Презентация по русскому языку "Сказуемое" (8 класс, русский язык)

  • Работа в классе
  • pptx
  • 30.09.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по русскому языку "Сказуемое" (8 класс, русский язык).Данная презентация поможет в решении следующих задач урока:обобщение сведений о сказуемом, знакомых учащимся по курсу V-VII классов; ознакомление с разными типами сказуемого; формирование умений: находить сказуемое, определять форму простого глагольного сказуемого; развитие умения выполнять комплексный анализ текста;
Иконка файла материала Сказуемое.pptx
СКАЗУЕМОЕ
 Сказуемое­это главный член предложения,  который зависит только от подлежащего и  обозначает его признак или действие. Сказуемое  отвечает на вопросы что делает предмет? Что  с ним происходит? Каков он? Что он такое?  Кто он такой? и др.
 Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений.  Это значение передаётся формой наклонения глагола, реже – другими  способами. Например: Мы сидели на берегу пруда. Вдруг из кустов  выбегает собака и прыг в воду. Два первых сказуемых имеют форму  наклонения, а третье – формы наклонения не имеет, но выражает  грамматическое значение изъявительного наклонения (прыг ­ прыгает).  Сказуемое бывают простые и составные. В простом сказуемом  лексическое и грамматическое значения выражены одним словом.  Простое сказуемое может быть только глагольным. Оно выражается  самостоятельным глаголом в форме одного из наклонений, например: 1)  Уже проснулись певчие птицы. (С.­М.) 2) Громко поют птицы. (С.­ М.) 3) Ещё громче будут петь птицы. В этих примерах глаголы­ сказуемые имеют формы изъявительного наклонения прошедшего,  настоящего и будущего сложного времени. 4) В спортивной секции вы  тренировались бы более регулярно – сказуемое выражено глаголом в  условном наклонении. 5) Вы возьмите с собой в поход туристскую  карту­схему – сказуемое выражено глаголом в повелительном  наклонении.
Составные сказуемые  Составными сказуемыми называются  такие сказуемые, в которых  лексическое и грамматическое  значения выражаются в разных словах.  Ср.: На второй день щегол запел. – На  второй день щегол начал петь. Катя  болела целый месяц. – Катя была  больна целый месяц. Составные  сказуемые начал петь и была больна  состоят из двух слов, одно из которых  (петь, больна) выражает основное  лексическое значение сказуемого, а  другое (начал, была) – его  грамматическое значение.  Составные сказуемые бывают  глагольными и именными.
 Составным глагольным называется  сказуемое, которое состоит из  вспомогательного слова и  неопределённой формы глагола.  Например: Я начал работать.  Брат перестал заниматься и  может отстать в учёбе. Я  должен ему помочь.  Вспомогательные слова делятся на  две группы:     1) глаголы со значением начала,  конца или продолжения (начать,  перестать, кончить, прекратить,  продолжать);     2) глаголы и краткие  прилагательные со значением  возможности, необходимости,  желательности и др. (мочь, смочь,  хотеть желать, рад, готов,  должен, обязан, намерен).
 Вспомогательные слова выражают грамматические значение  сказуемого, а неопределённая форма глагола­ его лексическое  значение. Скрипач начал (продолжал, перестал)  играть. Мы не сможем выступать на концерте. Мы  хотели бы участвовать в соревнованиях.  Если вспомогательное слово – краткое прилагательное, то оно  употребляется только со связкой: 1) Я был рад помочь. 2)  Он готов был с вами поспорить. В настоящем времени  связка не употребляется, т.е. является нулевой. Ср.: Он готов  с вами поспорить. Я рад вам помочь. Составное глагольное сказуемое  Вспомогательное слово (слова) Неопределённая форма глагола
Составное именное сказуемое  Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола­ связки и именной части (имени прилагательного, существительного и др.).  Глаголы­связки выражают грамматические значение сказуемого, а  именная часть – его лексическое значение. Составное именное Сказуемое Глагол­связка Именная част ь Например: Я был прав. буду учителем.
Глаголы­связки делятся на три группы. Первая группа:  1. Глагол­связка быть выражает только грамматические  значения. В настоящем времени глагол­связка быть не  употребляется, т.е. связка нулевая.     Ты был бы смелым – условное наклонение.     Ты будь смелым – повелительное наклонение.     Ты был смелым – прошедшее время.     Ты смелый – настоящее время. (нулевая связка)
Вторая группа:  2. Глаголы­связки делаться,  стать, становиться, являться,  считаться, представляться,  казаться, называться менее  употребительны, например:   1) У нас зима. Всё делается  светлее, веселее от первого  снега.(Ч.) 2) Совсем стал белый  дедушка. (Н.) 3) Дворец казался  островом печальным. (П.)
Третья группа:  3. В роли связок могут выступать глаголы со значением  движения, положения в пространстве: прийти,  приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять и др.;  Например: 1) Я сидел погружённый в глубокую  задумчивость. (П.) 2) Девушка пришла усталая. (Пол.)   На месте глагола­связки  могут быть употреблены  сочетания вспомогательных слов с определённой формой  глагола­связки, например:  Я хочу быть учителем. был бы рад стать учителем.
До свидания до новых встреч!!!