Презентация к уроку русского языка в 10 классе "Способы цитирования"
Оценка 4.9

Презентация к уроку русского языка в 10 классе "Способы цитирования"

Оценка 4.9
pptx
30.04.2024
Презентация к уроку русского языка в 10 классе "Способы цитирования"
Презентация знакомит с основными способами цитирования, актуальными при оформлении комментария в сочинении ЕГЭ
способы цитированияя.pptx

Способы цитирования

Способы цитирования

Способы цитирования

При написании комментария необходимо ссылаться на текст, предложенный для анализа

При написании комментария необходимо ссылаться на текст, предложенный для анализа

При написании комментария необходимо ссылаться на текст, предложенный для анализа. Отсылка к тексту может иметь различные формы:
краткий пересказ эпизода текста, важного для понимания проблемы и позиции автора; Если бы все люди, вместо того чтобы исправлять других, боролись со своими грехами и пороками, то человечество быстро достигло бы совершенства (По Л. Толстому) — пример применения пересказа;
приведение цитат — слов, выражений и/или целых предложений из текста с указанием авторства. 

Рассмотрим, каким образом можно включить цитату в текст

Рассмотрим, каким образом можно включить цитату в текст

Рассмотрим, каким образом можно включить цитату в текст.
1. Цитата в виде прямой речи.
Схемы расстановки знаков препинания (А — слова автора, введение к цитате; П — прямая речь, цитата):



При таком виде цитирования привлечённый текст передаётся без изменения.
А. П. Чехов писал: «И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры».
«Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку», — призывает М. Горький.
«Ошибка мечтаний молодости, — утверждал Л. Н. Толстой, — только в том, что совершенствование себя, своей души юноши переносят на других».

А: «П».
А: «П!»
А: «П?»

«П», — а.
«П!» — а.
«П?» — а.

«П, — а, — п».
«П, — а. — П».

Цитата может быть приведена не с начала предложения

Цитата может быть приведена не с начала предложения

Цитата может быть приведена не с начала предложения.

Тургенев писал о родном языке: «...ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»
Также цитату можно приводить не полностью, а на месте пропуска поставить многоточие.
«Он — не учитель, а, скорей, любимый друг и брат. Врач, который помогает не столько своими знаниями... сколько совсем особенным, душевным отношением к пациенту», — писал Д. В. Философов.

Цитата в виде косвенной речи. Косвенная речь образует придаточную часть в составе сложноподчинённого предложения , в котором роль главной части играют авторские слова

Цитата в виде косвенной речи. Косвенная речь образует придаточную часть в составе сложноподчинённого предложения , в котором роль главной части играют авторские слова

2. Цитата в виде косвенной речи.

Косвенная речь образует придаточную часть в составе сложноподчинённого предложения, в котором роль главной части играют авторские слова.

В. К. Арсеньев отмечает, что «путешествие по тайге всегда довольно однообразно».

Предложение может быть построено также с помощью вводных конструкций.

По словам Л. Н. Толстого, «надо привыкать к тому, чтобы быть недовольным другим человеком только так же, как бываешь недоволен собой».

При таком виде цитирования не забывай о правилах построения косвенной речи.

Косвенная речь грамматически оформляется как сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным

Косвенная речь грамматически оформляется как сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным

Косвенная речь грамматически оформляется как сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.
В главной части обычно используется глагол речи (сказал, попросил, приказал, писал и т. д.).






При передаче чужих слов с помощью косвенной речи важно преобразовать все формы первого и второго лица.
*На другой день, за завтраком, Григорий Иванович спросил у дочки, не намерена ли ты спрятаться от Берестовых (По А. Пушкину).
При передаче чужих слов форма второго лица не преобразована, из-за чего возникла ошибка.
Правильно: Григорий Иванович спросил у дочки, не намерена ли она спрятаться от Берестовых.


Прямая речь

Косвенная речь

Пушкин писал: «...в мой жестокой век восславил я Свободу / И милость к падшим призывал».
 Цитата не видоизменяется, а передаётся в первоначальном виде

Пушкин писал, что в его жестокий век восславил он Свободу и милость к падшим призывал.
 Цитата трансформирована: формы первого лица изменены на формы третьего лица

Цитирование слова или выражения

Цитирование слова или выражения

3. Цитирование слова или выражения.

Цитируемое слово помещается в кавычки, при этом оно находится в структуре предложения, ставится в нужную для контекста форму.

Мы не застали Асю. Она, по словам хозяйки, отправилась на «развалину» (И. Тургенев. Ася).

Цитирование стихотворного отрывка

Цитирование стихотворного отрывка

4. Цитирование стихотворного отрывка.
Привлечённый отрывок из лирического произведения оформляется без кавычек, если соблюдена стихотворная строка. Другие знаки пунктуации соответствуют оформлению прямой речи.
О чувстве одиночества писал М. Лермонтов:
И скучно и грустно и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
 
Мне грустно и легко; печаль моя светла,
Печаль моя полна тобою, —
такие проникновенные строки пишет А. Пушкин. 
Если стихотворная строка не соблюдается, то цитата оформляется в кавычках (в виде прямой или косвенной речи).
С. Есенин писал: «В первый раз я запел про любовь, // В первый раз отрекаюсь скандалить».
Меня поразили строки В. Маяковского, в которых лирический герой просил «в последнем крике выреветь // горечь обиженных жалоб».

Отсылка к номеру предложени(-я, -й)

Отсылка к номеру предложени(-я, -й)

5. Отсылка к номеру предложени(-я, -й).
Анализируя текст, можно не переписывать цитату, а указывать номер предложения, к которому обращаешься.
Автор отмечает, что книги очень важны в жизни каждого из нас (предложение 21).
В предложениях 12–14 автор перечисляет причины упадка культуры среди молодёжи.

Выбери правильный вариант оформления цитаты

Выбери правильный вариант оформления цитаты

Выбери правильный вариант оформления цитаты.

Л. Толстой говорит, что: «Без любви можно обращаться только с вещами»
Писатель изображает художника Берга — человека, равнодушного к родине и красоте её природы. Конечно же, не случайно упоминание о том, что: «мне не удавались пейзажи»
Заговорили о том, что: «Понятие о морали и нравственности у всех общее, но в то же время у каждого своё»
«Власть должна быть разумной», — говорит один из персонажей вышеупомянутого произведения. То есть власть должна быть ограниченной и иметь свой пределы

Презентация к уроку русского языка в 10 классе "Способы цитирования"

Презентация к уроку русского языка в 10 классе "Способы цитирования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2024