ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Методика исследования слухового восприятия у детей с ОНР

  • ppt
  • 20.04.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методика исследования слухового восприятия у детей с ОНР.ppt

Методика исследования слухового восприятия у детей с ОНР

Выполнила:
Студентка 2 курса
группы Л2-14
Заполярного филиала
Ленинградского государственного
Университета им. Пушкина
г. Норильска
Абжирова А. В.

Следующая методика, разработанная Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Дьяковой Н.И. и изложенная у Жулиной Е.В. и Трошина О.В., позволяет выявить уровень развития слухового восприятия.

Методика включает в себя 5 заданий различной направленности и целеполагания. Цели у каждого задания собственные, однако они взаимосвязаны и взаимообусловлены, что позволяет исследовать уровень слухового восприятия дифференцированно.

Каждое задание оценивается определенным числом баллов: 1 балл ставится за правильность, отсутствие балла характеризует отказ от выполнения задания или же неправильное выполнение.

Задание №1

Цель – исследование умений выделять заданный звук из ряда.

Инструкция: Детям предлагается хлопать в ладоши, если они расслышат в ряду звуков, слогов или слов: «Давай поиграем в ловишки, слушай меня внимательно. Если ты услышишь звук [м] хлопни в ладоши.»

Материал:

а) Нужно хлопнуть в ладоши, если пойман звук [м] в ряду звуков:
м, ы, м, и, х, м, к, т, м, с, ч, м, ц, м, ф, г, м, в, д, м, р, л, м, н, п, м, б, мь, м, бь, мь, мь, м.

б) Нужно хлопнуть в ладоши, если пойман звук [м] в ряду слогов:
ам, ах, от, ом, ус, ум, уф, ам, ал, ан, ум, уп, мо, хо, но, пы, мы, бы, но, мо, мя, амь, ам, ом, омь, ня, ма, ми, мя, ма.

в) Нужно хлопнуть в ладоши, если пойман звук [м] в ряду слов:
мама, кот, мак, холод, дуб, мука, машина, сани, рак, мак, лак, молоко, полка, моток, поток, бык, мяч, мат, мед, мех, мох.

Критерии оценки

1. Если правильно выделен звук в ряду звуков – 1балл.
2. Если правильно выделен звук в ряду слогов – 1 балл.
3. Если правильно выделен звук в ряду слов – 1 балл.
4. Если допущены ошибки – 0 баллов.

Ошибка рассматривается как:
- пропуск компонента, в состав которого входит данный звук,
- выделение компонента, в состав которого данный звук не входит.

Задание № 2

Цель – выявление способности различать слова, близкие по составу и структуре, но разные по смысловому контенту.
Инструкция: Детям предлагаются картинки, на которых изображены пары объектов: «Давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывай.»

Материал

лёд – мёд

кот – рот

мак – рак

ель - гель

бочка – дочка

Детям показывают предметы, произнося их в паре, а затем просят узнать предмет при изолированном произнесении

Критерии оценки

1. Если ребенок указал все предметы правильно – 1 балл.
2. Если ребенок допустил не более 3 ошибок – 0,5 балла.
3. Если ребенок допустил 3 и более ошибки – 0 баллов.

Ошибка рассматривается как некорректный показ картинки ребенком, причем эта картинка не соответствует слову.

Задание № 3

Цель – выявление способности запомнить слоговые ряды, которые состоят из 3 – 4 компонентов и приведены с изменением согласных или гласных морфем и фонем.
Инструкция: Ребенок должен повторить за педагогом конструкции, которые педагог произносит четко, дифференцированно и продуктивно для адекватного восприятия ребенком данных слогов

Материал:

па – ба, та – да – та, пух – мех – мох

да – та, га – ка – га, кот – год – ход

ва – вя, ха – ка – ка, дом – дам – дым

га – ка, на – ма – ма, бак – бык – бок

ха – ка, ма – мя – ма, копка – кепка - папка

Критерии оценки

1. Если ребенок повторил все корректно – 1 балл.
2. Если ребенок лишь частично справился с заданием – 0.5 балла.
3. Если присутствовали ошибки при повторении – 0 баллов.

Ошибками считаются:
- изменение последовательностей,
- изменения количества,
- перестановка,
- замена.

Задание № 4

Цель – выявление особенностей уровня формирования фонематического восприятия
Инструкция: Ребенок получает четыре картинки с изображением предметов. Педагог затем произносит предмет правильно и неправильно, ребенок должен показывать предмет, когда он произнесен правильно.

Материал: предметные картинки (груша, шапка, сушка, санки)

(Груша) гйуфа, груфа, глуса, гйуша, гйуса, груша, глюса.

(Шапка) фапка, сапка, хапка, шапка, сяпка.

(Сушка) суска, шушка, сушка, фуфка, суфка, шуфка, сушка.

(Санки) Шанки-фанки-сянки-санки- танки

Критерии оценки

1. Правильное выполнение всех заданий - 1 балл.

2. Ошибки при показе одной – двух картинок – 0,5 балла.

3. Ошибки при показе более двух картинок – 0 баллов.

Ошибкой считается показ картинки при искаженном произнесении слова и отсутствие показа картинки при правильном произнесении слова.

Задание № 5

Цель – выявление способности различать слова в предложении, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу.

Инструкция: Ребенку предлагается найти ошибку в высказывании: «Послушай. Правильно ли я сейчас сказала?»

Материал

1. У Алешки болит суп, а в тарелке вкусный зуб.
У Алешки болит зуб, а в тарелке вкусный суп.

2. На лугу пасутся козы, выросли на клумбе розы.
На лугу пасутся розы, выросли на клумбе козы.

3. На столе с салатом мышка, в своей норке сидит миска.
На столе с салатом миска, в своей норке сидит мышка.

Критерии оценки

1. Правильное определение всех текстов с ошибками – 1 балл.
2. Правильное определение 1-2 текстов с ошибками – 0,5 балла.
3. Другие варианты – 0 баллов.

При всех достоинствах этой методики ее главным недостатком служит недостаточная разработка критериев для оценки.

Спасибо за внимание