Презентация методического обьединения " Сфера обслуживания" БУ " НСК"

  • docx
  • 05.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 24 ОП.05 19 Основы экономики Короткова НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС.docx

 

Приложение № ___

к образовательной             программе 15.01.05,утверждённой приказом директора

№ ___ от _________ 2019г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины

 

ОП 05 Основы  экономики

__________________________________________________________________

(Код, наименование дисциплины, МДК, ПМ)

 

 15. 01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

 

Сварщик ручной  дуговой сварки плавящимся покрытым  электродом - Газосварщик

(Квалификация)

очная

__________________________________________________________________

(Форма обучения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск 2019

 

 

 

 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования  по профессии  15. 01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)), утверждённого приказом Министерства образования и науки от 29.01.2016 г., № 50.

 

Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины обязательной части общеобразовательного цикла очной формы обучения по профессии  15. 01.05 Сварщик  (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))в 6 семестре.

 

Организация-разработчик: бюджетное учреждение профессионального образования Нижневартовский строительный колледж

 

Разработчики:

Короткова Л.В- преподаватель общепрофессиональных дисциплин.

 

 

 

Рассмотрена на заседании МО

«____» от ___________2019 г.

Протокол № _____

Руководитель: ________/Л.В. Короткова

Рекомендована к утверждению

 на заседании МО

«____» ___________2019г.

Протокол № ____

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

        стр.

1.      ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.      СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

7

3.      условия реализации  учебной дисциплины

 

13

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы

 
Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС   по профессии
15.01.05 Сварщик(ручной и частично механизированной сварки(наплавки))  в части освоения квалификаций:

·        Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом

·        Сварщик частично механизированной сварки плавлением

·        Сварщик ручной дуговой сварки неплавящимся электродом в защитном газе

·        Газосварщик

и основных  видов профессиональной деятельности (ВПД):

·               Проведение подготовительных, сборочных операций перед сваркой, зачистка и контроль сварных швов после сварки;

·        Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом;

·        Ручная дуговая сварка (наплавка) неплавящимся электродом в защитном газе;

·        Частично механизированная сварка (наплавка) плавлением;

·        Газовая сварка (наплавка);

Рабочая программа учебной практики может быть использована при профессиональной подготовке рабочих по профессии сварщик, газосварщик,

 повышение квалификации по профессии сварщик.

  (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 №03-1180) экономики в учреждениях среднего профессионального образования (СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

1.2. Место учебной дисциплины а структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Базовая часть

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

1.       приводить примеры взаимодействия рынков, прямых и косвен­ных налогов, взаимовыгодной международной торговли;

2.       описывать предмет и метод экономической науки, факторы про­изводства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систе­му, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;

3.       объяснять экономические явления с помощью альтернативной стоимости, выгоды обмена, закон спроса, причины неравенства дохо­дов, роль минимальной оплаты труда, последствия инфляции;

4.       сравнивать и различать спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и неза­нятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и об­лигации;

5.       вычислять на условных примерах величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса и предложения в зависимости от из­менения формирующих его факторов, равновесную цену и объем про­даж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, смету или бюджет доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номи­нальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;

6.       применять для экономического анализа кривые спроса и пред­ложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изме­нения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняю­щие товары.

7.            Использовать приобретенные знания и умения в практической дея­тельности и повседневной жизни для:

•   исполнения типичных экономических ролей;

• решения практических задач, связанных с жизненными ситуа­циями;

•   совершенствования собственной познавательной деятельности;

• оценки происходящих событий и поведения людей с экономи­ческой точки зрения;

• осуществления самостоятельного поиска, анализа и использова­ния экономической информации.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

1. смысл основных теоретических положений экономической науки;

2. основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений.

 

Вариативная  часть – не предусмотрена.

 

В результате освоения учебной дисциплины ОУД 08 «Экономика» обучающийся должен овладеть:

Общими компетенциями:

ОК 1.          Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.          Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.          Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.          Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

            1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:  максимальной учебной нагрузки студента 54 часов в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося :

6семестр

Всего- 36ч

22/14

 

 


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

22

в том числе:

 

лабораторные занятия

 

практические занятия

14

самостоятельная работа

18

курсовая работа (проект)

не предусмотрено

Самостоятельная работа студента (всего)

не предусмотрено

  аттестация в форме

Дифференцированный  зачет

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДП 02.03 Экономика

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1: Экономика и ее основные проблемы.

24

 

Тема 1.1.

Введение. Экономика и экономическая наука. Предмет, методы и функции экономики

Содержание учебного материала

Экономика как фундаментальная наука, изучающая общие закономерности и принципы хозяйствования во взаимосвязи с этико-социальными процессами. Позитивная и нормативная экономика. Политическая экономия и экономика, их единство и противоречие. Предмет экономики. Многообразие подходов к предмету, экономическая политика и экономическая стратегия. Экономика как общественная наука о производственных отношениях между людьми в условиях ограниченных ресурсов. Структура общей экономики: микроэкономика и макроэкономика. Основные методы экономической науки; суть диалектического, экономико-математического и абстрактного методов. Функции: познавательная, методологическая, практическая.

 

2

1, 2

Лабораторные работы

не предусмотрено

 

Практические занятия:  Составить структуру общей экономики

не предусмотрено

 

Контрольные работы

не предусмотрено

 

Самостоятельная работа обучающихся:

 

не предусмотрено

 

Тема 1.2:  Проблема производственных возможностей и эффективности экономики

Содержание учебного материала

Три основных вопроса экономики: производить ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО?  Потребности. Свободные и экономические блага. Ограниченность ресурсов. Проблема оптимального выбора. Вмененные издержки. "Кривая производственных возможностей" и ее методологическое значение. Производственные возможности российской экономики. Производительные силы общества как материально-вещественная сторона производства. Показатели развития производительных сил. Производительность общественного труда как интегральный показатель прогресса производственных сил общества. Производственные отношения как общественная форма производства.

2

2, 3

Лабораторные работы

не предусмотрено

 

Практические занятия

«Построение кривой производственных возможностей и анализ точек»

2

 

Контрольные работы

не предусмотрено

 

 

 

 

Тема 1.3.: Собственность как основа производственных отношений

Содержание учебного материала

Собственность как основа производственных отношений. Исторические типы и формы присвоения. Собственность и ее проявление во всей системе экономических отношений и экономических категориях: цене, зарплате, прибыли, ренте, финансах и т.д. Юридический и экономический аспекты собственности. Реализация экономических отношений присвоения, пользования, владения, распоряжения. Структура прав собственности, передача прав и согласование обязанностей.

4

2, 3

Лабораторные работы

не предусмотрено

 

Практические занятия:

Семинар: «Собственность как основа производственных отношений»

2

 

Контрольные работы

не предусмотрено

 

 

 

 

Тема 1.4.:  Экономические системы и их основные типы

Содержание учебного материала

Экономическая система как форма организации общества. Основные элементы экономических систем: отношения собственности; методы управления и регулирования экономики; методы распределения ресурсов и благ. Сравнительная характеристика экономических систем: достоинства и недостатки.  Основные типы экономических систем: традиционная, командно - административная и рыночная. Их отличительные черты. Недостатки "чисто рыночной" экономики. Достоинства смешанной экономики.

1.       

4

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

 

 

 

 

Контрольные работа

не предусмотрено

 

 

 

 

 

Раздел 2: . Микроэкономика

 

44

 

Тема 2.1.: Сущность и основные элементы рынка

Содержание учебного материала

Рынок – сфера обмена товарами и услугами. Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Экономические блага и их классификация, полные или частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ, частные и общественные блага. Основные критерии классификации рынков. Инфраструктура рынка. Основные элементы рыночного механизма – цена, спрос и предложение. Обмен в системе общественного разделения труда. Рынок как развитая система отношений товарно-денежного обмена. Виды рынков. Признаки, принципы и функции рынка. Основные элементы рынка: товар, цена, спрос, предложение. Товар как экономическая категория. Потребительная стоимость и стоимость товара. Стоимость и цена товара.

 

4

1,2

Лабораторные работы

не предусмотрено

 

Практические занятия:

не предусмотрено

 

Контрольные работы

не предусмотрено

 

Тема 2.2.:Теория спроса и предложения

Содержание учебного материала

Теория спроса и предложения. Спрос: понятие, шкала спроса. Закон спроса и кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Ценовые и неценовые факторы, вызывающие изменения спроса. Спрос, величина спроса и их изменение.

Предложение, закон предложения. Факторы (детерминанты) спроса и предложения. Спрос и предложение как ценообразующие факторы. Эластичность спроса. Единичная эластичность, эластичный и неэластичный спрос. Эффект Гиффена. Ажиотажный спрос. Факторы ценовой эластичности спроса. Коэффициенты эластичности спроса: по цене и по доходу. Перекрестная эластичность.

 Предложение: понятие, шкала предложения. Закон предложения и кривая предложения. Предложение и его величина. Изменение предложения под воздействием ценовых и неценовых факторов. Эластичность предложения. Единичная эластичность, эластичное и неэластичное предложение. Коэффициенты эластичного предложения. Влияние фактора времени на эластичность предложения.

 

4

1

Лабораторные работы

не предусмотрено

 

Практические занятия:

Практическая работа: «Построение кривой спроса и анализ смещения кривой под воздействием различных факторов»

 

2

 

Контрольные работы:

не предусмотрено

 

Тема 2.3.: Рыночное равновесие

Содержание учебного материала

Рыночное равновесие. Механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке. Рыночное ценообразование. Равновесная цена, ее значение в восстановлении рыночного равновесия. Закон стоимости в механизме рынка. Трансформация стоимости в рыночную цену. Сущность принципа "невидимой руки" рынка. Рыночное равновесие и равновесная цена. Смещение кривых спроса и предложения под воздействием неценовых факторов. Динамика спроса и предложения под воздействием изменения равновесной цены и количества продукта.

Цена спроса и предельная полезность. Цена предложения и предельные издержки производства. Механизмы равновесия при мгновенной, краткосрочной и долгосрочной динамике рыночной конъюнктуры.

Эластичность спроса. Единичная эластичность, эластичный и неэластичный спрос. Эффект Гиффена. Ажиотажный спрос. Факторы ценовой эластичности спроса. Коэффициенты эластичности спроса: по цене и по доходу. Перекрестная эластичность.

 

4

1,2

Лабораторные работы

не предусмотрено

 

Практические занятия:

«Определение коэффициентов эластичности спроса и предложения»

2

 

Контрольные работы

не предусмотрено

 

 

 

 

Тема 2.4.: Теория поведения потребителя

Содержание учебного материала
Теория поведение потребителя и гипотеза его рационально­сти. Причины нерационального поведения потреби­теля. Полезность и проблемы ее измерения. Функции полезности. Кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый) подходы в теории потребительского выбора. Теории выявленных предпочтений. Кривые безразличия и их свойства. Карта безразли­чия. Понятие бюджетного ограничения и его аналитиче­ское выражение. Бюджетная линия и ее свойства. Равновесие потребителя. Основная проблема потребления и ее графическое и аналитическое выражение.

Изменение дохода и линия «доход-потребление». Кривые Энгеля. Различные виды благ в зависимо­сти от реакции потребителя на изменение дохода (нормальные, инфериорные, Гиффена). Изменение цены и линия «цена-потребление». Различные виды благ в зависимости от реакции потребителя на изменение цены (субституты, комплементарные и независимые блага). Эффект замены и эффект дохода для различных видов благ, графическое выражение.

 

4

1,2

Лабораторные работы

не предусмотрено

 

Практические занятия:

«Построение бюджетной линии и кривых безразличия. Определение точек максимума»

2

 

Контрольные работы

не предусмотрено

 

Тема 2.5.: Поведение производителя. Издержки производства

Содержание учебного материала

Индивидуальные и общественные издержки. Прин­цип альтернативных затрат и издержки производ­ства. Альтернативные издержки владельцев факто­ров. Явные и неявные издержки. Экономические издержки.  Бухгалтерские издержки. Короткий и длительный периоды и издержки производства. Постоянные и переменные издержки. Виды издержек. Функции издержек и их связь с производственной функцией. Динамика общих, средних и предельных издержек в коротком периоде и ее графическое выражение. Издержки в длительном периоде и оптимальный размер предприятия. Отдача от масштаба производ­ства. Кривые общих, средних и предельных издер­жек в длительном периоде.

Борьба с коррупцией в стране, крае. Налоговая декларация – один из способов борьбы с коррупцией.

4

1,2

Лабораторные работы

не предусмотрено

 

Практические занятия:

не предусмотрено

 

Контрольные работы

не предусмотрено

 

Тема 2.6.  Конкуренция и основные типы рыночных структур

Содержание учебного материала

Движущая сила рынка – конкуренция. Рынки совершенной, или чистой конкуренции и типы несовершенной конкуренции. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция и перелив капитала и других ресурсов.

Прибыль и норма прибыли.

Преимущества и недостатки рынка и роль государства в преодолении отрицательных последствий действия рыночных сил.

Монополия и ее основные черты. Виды монополий. Естественная монополия. Условие оптимального поведения фирмы-монополиста. Графическое и аналитическое выражения условий равновесия монополиста. Источники монопольной власти. Измерение моно­польной власти. Коэффициент Лернера. Коэффици­ент монополизации Герфиндаля-Хиршмана. Ценовая дискриминация (ЦД). Понятие ЦД. Формы и условия становления дискриминационных цен. Степень ЦД. Последствия ЦД. Равновесие монопо­лии, практикующей ЦД. Монополия и государст­венное регулирование. Антимонопольная политика в России. Важнейшие признаки монополистической конку­ренции. Реальная и мнимая дифференциация про­дукции. Проблемы определения отрасли в условиях монополистической конкуренции. Максимизация прибыли и определение оптимального объема производства монополистически конкурентной фирмы в коротком и длительном периодах. Равно­весие при наличии избыточных мощностей.

Сравнение конкурентного равновесия на рынках монополистической  и совершенной конкуренции. Значение рекламы. Общественная оценка монопо­листической конкуренции.  Олигополия и ее характерные черты. Модели олигополии. Теоремы поведения олигополии. Дилемма олигополиста и ее применение к процессу олигополистического ценообразования: жесткость цен, ценовые сигналы, ценовое лидерство, модель до­минирующей фирмы.

 

4

1,2

 

Лабораторные работы

не предусмотрено

 

 

Практические занятия:

Семинар: «Конкуренция, виды, последствия.  Деятельность антимонопольных служб».

 

2

 

 

Контрольные работы

не предусмотрено

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Макроэкономика

30

 

 

Тема 3.1. Понятие макроэкономики и основные макроэкономические показатели

 

Содержание учебного материала

Национальная экономика и особенности макроэкономического анализа. Совокупный общественный продукт и его формы: валовой и конечный общественный продукт. Конечный общественный продукт и его формы: валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). ВВП: его состав и способы расчета. Номинальный и реальный ВВП, дефлятор ВВП.

Национальный доход: валовой, чистый. Механизм перераспределения доходов. Теневая экономика.

Доходы, их виды и перераспределение. Личный располагаемый доход, конечное потребление и сбережения. Инвестиции: валовые и чистые. Фонды возмещения, потребления и накопления. Национальное богатство. Отраслевая и секторная структура национальной экономики. Межотраслевой баланс и его структура.

 

4

1,2

 

Лабораторные работы

не предусмотрено

 

 

Практические занятия:

не предусмотрено

 

 

Контрольные работы

не предусмотрено

 

Тема 3.2.:

Макроэкономическая нестабильность

Содержание учебного материала

 

Общественное воспроизводство (производство, распределение, обмен, потребление), как процесс возобновления элементов процесса производства, так и условий его протекания. Простое и расширенное воспроизводство.

I и II подразделения общественного производства, и условия реализации продукта I и II подразделений при простом и расширенном воспроизводстве. Пропорциональность и сбалансированность развития общественного производства и макроэкономическое равновесие.

Макроэкономическая нестабильность имеет два проявления: безработицу и инфляцию – два сложнейших объекта анализа и регулирования.

Государственное регулирование занятости населения сводится к следующим действиям:

1)     программам по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;

2)     программам, направленным на подготовку и переподготовку рабочей силы;

3)     программам содействия найму рабочей силы;

4)     программам по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.

 

4

1,2

 

Лабораторные работы

не предусмотрено

 

 

Практические занятия:

Семинар: «Экономические циклы и кризисы в России»

2

 

 

Контрольные работы

не предусмотрено

 

Тема 3.3. Безработица: виды, причины, последствия

 

Содержание учебного материала

Безработица – явление, объективно присущее рыночной экономике. Поэтому надо учиться жить с ней и управлять ею.

Безработица – элемент более общей категории «незанятость», сложнейший социальный и экономический феномен. Она превратилась в эпицентр всей системы причинных и функциональных зависимостей современной макроэкономики, поскольку непосредственно определяет динамику величин совокупного спроса, совокупного предложения, уровня цен, размеры государственных социальных выплат. Регулирование безработицы – ключ к макроэкономическому равновесию.

В массовом сознании альтернативой безработице выступает «полная занятость», которая тем же сознанием понимается как трудоустройство всех трудоспособных в трудоспособном возрасте.

Однако в экономике состояние «полная занятость» не охватывает все «сто процентов трудоспособных», а сосуществует наряду с так называемой «естественной безработицей», которая включает фрикционную и структурную формы.

Виды безработицы.

 

 

 

4

 

 

 

1,2

 

Лабораторные работы

не предусмотрено

 

 

Контрольные работы

не предусмотрено

 

 

Практические  занятия

Подготовка презентации по теме: « Проблемы занятости населения в России»

 

4

 

 

Тема 3.4. Инфляция: виды, причины, последствия

 

Содержание учебного материала

 Понятие «инфляция», моно- и полифакторные ее модели. Типы инфляции: открытая, подавленная и инфляция, вызванная бюджетной и кредитной экспансией. Механизмы открытой инфляции: адаптивные инфляционные ожидания, инфляция издержек. Механизм подавленной инфляции: разрыв между административными ценами и ценами равновесия, отсутствие стимулов для расширения предложения, переплетение подавленной инфляции с инфляцией издержек, дефицитные инфляционные ожидания.

Дефицит товаров и дефицит денег. Денежно-кредитная экспансия. Показатели измерения инфляции. Классификация инфляционных процессов, исходя из темпов роста цен: ползучая, галопирующая, гиперинфляция. Ожидаемая и неожиданная, сбалансированная и несбалансированная инфляция. Стагфляция.

Причины инфляции и ее социально-экономические последствия. 

 

5

1,2

 

Лабораторные работы

не предусмотрено

 

 

Практические занятия:

«Определение уровня и темпов инфляции».

1

 

 

Контрольные работы

не предусмотрено

 

 

 

Раздел 4. Государственное регулирование экономикой на макроуровне

 

 

 

52

 

Тема 4.1. Содержание, формы и методы регулирования макроэкономики

 

Содержание учебного материала

 

Инструменты макроэкономической политики государства и стабилизационная политика.

Финансовое регулирование. Стимулирование совокупного спроса, сокращение бюджетного дефицита и государственного долга. Проведение оптимальной налоговой политики, накопления и активизации инвестиционной деятельности.

Антиинфляционная стратегия и тактика. Краткосрочные и долгосрочные антиинфляционные мероприятия.

Кредитно-денежная политика центрального банка. Регулирование учетной ставки. Операции на открытом рынке ценных бумаг. Регулирование денежной массы с помощью нормы банковских резервов. Кредитная политика: кредитная рестрикция и экспансия.

Регулирование ценообразования. Государственный сектор в механизме рыночного ценообразования. Участие государства как непосредственного субъекта рыночных отношений в процессе ценообразования. Государственная монополия на эмиссию денег – решающий фактор формирования цен.

Регулирование трудовых отношений путем участия в процессе воспроизводства рабочей силы, стимулирования занятости и создания условий для формирования мобильной рабочей силы и обеспечения необходимых миграционных потоков. Сочетание активной и пассивной политики в борьбе с безработицей.

Регулирование социальных отношений, сопряженных с ограничением или стимулированием роста предпринимательских и трудовых доходов, их перераспределение. Развитие социальной сферы и вовлечение ее отдельных секторов в систему стоимостных отношений.

 

Антициклическое регулирование. Набор антициклического инструментария и различные подходы к его использованию. Регулирование процесса общественного воспроизводства с учетом мировой конъюнктуры, национальных интересов, безопасности.

 

2

1,2

 

Лабораторные работы

не предусмотрено

 

 

Практические занятия:

Семинар: «Регулирование процесса общественного воспроизводства с учетом мировой конъюнктуры, национальных интересов, безопасности ».

2

 

 

Контрольные работы

не предусмотрено

 

Тема 4.2.: Финансовая система и налоговая политика государства

Содержание учебного материала

 Финансовая система: понятие, структура. Государственный бюджет в финансовой системе. Бюджетная система и ее уровни. Структура государственного бюджета: основные статьи доходов и расходов. Внебюджетные фонды.

Сущность налогов, их фискальная, регулирующая и контролирующая функции. Принципы и формы налогообложения. Классификация налогов: прямые и косвенные налоги, прогрессивный, регрессивный и пропорциональный налог, чистые налоги. Налоговые ставки и бюджетные поступления. Кривая А. Лаффера. Налоговая политика и социально-экономический прогресс. Государственный бюджет, его дефицит и профицит. Виды бюджетного дефицита и источники его покрытия. Государственный долг. Способы регулирования бюджетного дефицита и управления государственным долгом. Формы обслуживания государственного долга: выпуск государственных ценных бумаг, иностранные займы, займы у центрального банка, эмиссия. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита и государственного долга.

Финансовая политика как составная часть экономической политики государства. Типы финансовой политики: дискреционная и автоматическая.

Дискреционная финансовая политика. Влияние налогов на потребление, сбережения и государственных расходов на производство. Мультипликационные эффекты налогов и государственных расходов. Инструментарий дискреционной финансовой политики и его использование.

Стабилизационная политика, политика встроенных стабилизаторов или автоматическая финансовая политика. Налоги и социальные выплаты в механизме стабилизации социально-экономических процессов. Взаимосвязь дискреционного инструментария и встроенных стабилизаторов.

Классическая и кейнсианская концепции финансово-денежной политики и их взаимодополнение.

 

2

1,2

 

Лабораторные работы

не предусмотрено

 

 

Практические занятия:

Семинар: Финансовая система и налоговая политика государства».

2

 

 

Контрольные работы

не предусмотрено

 

Тема 4.3. Государственный бюджет

Содержание учебного материала

Государственный бюджет (от англ. budget — сум­ка, кошелек) — это смета доходов и расходов госу­дарства на определенный период времени, составлен­ная с указанием источников поступления государст­венных доходов и направлений, каналов расходования денег.

2. Государственный бюджет составляется правительст­вом и утверждается высшими законодательными органа­ми (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Со­брания РФ). По окончании финансового года Правитель­ство Российской Федерации должно отчитаться об испол­нении бюджета.

3. Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.

  • доходная часть – показывает источники денежных сред­ств бюджета;
  • расходная часть – показывает, на какие це­ли направляются акку­мулированные государ­ством средства.

4.Источники доходной части:

  • налоги;
  • государствен­ные займы (ценные бума­ги, казначей­ские векселя и др.);
  • эмиссия (до­полнительный выпуск) бу­мажных и кре­дитных денег;
  • займы у междуна­родных ор­ганизаций.

5. Структура расходной части бюджета в развитых странах:

  • социальные нужды (не менее 50% всех расходов);
  • поддержание обороно­способности страны (примерно 20%);
  • обслуживание го­сударственного долга;
  • предоставление дотаций пред­приятиям;
  • развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.).

Структура расходной части бюджета определяется ак­туальностью поставленных задач и способами их реше­ния в соответствии с концепцией экономической поли­тики.

6. Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями го­сударственного бюджета. Здесь возможны три различ­ных варианта:

  • Сбалансированный бюджет – расходы бюдже­та равны доходам. Это самое оптимальное со­стояние бюджета.
  • Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше дохо­дов. Дефицит – раз­ность расходов и дохо­дов бюджета.
  • Профицитный бюджет – доходы бюджета выше рас­ходов. Профицит – раз­ность доходов и расходов бюджета.

7. Источники покрытия бюджетного дефицита

       Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования)

  • Внутренние займы – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации). 
  • Внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций.

Дефицитное бюджетное финанси­рование служит важным средством против спадов част­ных инвестиций и потребления, а значит и против сокра­щения занятости.

 

8. Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета

2

1,2

 

Лабораторные работы

не предусмотрено

 

 

Практические занятия:

Семинар: «Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета».

2

 

 

Контрольные работы

не предусмотрено

 

 

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщения по теме: «Денежная эмиссия Центральным банком в обмен на государственные обязательства»

4

 

Тема 4.4.:

Банковская система национальной экономики

Содержание учебного материала

 Банки и их функции. Процентная ставка. Кредитные отношения: пассивные и активные операции. Валовая и чистая прибыль банка. Норма банковской прибыли. Банковские резервы и ликвидность банков. Денежный мультипликатор и банковские (депозитные, или кредитные) деньги. Учет векселей. Центральный банк, учетная ставка и сеньораж. Влияние роста доходов на денежный рынок. Монопольный характер денежного рынка и его развитие в новых условиях. Ликвидная ловушка, эффект кассовых остатков и долгосрочное инфляционное давление.

2

1,2

 

Лабораторные работы

не предусмотрено

 

 

Практические занятия:

Семинар: «Банковская система национальной экономики»

 

2

 

 

Контрольные работы

не предусмотрено

 

 

Самостоятельная работа обучающихся:

не предусмотрено

 

Тема 4.5.:

Проблемы социальной политики государства

Содержание учебного материала

 Благосостояние: экономический, социальный и этический аспекты. Доходы и их дифференциация. Принципы формирования доходов: трудовые и нетрудовые, легальные и нелегальные. Измерение степени неравенства в доходах: кривая Лоренца, коэффициент Джини, децильный и квинтильный коэффициенты. Стоимость, уровень и качество жизни. Прожиточный минимум, порог бедности и черта нищеты. Бедность: определение и причины. Компромисс общества между эффективностью и равенством. Причины неравенства доходов в рыночной экономике: индивидуальные различия людей, случайные факторы, дискриминационные факторы, монополизм собственности. Объективная неизбежность неравенства и противоречивость его оценок. Методы социальной поддержки населения и перераспределения доходов в рыночной экономике. Социальная политика на уровне хозяйственных субъектов. Границы участия государства в перераспределении доходов, системе поддержания уровня доходов. Прямые и косвенные методы.

2

1,2

 

Лабораторные работы

не предусмотрено

 

 

Практические занятия:

Семинар; «Проблемы социальной политики государства».

4

 

 

Контрольные работы

не предусмотрено

 

 

Самостоятельная работа обучающихся:

не предусмотрено

 

Тема 4.6.:

Экономический рост: типы, перспективы, последствия.

Содержание учебного материала

 Экономический рост: понятие, типы и показатели. Экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста. Экономический рост и ограниченность ресурсов. Влияние прироста факторов (издержек) производства на прирост продукции и дохода.

Классическая модель экономического роста. Производственная функция Кобба-Дугласа и ее ограниченность. Макроэкономическая область применения производственной функции. Коэффициенты эластичности. Модель Солоу и «золотое правило накопления». Зависимость экономического роста от уровня потребления, динамики населения, технического прогресса и состояния экономического равновесия. 

Кейнсианская модель экономического роста. Формула Харрода-Домара. Мультипликационный эффект и эффект акселератора в модели экономического роста. Модель Хикса-Самуэльсона. Условия обеспечения экономического роста.

Марксова модель расширенного воспроизводства.

Экономический рост и структурные сдвиги в национальной экономике общественного производства. Методы воздействия на реструктуризацию общественного производства.

2

1,2

 

Лабораторные работы

не предусмотрено

 

 

Практические занятия:

Семинар: «Экономический рост и структурные сдвиги в национальной экономике»

2

 

 

Контрольные работы

не предусмотрено

 

Тема 4.7.:

Валютная система и ее формирование

Содержание учебного материала

Валютная система — правовая форма организации валютных отношений, которая исторически сложилась на основе интернационализации хозяйственных связей. Экономические, политические, культурные и другие связи между отдельными странами порождают валютные отношения по поводу оплаты получаемых товаров, услуг, предоставления займов, кредитов, движения капиталов и др. Международные валютные отношения — совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты во внешнеэкономическом обороте. Валютная система здесь выступает мощным звеном, которое в значительной степени влияет на расширение или, наоборот, ограничение интенсивности международных экономических отношений. Посредством валютной системы осуществляется перелив экономических ресурсов из одной страны в другую (или этот процесс блокируется), создаются благоприятные условия для развития производства и международного разделения труда. Объективной основой валютных отношений является процесс общественного воспроизводства, который порождает международный обмен товарами, услугами, капиталом. Валютные отношения вторичны по отношению к воспроизводству, но оказывают на него влияние. В условиях интернационализации хозяйственных связей усиливается зависимость воспроизводства от внешних факторов — динамики мирового производства, развития международной торговли, притока иностранных капиталов. Развитие международных экономических отношений в значительной степени предопределено особенностями валютной системы и действенностью функционирования ее институтов. Характерной чертой валютной системы является то, что она постоянно меняется, развивается. Наиболее общая причина этих изменений — углубление развития мировых хозяйственных связей, постепенные изменения в их механизмах, разнонаправленные процессы в сфере государственного вмешательства в экономику с целью оказания давления на формирование видов валютных отношений и др. Различают национальные, региональные и мировые валютные системы.

На основе интернационализации хозяйственных связей сначала возникает национальная валютная система. Под национальной валютной системой понимается определенный порядок организации международных валютных отношений государства с другими странами. Она складывается исторически, в зависимости от степени развития экономики и внешнеэкономических связей государства.Национальная валютная система государства охватывает денежно-кредитные отношения, которые обеспечивают функционирование валюты для обслуживания внешнеэкономических связей страны. Юридически национальная валютная система закреплена в государственных правовых актах, которые учитывают нормы международного права. Национальную валютную систему характеризуют следующие элементы:
- национальная валюта;
- условия конвертируемости национальной валюты;
- режим валютного паритета национальной валюты — соотношения между двумя валютами;
- режим курса национальной валюты (фиксированный, плавающий в определенных пределах);
- наличие или отсутствие валютных ограничений;
- национальное регулирование международной валютной ликвидности страны;
- регламентация использования международных кредитных средств обращения;
- регламентация международных расчетов страны;
- режим национального валютного рынка и рынка золота;
- национальные органы, управляющие и регулирующие валютные отношения страны (центральный банк, министерство финансов, специальные органы).

2

1,2

 

Лабораторные работы

не предусмотрено

 

 

Практические занятия:

не предусмотрено

 

 

Контрольные работы

не предусмотрено

 

Тема 4.8.

Актуальные проблемы мировой экономики. Кризис в России.

Содержание учебного материала

 Либерализация цен. Шоковая терапия: ликвидация сбережений населения и лишение национальной экономики финансовых источников ее развития, разрушение технико-экономических комплексов и финансово-хозяйственных связей внутри отраслей, между ними и между регионами и странами СНГ.

Декларация антиинфляционной политики и раскручивание инфляционной спирали с помощью денежного мультипликатора на основе расхищения государственных финансовых ресурсов.

Приватизация государственной собственности и противозаконные формы ее реализации. Расхищение государственной собственности и ее трансформация в частные формы вне рамок рыночных механизмов ее реализации. Приватизация эффективно работающих государственных предприятий и сохранение в руках государства неэффективно работающих хозяйственных единиц. Игнорирование форм разгосударствления (либерализации, коммерциализации, создание совместных предприятий), предшествующих приватизации. Антирыночный характер мероприятий по реформированию экономики. Социально-экономические последствия навязанной России либеральной модели «реформирования» национальной экономики.

3

1,2

 

Лабораторные работы

не предусмотрено

 

 

Практические занятия:

Семинар; «Актуальные проблемы мировой экономики».

1

 

 

Контрольные работы

не предусмотрено

 


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

            Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Оборудование учебного кабинета:

·        посадочные места по количеству обучающихся;

·        рабочее место преподавателя;

·        комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «ОУД 08 Экономика».

Технические средства обучения:

·        компьютер с лицензионным программным обеспечением;

·        проектор;

·        телевизор;

·        DVD-проигрыватель и набор DVD-дисков с обучающими фильмами.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

            Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

Для преподавателей:

1. Акимов В.В. Экономика отрасли. М.: Форум, 2012

2. Балакина А. П. Методическое пособие к курсу «Основы налоговой грамотности». Вита-М, 2013г.

3. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Учебник для ССУЗ. М: Юрист, 2011г.

4. Басовский Л.Е., Экономика отрасли, учебное пособие, М.: Инфра-М, 2009 г. – 144 с.

5.  Основы экономической теории: под ред. С.И. Иванова. – 4 изд. – в 2х книгах – М.: Вита – Пресс, 2011

6. Кожевников Н.Н. Основы экономики. М.: Академия, 2012

7. Корниенко О.В. Основы экономической теории. Ростов – н/Д: 2012

8. Носова С.С. Основы экономики. М.: Владос, 2014.

9. Кудина М.В. Основы экономики. М.: Инфра-М, 2008

10. . Куликов Л.М. Экономическая теория. М.:ТК Велби, издательство

11. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме, М.: Академия, 2009

12. Поздняков В.Я., Казаков С.В., Экономика отрасли. 2010. – 309с.

13. Поздняков В.Я., Казаков С.В., Экономика отрасли, учебное пособие. М.: Инфра-М, 2010 г. – 309 с.

14. Пошатаева Л. Н., Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных школ. М.: Инфра-М, 2014г.–144с.

15. Слагода В.Г. Основы экономики. Учебное пособие. М-Форум: Инфра- м, 2009 г.

16. Слагода В.Г. Экономическая теория. Учебное пособие. М-Форум: Инфра-м, 2013 г.

17. Рофе А.И. Экономика труда / Учебник.., 2013 – 400с.

18. Сафронов Н.А. экономика организации (предприятия). Учебник. М.: Инфра-М., 2011.- 584 с.

19. Сафронов Н.А. экономика организации (предприятия). Учебник. М.: Инфра-М., 2013. - 584 с.

20.  Скобкин С.С. Экономика предприятия в индустрии гостеприимства и туризма.- М.: Магистр, 2011

21.  Цыганенко В.С., Экономика рынка недвижимости / Учебное пособие, СПб ГУИТМО, 2009 – 120с.

22.  Чуев, И.Н. Экономика предприятия / учебник. – 5-е издание, перераб. и доп. – Издательско - торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. – 416 с

23. Яковлев Г.А. Экономика гостиничного хозяйства, Учебное пособие. - М. : Издательство РДЛ, 2010. - 328 с.

Для студентов

1. Акимов В.В. Экономика отрасли. М.: Форум, 2010

2. Басовский Л.Е., Экономика отрасли, учебное пособие, М.: Инфра-М, 2009 г. – 144 с.

3. Кожевников Н.Н. основы экономики. М.: Академия, 2012

4. Кудина М.В. Основы экономики. М.: Инфра-М, 2008

5. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме, М.: Академия, 2009

6. Поздняков В.Я., Казаков С.В., Экономика отрасли. 2010. – 309с.

7. Поздняков В.Я., Казаков С.В., Экономика отрасли, учебное пособие. М.: Ин-фра-М, 2010 г. – 309 с.

8. Рофе А.И. Экономика труда / Учебник.., 2010 – 400с.

9. Сафронов Н.А. экономика организации (предприятия). Учебник. М.: Инфра-М., 2011.- 584 с.

10. Сафронов Н.А. экономика организации (предприятия). Учебник. М.: Инфра-М., 2013. - 584 с.

11. Скобкин С.С. Экономика предприятия в индустрии гостеприимства и туризма.- М.: Магистр, 2009

12. Цыганенко В.С., Экономика рынка недвижимости / Учебное пособие, СПб ГУИТМО, 2012 – 120с.

13. Чуев, И.Н. Экономика предприятия / учебник. – 5-е издание, перераб. и доп. – Издательско - торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. – 416 с

14. Яковлев Г.А. Экономика гостиничного хозяйства, Учебное пособие. - М. : Издательство РДЛ, 2010. - 328 с.

Дополнительные источники

Для преподавателей

1.     Экономика предприятия: Конспект лекций/ Корсаков М.Н., Таганрог: ТРТУ, 2011 – 297 с.

2.     Экономика предприятия/ Большухина И. С. Ульяновск: УлГТУ, 2010 – 306 с.

3.     Казначевская Г.Б. Экономическая теория. Ростов – н/Д: Феникс, 2006 г. проспект 2008 г

4.     Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. М.: Владос, 2012.

5.     Шимко П. Д., Михайлушкин А.И. Основы экономики. Дрофа, 2012.

6.      Практикум по основам экономики.- М.: Вита – Пресс, 2012 г.

7.      Экономический словарь. – М.: ТК – Велби, 2006 г.

 

 

Для студентов

1.     Экономика предприятия: конспект лекций/ Фролова Т.А. Таганрог: Изд-во ТТИ ФЮУ, 2012 – 212 с.

2.     Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 604 с. — (Высшее образование)

3. Кнышова Е.Н. Экономика организации. М.: Форум, 2004

 

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1.     http://ru.wikipedia.org/wiki

2.     http://www.finansy.ru/

3.     http://www.economika.info/

4.     http://www.economicus.ru/

5.     http://ecsocman.hse.ru/

6.     http://www.ereport.ru/

7.     http://www.catback.ru/

8.     http://www.gazeta.ru/

 

 

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины.

 

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

·        находить и использовать необходимую экономическую информацию;

·        решать практические задачи, связанные с жизненными ситуа­циями;

·        оценивать происходящие события и поведение людей с экономи­ческой точки зрения;

·        осуществлять самостоятельный поиск, анализ и использова­ние экономической информации.

Усвоенные знания:

·        объяснять экономические явления с помощью альтернативной стоимости, выгоды обмена, закон спроса, причины неравенства дохо­дов, роль минимальной оплаты труда, последствия инфляции;

·        описывать предмет и метод экономической науки, факторы про­изводства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систе­му, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;

·        вычислять на условных примерах величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса и предложения в зависимости от из­менения формирующих его факторов, равновесную цену и объем про­даж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, смету или бюджет доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номи­нальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;

·        применять для экономического анализа кривые спроса и пред­ложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изме­нения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняю­щие товары;

 

 

 

  • компьютерное тестирование (по темам, по дисциплине);

 

  • домашние задания;

 

  • практические задания;

 

  • внеаудиторные самостоятельные работы;

 

  • решение задач;

 

  • устный опрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Приложение 1

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК

 

Название ОК

Технологии формирования ОК

(на учебных занятиях)

ОК 01 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Решение задач, носящих профессиональный характер

ОК 02 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Решение индивидуальных задач.

ОК 03 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Выполнение индивидуальных заданий.

ОК 04 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Использовать справочный материал, дополнительную литературу и учебники.

ОК 05 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Поиск информации на сайтах, составление презентаций.

ОК 06 Работать в коллективе и  команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Групповое выполнение практических работ

ОК 07 Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся,

организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Групповое выполнение практических работ.

ОК 08 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Выполнение самостоятельных индивидуальных заданий.

ОК 09 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

Решение задач практической направленности.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru