Вспомним:
ТЕКСТ
– это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения тексте объединены общей темой и связаны
друг с другом по смыслу.
ТЕМА
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ
– это то, о ком или о чём
говорится в тексте.
– это то главное, что автор хочет сказать своим читателям.
Определим тему и основную мысль текста:
Тема:
Основная мысль:
Картофель
Как растёт картофель
Картофель – очень полезное растение. Клубни его идут в пищу. Из них делают картофельный крахмал.
Над землёй у картофеля зелёные сочные стебли и большие листья. На стеблях – белые и розовые цветки. В земле тоже стебли – белые и тонкие. На концах их образуются картофелины.
Зелёные надземные стебли присыпают землёй. На них растут новые стебельки, а на стебельках – новые клубни.
Назовём структурные части текста:
Жила-была гусеница. Целыми днями она медленно ползала по веткам дерева.
И вот однажды она стала вить кокон. Прошло некоторое время, и кокон лопнул. Волшебное чувство свободы наполнило гусеницу. Она раскрыла большие разноцветные крылья и полетела.
Так гусеница превратилась
в бабочку.
Гусеница.
Вступление
Основная часть
Заключение
Установим соответствия между частями текста и их названиями:
Ребята весёлые и довольные вернулись домой. | заглавие |
Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. | вступление |
Грибы. | основная часть |
Ребята пошли в лес за грибами. | концовка |
Установим соответствия между частями текста и их названиями:
Грибы. | заглавие |
Ребята пошли в лес за грибами. | вступление |
Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. | основная часть |
Ребята весёлые и довольные вернулись домой. | концовка |
Разделим текст на части:
День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо. Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день. С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.
День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо. Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день. С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.
День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо. Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день. С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.
Самостоятельная работа:
Ласточки.
Ласточки весело защебетали.
Однажды из гнезда выпал птенец. Ласточки кружились над ним и звучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял птенца и посадил в гнездо.
Над наличником окна было гнездо ласточек.
Над наличником окна было гнездо ласточек.
Однажды из гнезда выпал птенец. Ласточки кружились над ним и звучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял птенца и посадил в гнездо.
Ласточки весело защебетали.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.