Буквы З-С на конце после приставок

  • Конкурсы
  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок русского языка в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО
Иконка файла материала Буквы З и С на конце приставок Урок Р,5.docx

 

Буквы З и С на конце приставок

Урок русского языка в 5 классе

Просвирова Г.В.,

учитель русского языка и литературы,

Россия, Волгоградская область,

Клетский муниципальный район,

МКОУ «Манойлинская СОШ»,

prosvirova2011@yandex.ru

Планируемые результаты:

предметные умения: знание способа действия при выборе написания букв з-с на конце приставок; владение этим способом (алгоритмом); умение распознавать орфограмму в слове; правильное применение правила на письме;

метапредметные умения: овладение приемами отбора и систематизации материала; адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; умение аргументировать свои мысли при ответе; способствовать свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

личностные умения: умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников; стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке собственной речи с точки зрения норм общения.

Оборудование: компьютер, экран, проектор

Комментарий для учителя. Традиционные формы на уроке открытия новых знаний не вызывают интереса и, следовательно, не служат повышению уровня обученности школьников. Чтобы вызвать интерес к уроку и инициировать работу, реально формирующую орфографические навыки на уровне врожденной грамотности, учитель обращается к творческому взаимодействию с учащимися: вовлекает в структурирование занятия, определение задач, повышает их роль в овладении новыми знаниями

Ход урока

1 этап урока. Оргмомент

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Чтение учителем строк наизусть

- Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы - ученики!

- Определим свое настроение, настрой на работу.

Учащиеся называют прилагательные, характеризующие их настроение, говорят о готовности работе

 

 

 

 

 

Отличное, хорошее, готовы к работе, не совсем готовы

 

2 этап урока. Открытие новых знаний

Основное средство – модель «чистой» («слепой») схемы (алгоритма способа действия), которая будет заполнена в процессе эвристической беседы. Модель схемы вычерчивается на доске до начала урока.


 


Комментарий для учителя: данный этап целесообразно начать с создания проблемной

ситуации.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1)    Наблюдение над словами на с.29, п.83, ч.2

- Прочитайте пары слов: разрезать-растолкать, безводный - бесчисленный, вздрогнуть - всходить, возгордиться-воспротивиться.

- Сравните произношение и написание конечной согласной в приставках.

- Какая буква употреблена в приставках перед звонкими согласными, а какая – перед глухими согласными?

Сравнивают слова, выделяют сходство и различие

 

 

 

Сходство: одинаковое произношение

Различие в написании букв: в одних ловах приставка оканчивается на з, в других – на с.

2)    Формулирование вывода на основе наблюдения

- Сформулируйте вывод о правописании букв з-с на конце приставок

Формулируют правило: «В приставках на з-с перед звонкими согласными пишется  буква З, перед глухими  - буква С»

3)    Заполнение «слепой» схемы

- Запищите в верхней части схемы название темы, ниже – где стоит буква, еще ниже-какую пишем букву?

 

Блок-схема: знак завершения: Буквы З - С на конце приставок

Скругленный прямоугольник: З Скругленный прямоугольник: С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3 этап урока. Закрепление материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1)    Определение задач на данном этапе

- Как вы думаете, чему посвятим эту часть урока?

Отрабатывают алгоритм действия при выборе букв З-С; умение правильно находить орфограмму, графически выделять её на изученную орфограмму

2)    Отбор упражнений в учебнике

- Отберите упражнения в учебнике на с.30, которые помогут решить поставленные вами задачи.

- Аргументируйте свой ответ

Упражнение 437 поможет объяснить условия написания букв з-с.,  упражнения 438, 440 –правильно аргументировать

Комментарий для учителя: в классе, в котором ярко выражены группы учащихся с разным уровнем познавательной активности, удачно использовать дифференцированные задания.

3)    Дифференцированная работа

 

Упражнение 437

-При объяснении условия написания букв з-с используйте образец устного рассуждения.

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение 438, 440

 

- Проверим работу 2-й группы.

-Прочитайте слова на 3-с.

- Как применяли правило?

 

- Проверим работу 3-й группы.

- Прочитайте слова в 1 колонке, во 2 колонке.

-Какие слова не выписали? Почему?

-Влияет ли произношение приставки с- на её написание?

1-я группа (учащиеся с низким уровнем познавательной активности) выполняет работу под руководством учителя)

В слове бе…болезненный приставка без- стоит перед буквой «бэ», которая обозначает звонкий согласный. На конце приставки пишется буква «зэ». В слове бе…платный приставка бес- стоит перед буквой «пэ», которая обозначает глухой согласный. На конце приставки пишется буква «эс».

2-я и 3-я группы (учащиеся со средним и высоким уровнем познавательной активности) работают самостоятельно.

(Далее НУПА, СУРА, ВУПА)

 

 

Справиться, сбегать, списать

Произношение приставки с- не влияет на её написание. Она пишется одинаково, независимо от того, как призносится.

 

4 этап урока. Повторение. Работа с деформированным текстом.

Роза.

Розовый куст, на котором рас..вела роза, рос в цв..тнике перед д..ревенским домом. Цв..тник был з..брошен. Сорные травы з..густели, ра..р...слись2 по старым клумбам и доро..кам, которые уже д..вно никто не ра..чищал. Д..ревенская решётка ра..сохлась и ра..в..лилась, пики от..рвали и ра..тащили2 для игры в с..лдаты мальчишки.

Комментарий для учителя: предложить работу в группах. Текст с компьютера выводится на экран. Посте чтения текста учителе вслух (можно хорошо читающим учеником) учащимся раздаются «полуслепые» таблицы, которые они заполнят в ходе совместной работы в группе.

1)    Виды орфограмм в корне – для ребят с ВУПА

Проверяемые гласные и согласные

Непроверяемые гласные

Чередующиеся гласные в корне слова

цветнике  (цвет)

дорожка (дорожечка)

давно (давний)

развалилась (развалится)

деревенским

солдаты

(словарные слова)

Разрослись (в корнях «раст-ращ-рос-» нет ст и щ, если это не слово-исключение, пишем о)

2)    Виды орфограмм в приставке – для ребят со СУПА

Гласные и согласные в приставках не зависят от произношения

Буквы З-С на конце приставок

заброшен, загустели оторвали

Расцвела, разрослись, расчищал, рассохлась, развалилась, растащили

3)    Морфемный разбор слов с цифрой 2 за доской – для ребят с НУПА

Проверка: учащиеся сравнивают свою работу с демонстрацией на экране правильного варианта заданий 1-й  и 2-й  групп. Оценка «5»- ошибок нет, «4» - допущена 1 ошибка, «3» - допущены 2-3 ошибки.

Учащиеся 3-й группы открывают работу за доской – остальные проверяют (раз-рос-л-и-сь, рас-тащ-и-л-и). Оценка словесная: «Молодец!», «Всё верно», «Справился с работой неплохо»). (Допущены серьёзные ошибки - предложить одноклассникам дать рекомендации)

 

5 этап урока. Подведение итога урока. Рефлексия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Продолжите предложение «Сегодня на уроке мы

вывели...

заполнили…

отработали

- Каков способ выбора букв З-С на конце приставок?

- Где нам пригодится умение правописания данной орфограммы?

 

правило написания з-с на конце приставок»

схему «Буквы З - С на конце приставок»

алгоритм действия при выборе букв З-С»

 

…в других классах; при выполнении упражнений, написании слов с приставкой на з-с

(Учитель дополняет: «Знания и умения, полученные на уроке, позволят вам не только усвоить правило написания букв З-С на конце приставок, но и успешно справиться с экзаменационными заданиями по русскому языку в 9, 11 классах».

- Что больше всего понравилось на уроке?

- Поднимите руку, кто испытывал затруднения?

- С чем были связаны затруднения, которые вы испытывали? (если есть затруднения)

Оценивание  своих действий; умение выделять трудности в правописании новой орфограммы 

 6 этап урока. Задание на дом.

Комментарий для учителя. Подготовить разноуровневые задания:

1-й уровень: упр.439, составить предложения с любыми двумя словами;

2-й уровень: упр.441;

3-й уровень: найти небольшой текст и подготовить задания, аналогичные работе на уроке с деформированным текстом.

 

Литература

1.         Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский / – М.: Просвещение. 2012.

2.         Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986.

3.         Ефремова Е.А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс / Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. «Просвещение», 2012.

4.         Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Вставь букву»!, 5класс. / Пособие для средней школы /.- М.: «Грамотей», 2009.

 

Дополнительно

1.         Русский язык: Теория. Практика. Речь. 5 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений/ П.А.Лекант, В.В.Леденёва, Т.В.Маркелова и др.; Под.ред. .А.Леканта. – М.: Дрофа, 2000.

2.         Русский язык: Учеб. для 5кл. общеобразоват. Учреждений. М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 5-е изд.- М.: Дрофа, 1999.


 

3.         Скачано с www.znanio.ru