Мастер-класс
как эффективная педагогическая технология успешной аттестации и повышения профессиональной компетентности
Январева С.В.,
методист первой квалификационной категории МУДО «ДДТ» р.п. Дергачи
Понятие «мастер- класс»
Мастер-класс (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Мастер-класс – один из наиболее эффективных современных способов обмена и распространения педагогического опыта путем прямого комментированного показа приемов и методов работы педагога, получившего признание в профессиональной среде, в процессе которого его участники приобретают соответствующие практические навыки.
Мастер–класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру.
Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых правил, она основывается на педагогической интуиции педагога и на творческой восприимчивости слушателя
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас»
Организационный этап
Цель: актуализация знания и формулировка конкретной педагогической проблемы, решение которой будет демонстрироваться с помощью представленной инновации
Результат: сформулирована проблема, совместно со слушателями поставлены задачи мастер-класса
Планирование организационного этапа мастер-класса
Выбор ведущей идеи
Определение целей и задач в связи с темой
Проблематизация идеи, формулировка вопроса, парадокса, вводящие в тему мастер-класса
Формулировка задач мастер-класса
Задачи должны отражать результат, но не процесс и методы работы
Правильно | Не правильно | |
Выявить… | Продемонстрировать… | Развить … |
Обосновать… | Провести… | Сформировать у обучающихся… |
Конкретизировать… | Организовать… | Воспитывать… |
Уточнить… | Рассмотреть… |
Содержание мастер-класса
Отдельный прием (работа со сказками, притчами, занимательные задачи, продуктивные задания).
Инновационные методы (метод проектов, поисковые методы, эвристические методы)
Система приемов для достижения цели (организация целеполагания и рефлексии на уроке)
Технологии обучения или воспитания (технология КСО, технология развития критического мышления)
Подход к обучению (дифференцированный, системно-деятельностный)
Что должно быть в результате?
Прием или метод
Особенности применения приема на разных этапах занятия;
Каковы условия его эффективности;
Каковы педагогические возможности приема (что формирует, развивает)
Что должно быть в результате?
Система методов
по достижению цели
В чем важность цели?
Какие есть традиционные методы ее достижения?
Система инновационных методов;
Условия эффективность применения
Что должно быть в результате?
Технологии обучения
Актуальность технологии
Этапы технологии
Деятельность обучающихся и педагога на каждом этапе
Условия эффективность реализации технологии
Условия результативности мастер-класса
Наличие четко оформленной концептуальной позиции и авторских технологических разработок
Наличие благоприятной психологической атмосферы
Четкая логика предъявления материала, использование наглядности в разных формах
Обращение к педагогической действительности (примеры)
Взаимодействие педагогас участниками мастер-класса через организацию диалога и совместной деятельности
Строгое соблюдение временных рамок мастер-класса
Критерии качества мастер-класса
Презентативность
Эксклюзивность
Прогрессивность
Мотивированность
Оптимальность
Эффективность
Технологичность
Артистичность
Общая культура
Критерии анализа мастер-класса(0-5 баллов)
Актуальность
Конкретность в постановке задач
Хорошо продуманное содержание
Умение владеть аудиторией
Максимальное вовлечение участников
Доступность показанного приема
Творчество
Выполнение поставленных задач
Рефлексивная деятельность
Удовлетворение полученными результатами, появляется желание реализовать на практике
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.