Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Русский язык, 9 Б класс
Автор: Уварова Е.П.,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №30 им. П.М.Коваленко
1.РАЗЖИГАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква З.
2.РЕШЕНА (задача) — в краткой форме страдательного причастия пишется одна Н
3.ПРИШКОЛЬНЫЙ (участок) — Приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.
4. ПРИЛАГАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, следуещего за корнем.
5.Словосочетание «радужное настроение» построено на основе связи согласование.
6.Словосочетание «мерзко звучала» построено на основе примыкания.
7.Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога. Средством выразительности речи в данном предложении является метафора.
8.У него холодные глаза и влажные клыки величиной с палец. Средством выразительности речи в данном предложении является олицетворение.
Типы сложных предложений
Сложносочиненное предложение | Сложноподчиненное предложение | Бессоюзное сложное предложение |
Отношения между частями | ||
Равноправие | Подчинение (есть главная и придаточная часть) | Равноправие и подчинение |
В зависимости от средств связи | ||
Интонация+сочинительные союзы | Интонация+подчинительные союзы или союзные слова | Интонация |
Пунктуационные знаки | ||
Запятая | Запятая, точка с запятой, двоеточие и тире | |
Примеры | ||
Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. | Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть. | Чин следовал ему - он службу вдруг оставил. |
Повторение
Изумрудные лягушата весело квакая прыгают под ногами между корней подняв золотую головку лежит уж и стережет их (М. Горький)
В дали голубой столбом уж крутился песок золотой звонков раздавались нестройные звуки пестрели коврами покрытые тюки (М.Ю.Лермонтов)
Объясни
Задания:
определите структуру предложений;
объясните постановку двоеточия в первых двух предложениях;
можете ли вы объяснить постановку двоеточия в последнем предложении?
1. Пётр Александрович Плетнёв – поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина, писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта».
2. П. Плетнёв был для Пушкина всем: и родственником, и другом, и издателем.
3. Печален я: со мною друга нет.
Цель и задачи урока:
Продолжить изучение БСП.
Узнать, в каких случаях в предложениях этого типа необходимо ставить двоеточие.
Повторить изученные
орфографические и
пунктуационные правила.
13
Задачи личностного развития:
способствовать формированию правильной устной речи;
создавать условия для развития адекватной самооценки;
развивать умения
анализировать языковой материал.
Притча
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:
«Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает:
«Скажет живая – я ее умертвлю,
скажет мертвая – выпущу».
Мудрец, подумав, ответил:
«Все в твоих руках».
Митина Т.Б. МБОУ Новоникольская СОШ 2014
ОЦЕНИТЕ СВОИ ЗНАНИЯ
☻ Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
● Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
► Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
■ Я не знаю эту тему и не смогу
выполнить задания по ней.
16
Двоеточие
Вам известно, что между частями БСП может стоять запятая, точка с запятой, тире и двоеточие. Прошлый урок был посвящён первым двум знакам, а на этом уроке мы познакомимся с правилами постановки двоеточия. Выбор знака зависит
от значения частей предложения.
Существует 3 случая, когда между
частями БСП необходимо
поставить двоеточие.
Стр.126 - учебник.
1. Вторая часть (или несколько частей) сложного предложения раскрывает причину происходящего в первой.
2. Вторая часть сложного предложения определяет признаки, свойства, качества того, о чем идет речь в первой части, и относится к определению, стоящему в первой части.
Самостоятельная работа. Определите вид предложения, поставьте нужный знак.
1. Свойство зеркальце имело говорить оно умело.
2. Стал Жилин вглядываться маячит что-то в долине, точно дым из труб.
3. А потому обычай мой с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой.
4. Мне стало страшно на краю грозящей бездны я лежал.
5. Любите книгу она поможет вам разобраться
в пестрой путанице мыслей, она научит вас
уважать человека.
Митина Т.Б. МБОУ Новоникольская СОШ 2014
ОЦЕНИТЕ СВОИ ЗНАНИЯ
☻ Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
● Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
►Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
■ Я не знаю эту тему и не смогу
выполнить задания по ней.
29
Ответы к самостоятельной работе.
1 вариант - 1) в 2)б 3)а 4)г 5)б;
Рефлексия
Всё ли понятно?
Что было интересного?
Что понравилось больше всего?
Сможете ли выполнить задания самостоятельно?
Рефлексия
Нарисуйте на полях лесенку и, вспомнив весь урок, расположите на ней себя в виде точки.
Если вам было интересно и легко – наверху ,
не очень - в середине,
трудно - внизу.
- Русский язык.9кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: под ред. Л. А.Тростенцовой - М.: «Просвещение», 2014 г .
- Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9кл.: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2012г.
- Интернет. Ютуб. Релаксация.
Литература:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.