Использование технологии «Мнемотехника» для развития речи дошкольников
Наглядное моделирование.
Учитель-логопед
МБДОУ Детский
сад №223
Климова Е.В.
Саратов,2022
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по – разному: Воробьёва В.К. называет эту методику сенсорно- графическими схемами, Ткаченко Т.А.- предметно – схематическими моделями, Глухов В.П. - блоками-квадратами, Большёва Т.В. - коллажем, Ефименкова Л.Н.- схемой составления рассказа.
МНЕМОТЕХНИКА
?
?
?
Мнемотехника-
( в переводе с греческого)- искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая эффективное запоминание .
Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку. пословицу, стихотворение можно записать . Используя картинки или символьные знаки.
АКТУАЛЬНОСТЬ
применения
В ДОУ:
В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПРЕОБЛАДАЕТ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ.
ЧАЩЕ ВСЕГО,ЗАПОМИНАНИЕ ПРОИСХОДИТ НЕПРОИЗВОЛЬНО,
ПРОСТО ПОТОМУ, ЧТО КАКОЙ ТО ПРЕДМЕТ ПОПАЛ В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ РЕБЁНКА.
Мнемотехника в ДОУ:
ПОМОГАЕТ УПРОСТИТЬ ПРОЦЕСС ЗАПОМИНАНИЯ
РАЗВИТЬ АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ (УМЕНИЕ ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ АБСТРАКТНЫЕ СИМВОЛЫ В ОБРАЗЫ)
ПОВЫСИТЬ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
ПРЁМЫ МНЕМОТЕХНИКИ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ГРАМОТНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА, ПРИВОДЯТ К ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА,
ФОРМИРОВАНИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
ПОМОГАЕТ В СТАНОВЛЕНИИ РЕЧИ, УЛУЧШЕНИИ ДИКЦИИ И ПРОИЗНОШЕНИИ ЗВУКОВ
ПОМОГАЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ФОРМИРОВАТЬ РЕЧЕВОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ И СОСТАВЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ФОРМИРУЕТ УМЕНИЕ СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ
СЛУЖИТ ОПОРНОЙ НАГЛЯДНОСТЬЮ ПРИ ПЕРЕСКАЗЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА
ОБЛЕГЧАЕТ ПРОЦЕСС ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОВ.
13
Телевизор вместе с нами
Смотрит наша киска.
Видит мышку на экране,
Мышка вроде близко.
Мог бы славный быть обед,
Только хвать, а мышки нет.
(С.Мурадли)
Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу
14
М
Н
Е
М
О
Т
А
Б
Л
И
Ц
А
Телевизор вместе с нами
Смотрит наша киска.
Видит мышку на экране,
Мышка вроде близко.
Мог бы славный быть обед,
Только хвать, а мышки нет.
(С.Мурадли)
1.Этап ознакомления с текстом.
На столе в хаотичном порядке разложены «точечные пиктограммы»- точечные картинки, символизирующие слова из текста стихотворения. Логопед даёт установку на заучивание стихотворения и произносит текст вслух.
2.Этап конструирования фразы из пиктограм.
Логопед повторно, в медленном темпе, произносит стихотворный текст, ребёнок выбирает из предложенных точечных символов нужные пиктограммы и выкладывает их в нужном порядке слева направо.
3.Этап обводки по контуру с одновременным проговариванием слова. Автоматизация.
Ребёнок обводит по контуру каждую «точечную пиктограмму», при этом произнося чётко несколько раз автоматизируемое слово, пока не закончит обводку. Закончив работу над первым словом стихотворения, переходят ко второму. Обведя вторую пиктограмму, ребёнок произносит оба слова в нужной последовательности. Таким способом прорабатывается каждое слово стихотворения.
4.Завершающий этап.
Ребёнок повторяет всё стихотворение с опорой на символы. Затем пробует рассказать стихотворение по памяти.
Поэтапная работа с «точечными пиктограммами» позволяет логопеду решить сразу ряд коррекционных задач:
1.Автоматизация звука;
2.Развитие зрительного восприятия;
3.Развитие когнитивных функций;
4.Развитие мелкой моторики;
5.Предупреждение возникновения дисграфии и дислексии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.