться с экзаменационными заданиями по русскому языку в 9, 11 классах». |
|
- Что больше всего понравилось на уроке? - Поднимите руку, кто испытывал затруднения? - С чем были связаны затруднения, которые вы испытывали? (если есть затруднения) |
Оценивание своих действий; умение выделять трудности в правописании новой орфограммы |
6 этап урока. Задание на дом.
Комментарий для учителя. Подготовить разноуровневые задания:
1-й уровень: упр.439, составить предложения с любыми двумя словами;
2-й уровень: упр.441;
3-й уровень: найти небольшой текст и подготовить задания, аналогичные работе на уроке с деформированным текстом.
Литература
1. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский / – М.: Просвещение. 2012.
2. Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
3. Ефремова Е.А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс / Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. «Просвещение», 2012.
4. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Вставь букву»!, 5класс. / Пособие для средней школы /.- М.: «Грамотей», 2009.
Дополнительно
1. Русский язык: Теория. Практика. Речь. 5 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений/ П.А.Лекант, В.В.Леденёва, Т.В.Маркелова и др.; Под.ред. .А.Леканта. – М.: Дрофа, 2000.
2. Русский язык: Учеб. для 5кл. общеобразоват. Учреждений. М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 5-е изд.- М.: Дрофа, 1999.
3. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.