Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Неопределённая форма глагола (инфинитив)"

  • pptx
  • 09.07.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Неопределенная форма глагола.pptx

Неопределённая форма глагола (инфинитив)

Тема урока

1) Что обозначает глагол?

Повторим!

2) На какие вопросы отвечает глагол?

3) Как изменяется глагол в настоящем и будущем времени?

4) Каким членом предложения обычно является глагол?

5) Как пишется глагол с частицей НЕ?

6) Назовите глаголы, которые без НЕ не употребляются?

*Уточнить представления о неопределённой форме глагола, как начальной.
* Правильно ставить вопросы: Что делать? Что сделать?
* Особенности неопределенной формы глагола
* Уметь правильно писать и употреблять в речи глаголы неопределённой формы.

Учебная задача:

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать?
Это начальная форма глагола. Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. (на то она и неопределённая)
Н.ф глагола имеет – ТЬ ,- ТИ : работать, нести ( суффикс) и нулевое :беречь
В н.ф после буквы Ч пишется Ь: беречь, беречься

Новый материал:

Закрепление:

Поставьте глаголы в неопределённую форму

Болею, брожу, репетирую, владею, соревнуюсь, строю, взвешу, жарю, солю, фотографирую, сею, свечу, смотрю, заворачиваю.

Отредактировать текст, раскрыв скобки и поставив глаголы в нужную форму.

Редактор

1) (Живём) – Родине (служим)
2) Нам песня (строил) и (жил) помогает.
3) (Ученье) – ум (точенье)
4) Братья дружною толпою выезжают (погуляли), серых уток ( постреляли).
5) На припёке хорошо (греться) и (нежиться) спинку.

Объясните выражения, определите инфинитив и произведите морфемный разбор глаголов в этой форме

« Объяснялки »

* Бить баклуши -
* Водить за нос –
* Прикусить язык –
* Надуть губы -
* Болеть душой –
* Делать из мухи слона –
* Ждать у моря погоды -

Бездельничать
Обманывать
Замолчать
Обидеться
Переживать
Преувеличивать
Надеяться

Объясните правописание Ь после шипящих в словах.

Печ… калач.., улыбнёш..ся весело, стрич… волосы,(не) видели туч.., молодец могуч…, тёмная ноч.. .

Синтаксические минутки

Выделите грамматические основы.
На речке я научился плавать, править веслом, переходить воду по тонкому бревнышку.
Люблю следить за чайкой крылатой.
Мне выпало счастье быть русским человеком.

Вывод: глагол в неопределенной форме может быть любым членом предложения

1) Неопределённая форма глагола – это..

Обобщим

2) На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

3) На что заканчивается суффикс или окончание в неопределенной форме?

4) ЧЬ в инфинитиве – суффикс или часть корня?

5) Почему начальная форма глагола называется неопределённой?

Параграф 107, стр. 247
упр. 671

или
задание в электронной тетради
https://edu.skysmart.ru/student/muroriduna

Домашнее задание: