Назначение пластичных смазок:
Смазочные материалы играют огромную роль для автомобилей, выполняя следующие функции:
1) смазочная в широком интервале температур в при запуске, прогреве, рабочем режиме и при перегреве механизма для уменьшения сил трения, уменьшения износа и предотвращения заеданий;
2) отвод тепла от нагревающихся при трении деталей;
3) уплотнение узлов трения;
4) удаление продуктов износа;
5) химическая защита поверхности деталей от коррозионного воздействия внутренних и внешних факторов
Требования к пластичным смазкам
Разделять трущиеся детали прочной смазочной плёнкой для уменьшения износов и потерь на трение;
Удерживаться в узлах трения, не вытекая из них;
Защищать трущиеся детали от попадания пыли,влаги и грязи;
Не вызывать коррозионного износа деталей;
Легко пропрессовываться (прокачиваться) по смазочным каналам, не требуя для этого слишком больших давлений;
Не изменять длительное время своих свойств в процессе работы и хранения;
Быть экономичными и недефицитными.
Состав пластичных смазок
Масло является основой смазки, и на него приходится 70–90% от ее массы. Свойства масла определяют основные свойства смазки.
Загуститель создает пространственный каркас смазки. Упрощенно его можно сравнить с поролоном, удерживающим своими ячейками масло. Загуститель составляет 8–20% от массы смазки.
Добавки необходимы для улучшения эксплуатационных свойств. К ним относятся:
- присадки — преимущественно те же, что используются в товарных маслах (моторных, трансмиссионных и т. п.). Представляют собой маслорастворимые поверхностно-активные вещества и составляют 0,1–5% от массы смазки;
- наполнители — улучшают антифрикционные и герметизирующие свойства. Представляют собой твердые вещества, как правило, неорганического происхождения, нерастворимые в масле (дисульфид молибдена, графит, слюда и др.), составляют 1–20% от массы смазки;
- модификаторы структуры — способствуют формированию более прочной и эластичной структуры смазки. Представляют собой поверхностно-активные вещества (кислоты, спирты и др.), составляют 0,1—1% от массы смазки
Физико-химические свойства
- пенетрация; - содержание щелочей;
- температура каплепадения; - содержание кислот;
- эффективная вязкость; - содержание механических примесей;
- предел прочности; - содержание воды и золы.
- коллоидная стабильность.
Первая группа
Вторая группа
Основные показатели качества смазок
Пенетрация (проникновение) — характеризует консистенцию (густоту) смазки по глубине погружения в нее конуса стандартных размеров и массы. Пенетрация измеряется при различных температурах и численно равна количеству миллиметров погружения конуса, умноженному на 10.
Температура каплепадения — температура падения первой капли смазки, нагреваемой в специальном измерительном приборе. Практически характеризует температуру плавления загустителя, разрушения структуры смазки и ее вытекания из смазываемых узлов (определяет верхний температурный предел работоспособности не для всех смазок).
Предел прочности при сдвиге — минимальная нагрузка, при которой происходит необратимое разрушение каркаса смазки и она ведет себя как жидкость.
Водостойкость — применительно к пластичным смазкам обозначает несколько свойств: устойчивость к растворению в воде, способность поглощать влагу, проницаемость смазочного слоя для паров влаги, смываемость водой со смазываемых поверхностей.
Механическая стабильность — характеризует тиксотропные свойства, т.е. способность смазок практически мгновенно восстанавливать свою структуру (каркас) после выхода из зоны непосредственного контакта трущихся деталей. Благодаря этому уникальному свойству смазка легко удерживается в негерметизированных узлах трения.
Термическая стабильность — способность смазки сохранять свои свойства при воздействии повышенных температур.
Коллоидная стабильность — характеризует выделение масла из смазки в процессе механического и температурного воздействия при хранении, транспортировке и применении.
Химическая стабильность — характеризует в основном устойчивость смазок к окислению.
Испаряемость — оценивает количество масла, испарившегося из смазки за определенный промежуток времени, при ее нагреве до максимальной температуры применения.
Коррозионная активность — способность компонентов смазки вызывать коррозию металла узлов трения.
Защитные свойства — способность смазок защищать трущиеся поверхности металлов от воздействия коррозионно-активной внешней среды (вода, растворы солей и др.).
Вязкость — определяется величинами потерь на внутреннее трение в смазке. Фактически определяет пусковые характеристики механизмов, легкость подачи и заправки в узлы трения.
Классификация пластических смазок
По основным функциям
По условиям применения
По природе загустения
Общего назначения
приборные
общего назначения для повышенных температур
Стойкие в агрессивной среде
многоцелевые
индустриальные
высокотемпературные
Железнодорож
ные
низкотемпературные
автомобильные
Общего назначения
канатные
Арматурные
Резьбовые
Герметизирующие и вакуумные
мыльные
углеводородные
неорганические
органические
антифрикционные
консервационные
уплотнительные
В свою очередь, антифрикционная группа делится на подгруппы: смазки общего назначения, многоцелевые смазки, термостойкие, низкотемпературные, химически стойкие, приборные, автомобильные, авиационные и т.д.
В автомобилях наибольшее распространение получили антифрикционные смазки многоцелевые (Литол-24, Фиол-2М, Зимол, Лита) и
антифрикционные смазки автомобильные (ЛСЦ-15, Фиол-2У, ШРБ-4, ШРУС-4, КСБ, ДТ-1, № 158, ЛЗ-31)
Литол-24 – один из самых распространенных видов консистентных смазок, используемых для снижения фрикционного воздействия на трущиеся поверхности деталей вращения, подшипников, редукторов и других узлов машин и промышленных механизмов. Само название этого смазочного материала стало нарицательным и применяется в просторечии ко всем густым антифрикционным и антизадирным смазкам.
Применение: в подшипниках скольжения и качения (всех типов); шарнирных механизмах; зубчатых передачах; поверхностях трения транспортных средств (как колесных, так и гусеничных); поверхностях трения индустриальных механизмов; поверхностях трения электрических машин.
Фиол-2М — смесь нефтяных масел, загущенная литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты: содержит вязкостную и антиокислительную присадки.
Фиол-2М предназначена для обработки легконагруженных малогабаритных подшипников качений и скольжения автомобильного электрооборудования, подшипников с высокими оборотами.
Фиол-2М используют для смазывания оси октанкорректора прерывателя распределителя автомобилей ВАЗ. Смазка обеспечивает его работу при пробеге 100 000 км. Ее можно использовать также в различных узлах трения транспортных машин, индустриальных механизмов.
Зимол – морозостойкий аналог смазки Литол-24.
Лита – многофункциональная водостойкая морозостойкая смазка. Аналогична смазкам ЦИАТИМ-201 и Зимол, но меньше подвержена испарению. Имеет очень высокие антикоррозионные свойства. Произведена на базе веретенного масла, в качестве загустителя дополнительно применяется церезин 80. МС-70 – мыльно-углеводородная пластичная смазка, загущеная алюминиевым и бариевым мылами с добавлением церезина.
ШРУС-4 — это литиевая смазка для шарниров равных угловых скоростей переднеприводных легковых автомобилей.
Она представляет собой нефтяное масло, загущённое гидроксистеаратом лития. Содержит антиокислительную, противозадирную и антифрикционную присадки.
Применяется:
для смазывания шарниров равных угловых скоростей переднеприводных легковых автомобилей;
для смазки выжимных подшипников сцеплений, подшипников ступиц колёс, крестовины карданного вала и других
механизмов и машин, работающих при
средних и высоких нагрузках.
Смазка ЛСЦ-15 (ТУ 38 УССР 201224-80) — смесь нефтяных масел, загущенная литиевым мылом кислот гидрированного касторового масла; содержит антиокислительную, вязкостную присадки и оксид цинка. Обладает высокой термической, коллоидной, механической и антиокислительной стабильностью, хорошими консервационными и адгезионными свойствами; водостойкостью; обеспечивает полный ресурс работы узлов.
Применяется для смазывания шарниров и осей приводов акселераторов, рычагов выключения, шлицевых соединений, механизмов стеклоподъёмников автомобилей, узлов трения промышленного оборудования, работающих при средних нагрузках.
ШРБ-4 — это автомобильная смазка.
Она представляет собой нефтяное масло, загущённое комплексным бариевым мылом кислот хлопкового масла, СЖК, гидроксистеариновой и уксусной кислот. Также содержит антиокислительную присадку.
Область применения:
шаровые шарниры передней подвески;
наконечники тяг рулевого управления автомобилей (на весь срок службы).
Смазка ЦИАТИМ-201 – антифрикционная пластичная морозостойкая смазка, изготавливаемая из литиевого мыла, минерального масла и специальных присадок. Достоинство ее сбалансированного состава заключается в том, что физические качества и свойства Циатим-201 не изменяются в широком диапазоне температур. Применяется для смазывания узлов трения, в механизмах авиационной (наиболее широкая сфера применения), автомобильной и другой наземной техники, радиотехнического оборудования, электромеханических и точных приборах, работающих с минимальным сопротивлением при низких температурах. Не применяется для подшипников скольжения из-за загустевания со временем.
ЯНЗ-2 (тугоплавкая, неводостойкая натриево-кальциевая смазка). Ее используют до температур минус 30 °С на автомобилях всех моделей для смазывания подшипников ступиц колес, водяных насосов, промежуточных опор карданных валов, опор привода вентилятора и других подшипниковых узлов, защищенных уплотнениями от проникновения воды.
Пресс-солидол С:
Область применения: относительно грубые узлы трения механизмов и машин, транспортных средств, сельскохозяйственной техники; ручной и другой инструмент, шарниры, винтовые и цепные передачи, тихоходные шестеренчатые редукторы и т.п. Основные эксплуатационные характеристики: хорошие водостойкость, коллоидная стабильность, защитные свойства, узкий диапазон рабочих температур и низкая механическая стабильность. Работоспособны при температурах -30...+65 °С, в мощных механизмах (подшипники, шарниры, блоки и т.п.) - от -50 °С.
Герметики — это жидкие уплотнители, предотвращающие протечки, они наносятся на сопряженные поверхности
прокладки масляного поддона и блока цилиндров и другие подобные соединения.
Типы герметиков:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.