Презентация к уроку русского языка в 9 классе на тему: "Повторение. Фонетика. Графика"

  • ppt
  • 23.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 9 класс русский язык.ppt

Восьмое апреля.

Тема урока:
Повторение. Фонетика. Орфография. Графика.

Повторим теорию вместе

По таблице попробуем охарактеризовать звук {Й}:
{Й} – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный.

Запомните!

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:

Е – {Й} и {Э} 1. после гласной (например:
сияет- {сий,ай,эт})
Ё – {Й} и {О} 2. в начале слова (например:
елка- {й,олка})
Ю – {Й} и {У} 3. после Ъ и Ь знаков (например:
льёт- {л,йот} и съёмка {сй,омка})
Я – {Й} и {А}

Порядок разбора слова.
1. Запишите слово.
2. Запишите его транскрипцию. Поставьте ударение.
3. Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.
4. Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
5. Напишите справа от каждой буквы в квадратных скобках звук (звуки), которые эта буква обозначает.
6. Опишите звуки (гласный – ударный или безударный, согласный – глухой или звонкий, твёрдый или мягкий).
7. Сосчитайте и запишите количество звуков.

Ель –

Солнце – 6 букв, 5 звуков,
2 слога

Ель – 3 буквы, 3 звука,
1 слог

Солнце – 6 букв, 5 звуков,
2 слога

Е – {й} – согл., звонк., непарн.,мягк., непарн.
{э}- гласный, ударный;

С- {с} – согл., глух., парн., тверд., парный

Л - {л} – согл., звонк., непарн., мягк., парный.

О - {о} – гласный, ударный

Ь - ----------

Л – звука нет (не произносится)

Н – {н} – согл., звонк., непарн., тверд., парный

Ц – {ц} – согл., глух., непарн., тверд., непарн.

Е – {э} – гласный, безударный

Проверка

ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТИРОВАНИЕ, ОБВЕДИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ В КРУЖОК.
1. Укажи слова, в которых  звуков больше, чем букв :
1) ночь      2) костёр            3) ранний          4) язык               5)  поют
2. Укажи группу слов , в которых букв больше, чем звуков : 1) пень, теннис   2) школа,  книга  3)  юла, ёжик  4) ель, горох   5)  поезд ,месяц
3. Укажи группу, где перечислены   согласные , всегда твёрдые: 1)  [в,ж ,з       2)   [ж,ц,ш   ]         3)  [м,ч,л    ]       4)  [с,ш,х       ]      5)  [т,р,ж ]
4.  Укажи слова слова, в которых все согласные твёрдые:
     шалун   сарай    моряк    рассказ         подъём        жираф
5. Укажи соответствия, соединив понятия стрелочками:
Гласные                                                состоят из голоса и шума
Звонкие согласные                              состоят только из шума
Глухие согласные                               состоят из голоса

ПРОВЕРКА
1. Укажи слова, в которых  звуков больше, чем букв :
ночь      2) костёр            3) ранний          4) язык               5)  поют

2. Укажи группу слов , в которых букв больше, чем звуков : 1) пень, теннис   2) школа,  книга  3)  юла, ёжик  4) ель, горох   5)  поезд ,месяц

3. Укажи группу, где перечислены   согласные , всегда твёрдые: 1)  [в, ж ,з ]       2)   [ж, ц, ш]         3)  [м, ч, л]       4)  [с, ш, х]      5)  [т, р, ж ]

4.  Укажи слова, в которых все согласные твёрдые:
     шалун   сарай    моряк    рассказ         подъём        жираф

5. Укажи соответствия, соединив понятия стрелочками:
Гласные                                                состоят из голоса и шума
Звонкие согласные                              состоят только из шума
Глухие согласные                               состоят из голоса

Спасибо всем за терпение!
Отличного настроения!