Презентация по русскому языку "Сказуемое" (8 класс, русский язык).Данная презентация поможет в решении следующих задач урока:обобщение сведений о сказуемом, знакомых учащимся по курсу V-VII классов;
ознакомление с разными типами сказуемого;
формирование умений: находить сказуемое, определять форму простого глагольного сказуемого;
развитие умения выполнять комплексный анализ текста;
Сказуемоеэто главный член предложения,
который зависит только от подлежащего и
обозначает его признак или действие. Сказуемое
отвечает на вопросы что делает предмет? Что
с ним происходит? Каков он? Что он такое?
Кто он такой? и др.
Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений.
Это значение передаётся формой наклонения глагола, реже – другими
способами. Например: Мы сидели на берегу пруда. Вдруг из кустов
выбегает собака и прыг в воду. Два первых сказуемых имеют форму
наклонения, а третье – формы наклонения не имеет, но выражает
грамматическое значение изъявительного наклонения (прыг прыгает).
Сказуемое бывают простые и составные. В простом сказуемом
лексическое и грамматическое значения выражены одним словом.
Простое сказуемое может быть только глагольным. Оно выражается
самостоятельным глаголом в форме одного из наклонений, например: 1)
Уже проснулись певчие птицы. (С.М.) 2) Громко поют птицы. (С.
М.) 3) Ещё громче будут петь птицы. В этих примерах глаголы
сказуемые имеют формы изъявительного наклонения прошедшего,
настоящего и будущего сложного времени. 4) В спортивной секции вы
тренировались бы более регулярно – сказуемое выражено глаголом в
условном наклонении. 5) Вы возьмите с собой в поход туристскую
картусхему – сказуемое выражено глаголом в повелительном
наклонении.
Составные сказуемые
Составными сказуемыми называются
такие сказуемые, в которых
лексическое и грамматическое
значения выражаются в разных словах.
Ср.: На второй день щегол запел. – На
второй день щегол начал петь. Катя
болела целый месяц. – Катя была
больна целый месяц. Составные
сказуемые начал петь и была больна
состоят из двух слов, одно из которых
(петь, больна) выражает основное
лексическое значение сказуемого, а
другое (начал, была) – его
грамматическое значение.
Составные сказуемые бывают
глагольными и именными.
Составным глагольным называется
сказуемое, которое состоит из
вспомогательного слова и
неопределённой формы глагола.
Например: Я начал работать.
Брат перестал заниматься и
может отстать в учёбе. Я
должен ему помочь.
Вспомогательные слова делятся на
две группы:
1) глаголы со значением начала,
конца или продолжения (начать,
перестать, кончить, прекратить,
продолжать);
2) глаголы и краткие
прилагательные со значением
возможности, необходимости,
желательности и др. (мочь, смочь,
хотеть желать, рад, готов,
должен, обязан, намерен).
Вспомогательные слова выражают грамматические значение
сказуемого, а неопределённая форма глагола его лексическое
значение. Скрипач начал (продолжал, перестал)
играть. Мы не сможем выступать на концерте. Мы
хотели бы участвовать в соревнованиях.
Если вспомогательное слово – краткое прилагательное, то оно
употребляется только со связкой: 1) Я был рад помочь. 2)
Он готов был с вами поспорить. В настоящем времени
связка не употребляется, т.е. является нулевой. Ср.: Он готов
с вами поспорить. Я рад вам помочь.
Составное
глагольное
сказуемое
Вспомогательное
слово
(слова)
Неопределённая
форма
глагола
Составное именное сказуемое
Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола
связки и именной части (имени прилагательного, существительного и др.).
Глаголысвязки выражают грамматические значение сказуемого, а
именная часть – его лексическое значение.
Составное
именное
Сказуемое
Глаголсвязка
Именная
част
ь
Например: Я
был прав.
буду учителем.
Глаголысвязки делятся на три группы.
Первая группа:
1. Глаголсвязка быть выражает только грамматические
значения. В настоящем времени глаголсвязка быть не
употребляется, т.е. связка нулевая.
Ты был бы смелым – условное наклонение.
Ты будь смелым – повелительное наклонение.
Ты был смелым – прошедшее время.
Ты смелый – настоящее время. (нулевая связка)
Вторая группа:
2. Глаголысвязки делаться,
стать, становиться, являться,
считаться, представляться,
казаться, называться менее
употребительны, например:
1) У нас зима. Всё делается
светлее, веселее от первого
снега.(Ч.) 2) Совсем стал белый
дедушка. (Н.) 3) Дворец казался
островом печальным. (П.)
Третья группа:
3. В роли связок могут выступать глаголы со значением
движения, положения в пространстве: прийти,
приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять и др.;
Например: 1) Я сидел погружённый в глубокую
задумчивость. (П.) 2) Девушка пришла усталая. (Пол.)
На месте глаголасвязки могут быть употреблены
сочетания вспомогательных слов с определённой формой
глаголасвязки, например:
Я
хочу быть учителем.
был бы рад стать учителем.
До свидания до новых встреч!!!