Презентация "Как формировать читательскую грамотность? (из опыта работы)"

  • pptx
  • 26.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ЕМД 4.04.pptx

Районная проблемная группа
«Современные приемы формирования функциональной грамотности как способ повышения качества образования и результатов ГИА»

Единый методический день
«Успешные практики развития функциональной грамотности в подготовке обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации»

Функциональная грамотность -

это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Функциональная грамотность включает в себя несколько компонентов:
читательская грамотность;
математическая грамотность;
естественно-научная грамотность;
финансовая грамотность;
глобальные компетенции;
креативное мышление.

Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.

План работы секции учителей русского языка и литературы
Курсовая подготовка как способ повышения педагогического мастерства в вопросе формирования функциональной грамотности
- «Конструирование современного урока русского языка в соответствии с требованиями обновленного ФГОС ООО» – Дьячкова О.Н.
2. «Возможности педагогических технологий в формировании разных компонентов функциональной грамотности обучающихся» ( из опыта работы) - Грудинина Р.В.
3. Приемы формирования функциональной грамотности как способ повышения результатов ГИА».
- «Анализ прозаичной миниатюры в рамках подготовки к ГИА по русскому языку» – Григорьева А.С.
«Развитие функциональной грамотности при работе с текстом в рамках подготовки к ОГЭ ( написание сочинения 13.3)» – Митрошкина Л.Ю.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Технология проектной деятельности

Игровые технологии

Технология проблемного обучения

Технология РКМЧП

ИКТ

Смысловое чтение

Одна из задач технологии РКМЧП:
- образовательная мотивация, т.е. повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; стимулирование самостоятельной поисковой, творческой деятельности, запуск механизмов критического мышления

Использование дидактических игр и занимательных упражнений, повышающих мотивацию учащихся.

Весело и полезно
(фониаторная гимнастика)
А, ХА – полная чистка организма
Й, А – чистим организм, активизируем внимание
У, ШУ – совершенствуем дыхательную систему
ХА – повышаем настроение

Лингвистическая задачка

Пришли звери на Ярмарку предложений.
Заяц говорит:
- Мне нужны предложения, с помощью которых я таким смелым стану, что смогу крикнуть: «Уходи, Лиса. Не трогай моих зайчат! Научись со всеми в мире жить!»
А Лиса говорит:
А мне нужны предложения , чтобы у Зайца спросить, когда у него день рождения.
Ну, а мне такие нужны предложения, чтобы рассказать, какой мед вкусный и полезный,- пробубнил Медведь.

Лингвистическая задачка

Пришли звери на Ярмарку предложений.
Заяц говорит:
- Мне нужны предложения, с помощью которых я таким смелым стану, что смогу крикнуть: «Уходи, Лиса. Не трогай моих зайчат! Научись со всеми в мире жить!»
А Лиса говорит:
А мне нужны предложения , чтобы у Зайца спросить, когда у него день рождения.
Ну, а мне такие нужны предложения, чтобы рассказать, какой мед вкусный и полезный,- пробубнил Медведь.
Вопросы: Разные цели были у животных?
Какие предложения продавали на Ярмарке?
Задание: сформулируй тему урока и самостоятельно дайте определения видам предложения по цели высказывания

Реалии (фрагмент интеллектуальной игры)

1. В древнерусском языке одним из значений этой части речи было «слово», «речь вообще».
2. А.С. Пушкин говорил, что эта часть речи может «жечь сердца людей».
3. Часть речи, по мнению Николая Греча, «придаёт речи жизнь».
4. Часть речи, которая заставляет нас действовать.

Вот так ситуация…

Игра «Знаете ли вы, что…?» 

эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой

Что народы Кавказа носили две пары башмаков, надевая их друг на друга? (Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»)
Что такое картечь, лафет, бивак? (М.Ю. Лермонтов, «Бородино»)

Упражнение № 64

ТЕБЕ ЗЛОСТЬ СЕРДЦЕ ЖЖЁТ

МНЕ СКУЧНО

МЫ ВЕСЕЛЫ

ЗЛА НЕ ДЕЛАЕМ

И
Д
Е
Я

Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы


Постановка перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему

С какой проблемой столкнулись?
Что надо сделать, чтобы решить?
Как поймете, что проблема решена?
Почему важно решить проблему?

Какая проблема?

Под горой – П.п,
2 склонение
Перед учителем – Д. п.,
3 склонение
От лени – Т.п., 1 склонение

Потянулась цепочка проблем…

В зелене листов
Сидели на берези
Интересно узнать «Почему»? Что надо сделать, чтобы закончилась череда неудач (проблем)?

Значение изучаемого материала

«Оратор»
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
«Автор»
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
«Фантазёр»
Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
«Кумир»
На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?
«Профи»
От лица директора крупной фирмы объясни, зачем нужно изучение этой темы?

«Кумир» Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

Светлана и Мария

Сила эмоционально-окрашенных слов и выражений в начале изучения литературного произведения.

«Душа обязана трудиться» – Д.И. Фонвизин «Недоросль».
«Человек! Не заляпайся!» – В.Г. Распутин «Живи и помни».
Человек! Не разоряй гнезда, дом, землю, душу!» – В. Г. Распутин «Прощание с Матерой».
«Не семени! Шагай! Не перешагивай!» -
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

РАЗОРИТЬ

РАЗОРИ́ТЬ, -рю, -ришь; -рённый (-ён, -ена); совер. 1. кого (что). Нарушить, разрушить чьё-н. материальное благополучие, довести до нищеты. Р. семью. 2. что. Опустошить, разрушить. Р. гнездо. | несовер. разорять, -яю, -яешь. | сущ. разорение, -я, ср. РАЗОРИТЬ, разоровать и пр. см. разорять. РАЗОРИ́ТЬ -рю́, -ри́шь; разорённый; -рён, -рена́, -рено́; св. кого-что.

В. Г. Распутин «Прощание с Матерой».


«Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой.
С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится».
В.Г. Распутин

Человек! Не разоряй гнезда, дом, землю, душу!»

Задание 27 (ЕГЭ)

Мастер-класс
ПРОБЛЕМА?
ПОЗИЦИЯ АВТОРА?

Я про тебя, про вас толкую тебе, как щас. Пуп вы щас не надрываете — че говорить! Его-то вы берегете. А что душу свою потратили — вам и дела нету. Ты хошь слыхал, что у его, у человека-то, душа есть? 
Это вы приучили себя, что ежли видом не видать, ежли пощупать нельзя, дак и нету. В ком душа, в том и Бог, парень. Чтоб человеком ты родился и человеком остался. А кто душу вытравил, тот не человек, не-ет! (ЗАДАЙТЕ ВОПРОС)
На че угодно такой пойдет, не оглянется (ЗАДАЙТЕ ВОПРОС) Да без ее-то легче. Че хочу, то и ворочу. Никто в тебе не заноет, не заболит.

Креативное мышление как способность продуктивно участвовать в процессе формирования функциональной грамотности.

Как учить креативному мышлению?

Читать, разговаривать и придумывать

Мотивировать на необычный «продукт» урока

Творческие задания

Разместить в социальных
сетях советы поведенческого
и практического характера от ВАСЮТКИ

Творческие задания

Назвать пословицы о труде
Какой бывает труд? (кластер)
3. Письмо родителей Илюшеньки (мечтают…)
4. Запись в дневнике от активного читателя

Вот БЫ получить Илюшеньке …

Они мечтали и о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями, обойти тайком разбросанные по пути просвещения и честей камни и преграды, не трудясь перескакивать через них, то есть, например, учиться слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенной, в детстве приобретенной полноты, а так, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства.

Эпистолярные минуты

1. Ольга пишет о муже (счастье, восхищение…)
2. Ольга пишет об Обломове (обида, оправдание, сожаление…)
3. Агафья Матвеевна пишет о муже (счастье, боль, трагедия…)

Подбирать ассоциации
Простое задание на развитие ассоциативного мышления: дать ребятам сравнить два предмета, найти общие черты семантически далеких слов.
ЗЕМЛЯ - НЕЙРОСЕТЬ

ЗДЕСЬ может быть ТВОЙ шедевр! А словно, будто, точно, как, подобно Б

А
ЗЕМЛЯ

Б
дерево, лодка, книга, энциклопедия, дорога, флешка, нейросеть, дом, башня, Эрмитаж, кладовая, чемодан и другие

Применение дискуссионных методов. Они повышают функциональную грамотность, развивают субъективную активность, повышают мотивацию включения в учебный процесс.

Технология «Смысловое чтение» (В.О.)

«Какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения».
Кто «тайный враг»? Почему «враг»?
Какое прямое назначение у человека?

Кого выберешь себе в друзья? Почему?

«Учиться хочет, всё видеть, знать».
Труд и скука – «это у него были синонимы».
«Он не привык к движению, к жизни…»

Что можно сказать о внутреннем мире таких людей?

«Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать…»
Симпатичны ли тебе такие люди?

Прощать! Это слабость или сила?

Учись прощать… Молись за обижающих, Зло побеждай лучом добра. Иди без колебаний в стан прощающих, Пока горит Голгофская звезда.
Учись прощать, когда душа обижена, И сердце, словно чаша горьких слез, И кажется, что доброта вся выжжена, Ты вспомни, как прощал Христос.
Умей прощать. Прощенье - это сила, А месть - бессилья признак роковой. И камни не прощения в могилу, Мой друг и брат, не уноси с собой. Учись прощать естественно, как дышишь, Как воду пьешь и ешь насущный хлеб, Ведь Бог тогда твои молитвы слышит, Когда в тебе горит прощенья свет.

Учись прощать, прощать не только словом, Но всей душой, всей сущностью своей. Прощение рождается любовью В творении молитвенных ночей.
Учись прощать. В прощенье радость скрыта. Великодушье лечит, как бальзам. Кровь на Кресте за всех пролита. Учись прощать, чтоб ты прощен был сам.

М. Волошин «Трихины» + эпилог «Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский

Исполнилось пророчество: трихины В тела и в дух вселяются людей. И каждый мнит, что нет его правей. Ремесла, земледелие, машины Оставлены. Народы, племена Безумствуют, кричат, идут полками, Но армии себя терзают сами, Казнят и жгут — мор, голод и война.

Ваятель душ, воззвавший к жизни племя Страстных глубин, провидел наше время. Пророчественною тоской объят, Ты говорил, томимый нашей жаждой, Что мир спасется красотой, что каждый За всех во всем пред всеми виноват.

Направление работы

2. Креативное мышление как способность продуктивно участвовать в процессе формирования функциональной грамотности.

Составляющие креативного мышления:

Быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определённый отрезок времени). 
Гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей). 
Оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи, эффективные решения). 
Точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершённый вид своим мыслям). 

Как учить креативному мышлению?

Читать, разговаривать и придумывать
Приём «Сочини рассказ по ключевым словам».

Рисунок-опора

опорная картинка, которая помогает "зрительно" увидеть содержание материала.

Подбирать ассоциации
Простое задание на развитие ассоциативного мышления: дать ребятам сравнить два предмета, найти общие черты семантически далеких слов.
МАМА - СТАКАН, ЧАСЫ,СЕМЕЧКИ

Работаем с тестовой частью: задания 3,5,7

Составить кластер на тему «ЛЮБОВЬ» из нераспространенных и распространенных назывных предложений

Хотя любовь и называют чувством капризным, безотчетным, рождающимся, как болезнь, однако ж и она, как все, имеет свои законы и причины. А если до сих пор эти законы исследованы мало, так это потому, что человеку, пораженному любовью, не до того, чтоб ученым оком следить, как вкрадывается в душу впечатление, как оковывает будто сном чувства, как сначала ослепнув глаза, с какого момента пульс, а за ним сердце начинает биться сильнее, как является со вчерашнего дня вдруг преданность до могилы, стремление жертвовать собою, как мало-помалу исчезает свое я и переходит в него или в нее, как ум необыкновенно тупеет или необыкновенно изощряется, как воля отдается в волю другого, как клонится голова, дрожат колени, являются слезы, горячка...
И. А. Гончаров. «Обломов» , часть 4, глава 1

Любовь

Капризное чувство!

Преданность до могилы!

Болезнь…

Жертвенность

Оковы

Дрожь в коленях…

Слезы! Горячка!

Работа с главой 9, часть 1 Дневник Обломова

Сегодня видел сон…Как все там хорошо!
Сливочки, сухарики, булочки
Молитвы, страстные поцелуи
Ласки, похвалы
Продолжить ряд назывных предложений, рассказывающих о впечатлениях детства

Штольц был глубоко счастлив своей наполненной, волнующейся жизнью, в которой цвела неувядаемая весна, и ревниво, деятельно, зорко возделывал, берег и лелеял ее. Со дна души поднимался ужас тогда только, когда он вспоминал, что Ольга была на волос от гибели, что эта угаданная дорога — их два существования, слившиеся в одно, могли…
Кластер «Счастье – это…

Посмотрите также