Лингвистическая разминка
Запишите слова, раскрывая скобки и вставляя буквы.
Иниц_ативный, р_збор, (кое)кто, ж_лтый, предл_жение, настеж_, масля(н/нн)ый.
Девч_нка, прик_сновение, синт_ксический, пунктуаци(н/нн)ый, (по)дружески, (сложно)сочинённое, оди(н/ нн)адцать.
В первом ряду подчеркните только существительные, а во втором - только прилагательные.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Инициативный, разбор, кое-кто, жёлтый, предложение, настежь, масляный.
Девчонка, прикосновение, синтаксический, пунктуационный, по-дружески, сложносочинённое, одиннадцать.
Ошибок нет – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки – «3»
Игра «Блеф-клуб»
Части ССП соединены при помощи сочинительных союзов.
Сочинительные союзы делятся на 3 группы: последовательные, разделительные и противительные.
От одной части ССП к другой можно поставить вопрос.
Практически всегда между частями ССП ставится запятая.
Между частями ССП никогда не ставится тире.
Если части ССП объединены общим второстепенным членом, то в ССП запятая не ставится.
Игра «Блеф-клуб» Самопроверка
Части ССП соединены при помощи сочинительных союзов. ДА
Сочинительные союзы делятся на 3 группы: последовательные, разделительные и противительные. НЕТ
От одной части ССП к другой можно поставить вопрос. НЕТ
Практически всегда между частями ССП ставится запятая. ДА
Между частями ССП никогда не ставится тире. НЕТ
Если части ССП объединены общим второстепенным членом, то в ССП запятая не ставится. ДА
Распределительный диктант
1. Окна во всех корпусах были ярко освещены и оттого на громадном дворе казалось очень темно.
2. На улице жара а цыплятам холодно.
3. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.
4. Тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль.
5. По словам охотников зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла
6. Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам?
7. Подпустить врага и огонь дать по команде!
8. Как он смешон и как глупы его выходки!
9. Весь сад согретый солнцем ожил и капли росы засверкали на листьях.
10. В саду было тихо и лишь откуда-то издалека доносился шум колёс.
План синтаксического разбора сложносочинённого предложения
Вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окрашенности.
Простые предложения в составе сложного, их грамматические основы.
Тип связи между простыми предложениями в сложном (союзная бессоюзная).
Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения в сложное.
Смысловые отношения между частями ССП (перечисление, противопоставление, чередование событий).
Разбор простых предложений в сложном (см. учебник – с.200)
Образец синтаксического разбора сложносочинённого предложения
Мороз, и под ногами скрипит снег. (Повеств., невоскл., сложное, ССП, смысл. отн. перечисления; 1ПП: односост., назывное, нераспр., полн., неосл.; 2 ПП: двусост., распр., полное, неосл.)
[ - ], и [= -].
Схема пунктуационного разбора предложения
1) Пронумеровать знаки препинания.
2) Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков).
3) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного).
4) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения
Образец пунктуационного разбора ССП
Весь сад,1 согретый солнцем,2 ожил,3 и капли росы засверкали на листьях.4
1. В конце предложения ставится точка 4, т.к. предложение повествовательное, невосклицательное.
2. Между первым простым предложением и вторым перед союзом и ставится запятая 3 – знак разделения между простыми предложениями в ССП.
3. Запятые 1,2 выделяют обособленное определение в первом простом предложении.
Самостоятельная работаВыполните полный синтаксический и пунктуационный разбор ССП
1 в. У самого леса вытянулся целый островок молодых осин, а дальше белой стеной начинали подниматься берёзки.
2 в. Цветы и травы покрывают зелёный холм, и никогда сюда лучи не проникают.
3 в. Залает пёс, иль ветерок зашелестит в листах темнеющей дубравы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.