Приложение № ___ к образовательной программе 15.01.05,утверждённой приказом директора № ___ от _________ 2019г. |
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП 05 Основы экономики
__________________________________________________________________
(Код, наименование дисциплины, МДК, ПМ)
15. 01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом - Газосварщик
(Квалификация)
очная
__________________________________________________________________
(Форма обучения)
Нижневартовск 2019
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15. 01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)), утверждённого приказом Министерства образования и науки от 29.01.2016 г., № 50.
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины обязательной части общеобразовательного цикла очной формы обучения по профессии 15. 01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))в 6 семестре.
Организация-разработчик: бюджетное учреждение профессионального образования Нижневартовский строительный колледж
Разработчики:
Короткова Л.В- преподаватель общепрофессиональных дисциплин.
Рассмотрена на заседании МО «____» от ___________2019 г. Протокол № _____ Руководитель: ________/Л.В. Короткова |
Рекомендована к утверждению на заседании МО «____» ___________2019г. Протокол № ____ |
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
7 |
3. условия реализации учебной дисциплины
|
13 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
14 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 15.01.05 Сварщик(ручной
и частично механизированной сварки(наплавки)) в части освоения квалификаций:
· Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом
· Сварщик частично механизированной сварки плавлением
· Сварщик ручной дуговой сварки неплавящимся электродом в защитном газе
· Газосварщик
и основных видов профессиональной деятельности (ВПД):
· Проведение подготовительных, сборочных операций перед сваркой, зачистка и контроль сварных швов после сварки;
· Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом;
· Ручная дуговая сварка (наплавка) неплавящимся электродом в защитном газе;
· Частично механизированная сварка (наплавка) плавлением;
· Газовая сварка (наплавка);
Рабочая программа учебной практики может быть использована при профессиональной подготовке рабочих по профессии сварщик, газосварщик,
повышение квалификации по профессии сварщик.
(письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 №03-1180) экономики в учреждениях среднего профессионального образования (СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
1.2. Место учебной дисциплины а структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Базовая часть
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
1. приводить примеры взаимодействия рынков, прямых и косвенных налогов, взаимовыгодной международной торговли;
2. описывать предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
3. объяснять экономические явления с помощью альтернативной стоимости, выгоды обмена, закон спроса, причины неравенства доходов, роль минимальной оплаты труда, последствия инфляции;
4. сравнивать и различать спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
5. вычислять на условных примерах величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса и предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, смету или бюджет доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
6. применять для экономического анализа кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары.
7. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• исполнения типичных экономических ролей;
• решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
• осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
1. смысл основных теоретических положений экономической науки;
2. основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений.
Вариативная часть – не предусмотрена.
В результате освоения учебной дисциплины ОУД 08 «Экономика» обучающийся должен овладеть:
Общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки студента 54 часов в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося :
6семестр
Всего- 36ч
22/14
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
22 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
|
практические занятия |
14 |
самостоятельная работа |
18 |
курсовая работа (проект) |
не предусмотрено |
Самостоятельная работа студента (всего) |
не предусмотрено |
аттестация в форме |
Дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДП 02.03 Экономика
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1: Экономика и ее основные проблемы. |
24 |
|
|
Тема 1.1. Введение. Экономика и экономическая наука. Предмет, методы и функции экономики |
Содержание учебного материала Экономика как фундаментальная наука, изучающая общие закономерности и принципы хозяйствования во взаимосвязи с этико-социальными процессами. Позитивная и нормативная экономика. Политическая экономия и экономика, их единство и противоречие. Предмет экономики. Многообразие подходов к предмету, экономическая политика и экономическая стратегия. Экономика как общественная наука о производственных отношениях между людьми в условиях ограниченных ресурсов. Структура общей экономики: микроэкономика и макроэкономика. Основные методы экономической науки; суть диалектического, экономико-математического и абстрактного методов. Функции: познавательная, методологическая, практическая.
|
2 |
1, 2 |
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|
Практические занятия: Составить структуру общей экономики |
не предусмотрено |
|
|
Контрольные работы |
не предусмотрено |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся:
|
не предусмотрено |
|
|
Тема 1.2: Проблема производственных возможностей и эффективности экономики |
Содержание учебного материала Три основных вопроса экономики: производить ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО? Потребности. Свободные и экономические блага. Ограниченность ресурсов. Проблема оптимального выбора. Вмененные издержки. "Кривая производственных возможностей" и ее методологическое значение. Производственные возможности российской экономики. Производительные силы общества как материально-вещественная сторона производства. Показатели развития производительных сил. Производительность общественного труда как интегральный показатель прогресса производственных сил общества. Производственные отношения как общественная форма производства. |
2 |
2, 3 |
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|
Практические занятия «Построение кривой производственных возможностей и анализ точек» |
2 |
|
|
Контрольные работы |
не предусмотрено |
|
|
|
|
|
|
Тема 1.3.: Собственность как основа производственных отношений |
Содержание учебного материала Собственность как основа производственных отношений. Исторические типы и формы присвоения. Собственность и ее проявление во всей системе экономических отношений и экономических категориях: цене, зарплате, прибыли, ренте, финансах и т.д. Юридический и экономический аспекты собственности. Реализация экономических отношений присвоения, пользования, владения, распоряжения. Структура прав собственности, передача прав и согласование обязанностей. |
4 |
2, 3 |
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|
Практические занятия: Семинар: «Собственность как основа производственных отношений» |
2 |
|
|
Контрольные работы |
не предусмотрено |
|
|
|
|
|
|
Тема 1.4.: Экономические системы и их основные типы |
Содержание учебного материала Экономическая система как форма организации общества. Основные элементы экономических систем: отношения собственности; методы управления и регулирования экономики; методы распределения ресурсов и благ. Сравнительная характеристика экономических систем: достоинства и недостатки. Основные типы экономических систем: традиционная, командно - административная и рыночная. Их отличительные черты. Недостатки "чисто рыночной" экономики. Достоинства смешанной экономики. 1. |
4 |
2 |
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|
|
|
|
|
Контрольные работа |
не предусмотрено |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 2: . Микроэкономика
|
44 |
|
Тема
2.1.: Сущность и основные элементы рынка |
Содержание учебного материала Рынок – сфера обмена товарами и услугами. Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Экономические блага и их классификация, полные или частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ, частные и общественные блага. Основные критерии классификации рынков. Инфраструктура рынка. Основные элементы рыночного механизма – цена, спрос и предложение. Обмен в системе общественного разделения труда. Рынок как развитая система отношений товарно-денежного обмена. Виды рынков. Признаки, принципы и функции рынка. Основные элементы рынка: товар, цена, спрос, предложение. Товар как экономическая категория. Потребительная стоимость и стоимость товара. Стоимость и цена товара.
|
4 |
1,2 |
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|
Практические занятия: |
не предусмотрено |
|
|
Контрольные работы |
не предусмотрено |
|
|
Тема 2.2.:Теория спроса и предложения |
Содержание учебного материала Теория спроса и предложения. Спрос: понятие, шкала спроса. Закон спроса и кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Ценовые и неценовые факторы, вызывающие изменения спроса. Спрос, величина спроса и их изменение. Предложение, закон предложения. Факторы (детерминанты) спроса и предложения. Спрос и предложение как ценообразующие факторы. Эластичность спроса. Единичная эластичность, эластичный и неэластичный спрос. Эффект Гиффена. Ажиотажный спрос. Факторы ценовой эластичности спроса. Коэффициенты эластичности спроса: по цене и по доходу. Перекрестная эластичность. Предложение: понятие, шкала предложения. Закон предложения и кривая предложения. Предложение и его величина. Изменение предложения под воздействием ценовых и неценовых факторов. Эластичность предложения. Единичная эластичность, эластичное и неэластичное предложение. Коэффициенты эластичного предложения. Влияние фактора времени на эластичность предложения.
|
4 |
1 |
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|
Практические занятия: Практическая работа: «Построение кривой спроса и анализ смещения кривой под воздействием различных факторов»
|
2 |
|
|
Контрольные работы: |
не предусмотрено |
|
|
Тема 2.3.: Рыночное равновесие |
Содержание учебного материала Рыночное равновесие. Механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке. Рыночное ценообразование. Равновесная цена, ее значение в восстановлении рыночного равновесия. Закон стоимости в механизме рынка. Трансформация стоимости в рыночную цену. Сущность принципа "невидимой руки" рынка. Рыночное равновесие и равновесная цена. Смещение кривых спроса и предложения под воздействием неценовых факторов. Динамика спроса и предложения под воздействием изменения равновесной цены и количества продукта. Цена спроса и предельная полезность. Цена предложения и предельные издержки производства. Механизмы равновесия при мгновенной, краткосрочной и долгосрочной динамике рыночной конъюнктуры. Эластичность спроса. Единичная эластичность, эластичный и неэластичный спрос. Эффект Гиффена. Ажиотажный спрос. Факторы ценовой эластичности спроса. Коэффициенты эластичности спроса: по цене и по доходу. Перекрестная эластичность.
|
4 |
1,2 |
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|
Практические занятия: «Определение коэффициентов эластичности спроса и предложения» |
2 |
|
|
Контрольные работы |
не предусмотрено |
|
|
|
|
|
|
Тема 2.4.: Теория поведения потребителя |
Содержание учебного материала Изменение дохода и линия «доход-потребление». Кривые Энгеля. Различные виды благ в зависимости от реакции потребителя на изменение дохода (нормальные, инфериорные, Гиффена). Изменение цены и линия «цена-потребление». Различные виды благ в зависимости от реакции потребителя на изменение цены (субституты, комплементарные и независимые блага). Эффект замены и эффект дохода для различных видов благ, графическое выражение.
|
4 |
1,2 |
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|
Практические занятия: «Построение бюджетной линии и кривых безразличия. Определение точек максимума» |
2 |
|
|
Контрольные работы |
не предусмотрено |
|
|
Тема 2.5.: Поведение производителя. Издержки производства |
Содержание учебного материала Индивидуальные и общественные издержки. Принцип альтернативных затрат и издержки производства. Альтернативные издержки владельцев факторов. Явные и неявные издержки. Экономические издержки. Бухгалтерские издержки. Короткий и длительный периоды и издержки производства. Постоянные и переменные издержки. Виды издержек. Функции издержек и их связь с производственной функцией. Динамика общих, средних и предельных издержек в коротком периоде и ее графическое выражение. Издержки в длительном периоде и оптимальный размер предприятия. Отдача от масштаба производства. Кривые общих, средних и предельных издержек в длительном периоде. Борьба с коррупцией в стране, крае. Налоговая декларация – один из способов борьбы с коррупцией. |
4 |
1,2 |
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|
Практические занятия: |
не предусмотрено |
|
|
Контрольные работы |
не предусмотрено |
|
|
Тема 2.6. Конкуренция и основные типы рыночных структур |
Содержание учебного материала Движущая сила рынка – конкуренция. Рынки совершенной, или чистой конкуренции и типы несовершенной конкуренции. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция и перелив капитала и других ресурсов. Прибыль и норма прибыли. Преимущества и недостатки рынка и роль государства в преодолении отрицательных последствий действия рыночных сил. Монополия и ее основные черты. Виды монополий. Естественная монополия. Условие оптимального поведения фирмы-монополиста. Графическое и аналитическое выражения условий равновесия монополиста. Источники монопольной власти. Измерение монопольной власти. Коэффициент Лернера. Коэффициент монополизации Герфиндаля-Хиршмана. Ценовая дискриминация (ЦД). Понятие ЦД. Формы и условия становления дискриминационных цен. Степень ЦД. Последствия ЦД. Равновесие монополии, практикующей ЦД. Монополия и государственное регулирование. Антимонопольная политика в России. Важнейшие признаки монополистической конкуренции. Реальная и мнимая дифференциация продукции. Проблемы определения отрасли в условиях монополистической конкуренции. Максимизация прибыли и определение оптимального объема производства монополистически конкурентной фирмы в коротком и длительном периодах. Равновесие при наличии избыточных мощностей. Сравнение конкурентного равновесия на рынках монополистической и совершенной конкуренции. Значение рекламы. Общественная оценка монополистической конкуренции. Олигополия и ее характерные черты. Модели олигополии. Теоремы поведения олигополии. Дилемма олигополиста и ее применение к процессу олигополистического ценообразования: жесткость цен, ценовые сигналы, ценовое лидерство, модель доминирующей фирмы.
|
4 |
1,2 |
|
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|
Практические занятия: Семинар: «Конкуренция, виды, последствия. Деятельность антимонопольных служб». |
2 |
|
|
Контрольные работы |
не предусмотрено |
|
|
|
|
|
|
Раздел 3. Макроэкономика |
30 |
|
Тема 3.1. Понятие макроэкономики и основные макроэкономические показатели
|
Содержание учебного материала Национальная экономика и особенности макроэкономического анализа. Совокупный общественный продукт и его формы: валовой и конечный общественный продукт. Конечный общественный продукт и его формы: валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). ВВП: его состав и способы расчета. Номинальный и реальный ВВП, дефлятор ВВП. Национальный доход: валовой, чистый. Механизм перераспределения доходов. Теневая экономика. Доходы, их виды и перераспределение. Личный располагаемый доход, конечное потребление и сбережения. Инвестиции: валовые и чистые. Фонды возмещения, потребления и накопления. Национальное богатство. Отраслевая и секторная структура национальной экономики. Межотраслевой баланс и его структура.
|
4 |
1,2 |
|
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|
Практические занятия: |
не предусмотрено |
|
|
Контрольные работы |
не предусмотрено |
|
Тема 3.2.: Макроэкономическая нестабильность |
Содержание учебного материала
Общественное воспроизводство (производство, распределение, обмен, потребление), как процесс возобновления элементов процесса производства, так и условий его протекания. Простое и расширенное воспроизводство. I и II подразделения общественного производства, и условия реализации продукта I и II подразделений при простом и расширенном воспроизводстве. Пропорциональность и сбалансированность развития общественного производства и макроэкономическое равновесие. Макроэкономическая нестабильность имеет два проявления: безработицу и инфляцию – два сложнейших объекта анализа и регулирования. Государственное регулирование занятости населения сводится к следующим действиям: 1) программам по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; 2) программам, направленным на подготовку и переподготовку рабочей силы; 3) программам содействия найму рабочей силы; 4) программам по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.
|
4 |
1,2 |
|
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|
Практические занятия: Семинар: «Экономические циклы и кризисы в России» |
2 |
|
|
Контрольные работы |
не предусмотрено |
|
Тема 3.3. Безработица: виды, причины, последствия
|
Содержание учебного материала Безработица – явление, объективно присущее рыночной экономике. Поэтому надо учиться жить с ней и управлять ею. Безработица – элемент более общей категории «незанятость», сложнейший социальный и экономический феномен. Она превратилась в эпицентр всей системы причинных и функциональных зависимостей современной макроэкономики, поскольку непосредственно определяет динамику величин совокупного спроса, совокупного предложения, уровня цен, размеры государственных социальных выплат. Регулирование безработицы – ключ к макроэкономическому равновесию. В массовом сознании альтернативой безработице выступает «полная занятость», которая тем же сознанием понимается как трудоустройство всех трудоспособных в трудоспособном возрасте. Однако в экономике состояние «полная занятость» не охватывает все «сто процентов трудоспособных», а сосуществует наряду с так называемой «естественной безработицей», которая включает фрикционную и структурную формы. Виды безработицы. |
4 |
1,2 |
|
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|
Контрольные работы |
не предусмотрено |
|
|
Практические занятия Подготовка презентации по теме: « Проблемы занятости населения в России»
|
4 |
|
Тема 3.4. Инфляция: виды, причины, последствия
|
Содержание учебного материала Понятие «инфляция», моно- и полифакторные ее модели. Типы инфляции: открытая, подавленная и инфляция, вызванная бюджетной и кредитной экспансией. Механизмы открытой инфляции: адаптивные инфляционные ожидания, инфляция издержек. Механизм подавленной инфляции: разрыв между административными ценами и ценами равновесия, отсутствие стимулов для расширения предложения, переплетение подавленной инфляции с инфляцией издержек, дефицитные инфляционные ожидания. Дефицит товаров и дефицит денег. Денежно-кредитная экспансия. Показатели измерения инфляции. Классификация инфляционных процессов, исходя из темпов роста цен: ползучая, галопирующая, гиперинфляция. Ожидаемая и неожиданная, сбалансированная и несбалансированная инфляция. Стагфляция. Причины инфляции и ее социально-экономические последствия.
|
5 |
1,2 |
|
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|
Практические занятия: «Определение уровня и темпов инфляции». |
1 |
|
|
Контрольные работы |
не предусмотрено |
|
|
Раздел 4. Государственное регулирование экономикой на макроуровне |
52 |
|
Тема 4.1. Содержание, формы и методы регулирования макроэкономики
|
Содержание учебного материала
Инструменты макроэкономической политики государства и стабилизационная политика. Финансовое регулирование. Стимулирование совокупного спроса, сокращение бюджетного дефицита и государственного долга. Проведение оптимальной налоговой политики, накопления и активизации инвестиционной деятельности. Антиинфляционная стратегия и тактика. Краткосрочные и долгосрочные антиинфляционные мероприятия. Кредитно-денежная политика центрального банка. Регулирование учетной ставки. Операции на открытом рынке ценных бумаг. Регулирование денежной массы с помощью нормы банковских резервов. Кредитная политика: кредитная рестрикция и экспансия. Регулирование ценообразования. Государственный сектор в механизме рыночного ценообразования. Участие государства как непосредственного субъекта рыночных отношений в процессе ценообразования. Государственная монополия на эмиссию денег – решающий фактор формирования цен. Регулирование трудовых отношений путем участия в процессе воспроизводства рабочей силы, стимулирования занятости и создания условий для формирования мобильной рабочей силы и обеспечения необходимых миграционных потоков. Сочетание активной и пассивной политики в борьбе с безработицей. Регулирование социальных отношений, сопряженных с ограничением или стимулированием роста предпринимательских и трудовых доходов, их перераспределение. Развитие социальной сферы и вовлечение ее отдельных секторов в систему стоимостных отношений.
Антициклическое регулирование. Набор антициклического инструментария и различные подходы к его использованию. Регулирование процесса общественного воспроизводства с учетом мировой конъюнктуры, национальных интересов, безопасности.
|
2 |
1,2 |
|
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|
Практические занятия: Семинар: «Регулирование процесса общественного воспроизводства с учетом мировой конъюнктуры, национальных интересов, безопасности ». |
2 |
|
|
Контрольные работы |
не предусмотрено |
|
Тема 4.2.: Финансовая система и налоговая политика государства |
Содержание учебного материала Финансовая система: понятие, структура. Государственный бюджет в финансовой системе. Бюджетная система и ее уровни. Структура государственного бюджета: основные статьи доходов и расходов. Внебюджетные фонды. Сущность налогов, их фискальная, регулирующая и контролирующая функции. Принципы и формы налогообложения. Классификация налогов: прямые и косвенные налоги, прогрессивный, регрессивный и пропорциональный налог, чистые налоги. Налоговые ставки и бюджетные поступления. Кривая А. Лаффера. Налоговая политика и социально-экономический прогресс. Государственный бюджет, его дефицит и профицит. Виды бюджетного дефицита и источники его покрытия. Государственный долг. Способы регулирования бюджетного дефицита и управления государственным долгом. Формы обслуживания государственного долга: выпуск государственных ценных бумаг, иностранные займы, займы у центрального банка, эмиссия. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита и государственного долга. Финансовая политика как составная часть экономической политики государства. Типы финансовой политики: дискреционная и автоматическая. Дискреционная финансовая политика. Влияние налогов на потребление, сбережения и государственных расходов на производство. Мультипликационные эффекты налогов и государственных расходов. Инструментарий дискреционной финансовой политики и его использование. Стабилизационная политика, политика встроенных стабилизаторов или автоматическая финансовая политика. Налоги и социальные выплаты в механизме стабилизации социально-экономических процессов. Взаимосвязь дискреционного инструментария и встроенных стабилизаторов. Классическая и кейнсианская концепции финансово-денежной политики и их взаимодополнение.
|
2 |
1,2 |
|
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|
Практические занятия: Семинар: Финансовая система и налоговая политика государства». |
2 |
|
|
Контрольные работы |
не предусмотрено |
|
Тема 4.3. Государственный бюджет |
Содержание учебного материала Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег. 2. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета. 3. Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.
4.Источники доходной части:
5. Структура расходной части бюджета в развитых странах:
Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики. 6. Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта:
7. Источники покрытия бюджетного дефицита Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования)
Дефицитное бюджетное финансирование служит важным средством против спадов частных инвестиций и потребления, а значит и против сокращения занятости.
8. Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета |
2 |
1,2 |
|
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|
Практические занятия: Семинар: «Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета». |
2 |
|
|
Контрольные работы |
не предусмотрено |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщения по теме: «Денежная эмиссия Центральным банком в обмен на государственные обязательства» |
4 |
|
Тема 4.4.: Банковская система национальной экономики |
Содержание учебного материала Банки и их функции. Процентная ставка. Кредитные отношения: пассивные и активные операции. Валовая и чистая прибыль банка. Норма банковской прибыли. Банковские резервы и ликвидность банков. Денежный мультипликатор и банковские (депозитные, или кредитные) деньги. Учет векселей. Центральный банк, учетная ставка и сеньораж. Влияние роста доходов на денежный рынок. Монопольный характер денежного рынка и его развитие в новых условиях. Ликвидная ловушка, эффект кассовых остатков и долгосрочное инфляционное давление. |
2 |
1,2 |
|
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|
Практические занятия: Семинар: «Банковская система национальной экономики» |
2 |
|
|
Контрольные работы |
не предусмотрено |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся: |
не предусмотрено |
|
Тема 4.5.: Проблемы социальной политики государства |
Содержание учебного материала Благосостояние: экономический, социальный и этический аспекты. Доходы и их дифференциация. Принципы формирования доходов: трудовые и нетрудовые, легальные и нелегальные. Измерение степени неравенства в доходах: кривая Лоренца, коэффициент Джини, децильный и квинтильный коэффициенты. Стоимость, уровень и качество жизни. Прожиточный минимум, порог бедности и черта нищеты. Бедность: определение и причины. Компромисс общества между эффективностью и равенством. Причины неравенства доходов в рыночной экономике: индивидуальные различия людей, случайные факторы, дискриминационные факторы, монополизм собственности. Объективная неизбежность неравенства и противоречивость его оценок. Методы социальной поддержки населения и перераспределения доходов в рыночной экономике. Социальная политика на уровне хозяйственных субъектов. Границы участия государства в перераспределении доходов, системе поддержания уровня доходов. Прямые и косвенные методы. |
2 |
1,2 |
|
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|
Практические занятия: Семинар; «Проблемы социальной политики государства». |
4 |
|
|
Контрольные работы |
не предусмотрено |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся: |
не предусмотрено |
|
Тема 4.6.: Экономический рост: типы, перспективы, последствия. |
Содержание учебного материала Экономический рост: понятие, типы и показатели. Экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста. Экономический рост и ограниченность ресурсов. Влияние прироста факторов (издержек) производства на прирост продукции и дохода. Классическая модель экономического роста. Производственная функция Кобба-Дугласа и ее ограниченность. Макроэкономическая область применения производственной функции. Коэффициенты эластичности. Модель Солоу и «золотое правило накопления». Зависимость экономического роста от уровня потребления, динамики населения, технического прогресса и состояния экономического равновесия. Кейнсианская модель экономического роста. Формула Харрода-Домара. Мультипликационный эффект и эффект акселератора в модели экономического роста. Модель Хикса-Самуэльсона. Условия обеспечения экономического роста. Марксова модель расширенного воспроизводства. Экономический рост и структурные сдвиги в национальной экономике общественного производства. Методы воздействия на реструктуризацию общественного производства. |
2 |
1,2 |
|
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|
Практические занятия: Семинар: «Экономический рост и структурные сдвиги в национальной экономике» |
2 |
|
|
Контрольные работы |
не предусмотрено |
|
Тема 4.7.: Валютная система и ее формирование |
Содержание учебного материала Валютная система — правовая форма организации валютных отношений, которая исторически сложилась на основе интернационализации хозяйственных связей. Экономические, политические, культурные и другие связи между отдельными странами порождают валютные отношения по поводу оплаты получаемых товаров, услуг, предоставления займов, кредитов, движения капиталов и др. Международные валютные отношения — совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты во внешнеэкономическом обороте. Валютная система здесь выступает мощным звеном, которое в значительной степени влияет на расширение или, наоборот, ограничение интенсивности международных экономических отношений. Посредством валютной системы осуществляется перелив экономических ресурсов из одной страны в другую (или этот процесс блокируется), создаются благоприятные условия для развития производства и международного разделения труда. Объективной основой валютных отношений является процесс общественного воспроизводства, который порождает международный обмен товарами, услугами, капиталом. Валютные отношения вторичны по отношению к воспроизводству, но оказывают на него влияние. В условиях интернационализации хозяйственных связей усиливается зависимость воспроизводства от внешних факторов — динамики мирового производства, развития международной торговли, притока иностранных капиталов. Развитие международных экономических отношений в значительной степени предопределено особенностями валютной системы и действенностью функционирования ее институтов. Характерной чертой валютной системы является то, что она постоянно меняется, развивается. Наиболее общая причина этих изменений — углубление развития мировых хозяйственных связей, постепенные изменения в их механизмах, разнонаправленные процессы в сфере государственного вмешательства в экономику с целью оказания давления на формирование видов валютных отношений и др. Различают национальные, региональные и мировые валютные системы. На основе интернационализации
хозяйственных связей сначала возникает национальная валютная система. Под
национальной валютной системой понимается определенный порядок организации
международных валютных отношений государства с другими странами. Она
складывается исторически, в зависимости от степени развития экономики и
внешнеэкономических связей государства.Национальная валютная система
государства охватывает денежно-кредитные отношения, которые обеспечивают
функционирование валюты для обслуживания внешнеэкономических связей страны.
Юридически национальная валютная система закреплена в государственных
правовых актах, которые учитывают нормы международного права. Национальную
валютную систему характеризуют следующие элементы: |
2 |
1,2 |
|
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|
Практические занятия: |
не предусмотрено |
|
|
Контрольные работы |
не предусмотрено |
|
Тема 4.8. Актуальные проблемы мировой экономики. Кризис в России. |
Содержание учебного материала Либерализация цен. Шоковая терапия: ликвидация сбережений населения и лишение национальной экономики финансовых источников ее развития, разрушение технико-экономических комплексов и финансово-хозяйственных связей внутри отраслей, между ними и между регионами и странами СНГ. Декларация антиинфляционной политики и раскручивание инфляционной спирали с помощью денежного мультипликатора на основе расхищения государственных финансовых ресурсов. Приватизация государственной собственности и противозаконные формы ее реализации. Расхищение государственной собственности и ее трансформация в частные формы вне рамок рыночных механизмов ее реализации. Приватизация эффективно работающих государственных предприятий и сохранение в руках государства неэффективно работающих хозяйственных единиц. Игнорирование форм разгосударствления (либерализации, коммерциализации, создание совместных предприятий), предшествующих приватизации. Антирыночный характер мероприятий по реформированию экономики. Социально-экономические последствия навязанной России либеральной модели «реформирования» национальной экономики. |
3 |
1,2 |
|
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|
Практические занятия: Семинар; «Актуальные проблемы мировой экономики». |
1 |
|
|
Контрольные работы |
не предусмотрено |
|
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Оборудование учебного кабинета:
· посадочные места по количеству обучающихся;
· рабочее место преподавателя;
· комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «ОУД 08 Экономика».
Технические средства обучения:
· компьютер с лицензионным программным обеспечением;
· проектор;
· телевизор;
· DVD-проигрыватель и набор DVD-дисков с обучающими фильмами.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
Для преподавателей:
1. Акимов В.В. Экономика отрасли. М.: Форум, 2012
2. Балакина А. П. Методическое пособие к курсу «Основы налоговой грамотности». Вита-М, 2013г.
3. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Учебник для ССУЗ. М: Юрист, 2011г.
4. Басовский Л.Е., Экономика отрасли, учебное пособие, М.: Инфра-М, 2009 г. – 144 с.
5. Основы экономической теории: под ред. С.И. Иванова. – 4 изд. – в 2х книгах – М.: Вита – Пресс, 2011
6. Кожевников Н.Н. Основы экономики. М.: Академия, 2012
7. Корниенко О.В. Основы экономической теории. Ростов – н/Д: 2012
8. Носова С.С. Основы экономики. М.: Владос, 2014.
9. Кудина М.В. Основы экономики. М.: Инфра-М, 2008
10. . Куликов Л.М. Экономическая теория. М.:ТК Велби, издательство
11. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме, М.: Академия, 2009
12. Поздняков В.Я., Казаков С.В., Экономика отрасли. 2010. – 309с.
13. Поздняков В.Я., Казаков С.В., Экономика отрасли, учебное пособие. М.: Инфра-М, 2010 г. – 309 с.
14. Пошатаева Л. Н., Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных школ. М.: Инфра-М, 2014г.–144с.
15. Слагода В.Г. Основы экономики. Учебное пособие. М-Форум: Инфра- м, 2009 г.
16. Слагода В.Г. Экономическая теория. Учебное пособие. М-Форум: Инфра-м, 2013 г.
17. Рофе А.И. Экономика труда / Учебник.., 2013 – 400с.
18. Сафронов Н.А. экономика организации (предприятия). Учебник. М.: Инфра-М., 2011.- 584 с.
19. Сафронов Н.А. экономика организации (предприятия). Учебник. М.: Инфра-М., 2013. - 584 с.
20. Скобкин С.С. Экономика предприятия в индустрии гостеприимства и туризма.- М.: Магистр, 2011
21. Цыганенко В.С., Экономика рынка недвижимости / Учебное пособие, СПб ГУИТМО, 2009 – 120с.
22. Чуев, И.Н. Экономика предприятия / учебник. – 5-е издание, перераб. и доп. – Издательско - торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. – 416 с
23. Яковлев Г.А. Экономика гостиничного хозяйства, Учебное пособие. - М. : Издательство РДЛ, 2010. - 328 с.
Для студентов
1. Акимов В.В. Экономика отрасли. М.: Форум, 2010
2. Басовский Л.Е., Экономика отрасли, учебное пособие, М.: Инфра-М, 2009 г. – 144 с.
3. Кожевников Н.Н. основы экономики. М.: Академия, 2012
4. Кудина М.В. Основы экономики. М.: Инфра-М, 2008
5. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме, М.: Академия, 2009
6. Поздняков В.Я., Казаков С.В., Экономика отрасли. 2010. – 309с.
7. Поздняков В.Я., Казаков С.В., Экономика отрасли, учебное пособие. М.: Ин-фра-М, 2010 г. – 309 с.
8. Рофе А.И. Экономика труда / Учебник.., 2010 – 400с.
9. Сафронов Н.А. экономика организации (предприятия). Учебник. М.: Инфра-М., 2011.- 584 с.
10. Сафронов Н.А. экономика организации (предприятия). Учебник. М.: Инфра-М., 2013. - 584 с.
11. Скобкин С.С. Экономика предприятия в индустрии гостеприимства и туризма.- М.: Магистр, 2009
12. Цыганенко В.С., Экономика рынка недвижимости / Учебное пособие, СПб ГУИТМО, 2012 – 120с.
13. Чуев, И.Н. Экономика предприятия / учебник. – 5-е издание, перераб. и доп. – Издательско - торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. – 416 с
14. Яковлев Г.А. Экономика гостиничного хозяйства, Учебное пособие. - М. : Издательство РДЛ, 2010. - 328 с.
Дополнительные источники
Для преподавателей
1. Экономика предприятия: Конспект лекций/ Корсаков М.Н., Таганрог: ТРТУ, 2011 – 297 с.
2. Экономика предприятия/ Большухина И. С. Ульяновск: УлГТУ, 2010 – 306 с.
3. Казначевская Г.Б. Экономическая теория. Ростов – н/Д: Феникс, 2006 г. проспект 2008 г
4. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. М.: Владос, 2012.
5. Шимко П. Д., Михайлушкин А.И. Основы экономики. Дрофа, 2012.
6. Практикум по основам экономики.- М.: Вита – Пресс, 2012 г.
7. Экономический словарь. – М.: ТК – Велби, 2006 г.
Для студентов
1. Экономика предприятия: конспект лекций/ Фролова Т.А. Таганрог: Изд-во ТТИ ФЮУ, 2012 – 212 с.
2. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 604 с. — (Высшее образование)
3. Кнышова Е.Н. Экономика организации. М.: Форум, 2004
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. http://ru.wikipedia.org/wiki
2. http://www.finansy.ru/
3. http://www.economika.info/
4. http://www.economicus.ru/
5. http://ecsocman.hse.ru/
6. http://www.ereport.ru/
7. http://www.catback.ru/
8. http://www.gazeta.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: · находить и использовать необходимую экономическую информацию; · решать практические задачи, связанные с жизненными ситуациями; · оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения; · осуществлять самостоятельный поиск, анализ и использование экономической информации. Усвоенные знания: · объяснять экономические явления с помощью альтернативной стоимости, выгоды обмена, закон спроса, причины неравенства доходов, роль минимальной оплаты труда, последствия инфляции; · описывать предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы; · вычислять на условных примерах величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса и предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, смету или бюджет доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы; · применять для экономического анализа кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;
|
|
5. Приложение 1
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК
Название ОК |
Технологии формирования ОК (на учебных занятиях) |
ОК 01 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
Решение задач, носящих профессиональный характер |
ОК 02 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
Решение индивидуальных задач. |
ОК 03 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
Выполнение индивидуальных заданий. |
ОК 04 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
Использовать справочный материал, дополнительную литературу и учебники. |
ОК 05 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
Поиск информации на сайтах, составление презентаций. |
ОК 06 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
Групповое выполнение практических работ |
ОК 07 Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
Групповое выполнение практических работ. |
ОК 08 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
Выполнение самостоятельных индивидуальных заданий. |
ОК 09 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
Решение задач практической направленности. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.