МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Томский государственный педагогический университет»(ТГПУ)ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ИДЕЙ ПЕДАГОГОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО И НОВАТОРСТВО»СЕКЦИЯ:Новые образовательные технологии для организации внеурочной деятельности в рамках обобщения личного опыта
Автор: Р.И. Моисеева,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
rimoiseeva@list.ru
Томск
2014-2015
РОССИЯ
ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
РОССИЯ
ПРОЕКТ «МЫ ПОМНИМ ВАС!»
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание
младших школьников с нарушениями слуха
«Проектная деятельность
как фактор повышения качества начального образования
детей с нарушениями слуха»
Анализ проектной деятельности в рамках подготовки и празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне
К идеи проектной деятельности с особенными детьми
Нарушение слуховой функции накладывает определённый отпечаток на развитие личности неслышащего, сужает его круг общения, ограничивает диапазон социальных связей. Возникает своеобразие субъективных отношений человека с недостатками слуховой функции к историческому наследию своей страны, исторической памяти к своим предкам и к самому себе.
Таких детей необходимо целенаправленно вовлекать в проектную деятельность, поскольку данное направление обеспечивает возможность ученику выявлять причинно-следственные связи на основе исторических событий своей семьи, страны; аргументировать их, фиксировать вербально, рассуждать, делать выводы.
Духовно-нравственное становление
Всегда актуальны слова А. Макаренко: «Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Духовно-нравственное становление детей и молодежи – важнейшая составляющая общественного развития.
Проблема
Наблюдения за младшими школьниками в процессе обучения, изучение круга их интересов, беседы с родителями, анкетирование с целью выявления положительных идеалов свидетельствуют о несформированности патриотического сознания у обучающихся с нарушениями слуха.
Актуальность
Актуальность патриотического воспитания младших школьников связана с тем, что в настоящее время дети сталкиваются с негативной информацией, особенно в СМИ, которая зачастую подрывает веру и любовь к народу и стране у ещё неокрепшей духовно, нравственно и психологически личности, поэтому необходима целенаправленная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию.
Концепция проекта
Ценности личности, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее
системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие
личности, а также воспитание патриотов своей страны происходит во
внеурочное время в процессе дополнительного образования, когда реализуется
главный принцип ФГОС – ориентация на идеал, уважение к культурным
ценностям, к памяти своих предков, родному краю, героическим страницам
отечественной истории.
Гипотеза
Школьная система формирования патриотического сознания у детей с нарушениями слуха будет более эффективной, если:
при формировании патриотического сознания у младших школьников с нарушениями слуха учитывать интеллектуальный, психофизиологический уровень, особенности эмоциональной сферы, речевое развитие;
организовать встречи с ветеранами ВОВ; активно использовать инновационные технологии, различные формы, средства и методы воспитания нравственно-патриотической направленности.
Цель проекта
Создание условий для формирования патриотического сознания, развития нравственных чувств сопричастности к судьбе Отечества и вырабатывание основ гордости за свою страну.
Задачи проекта
Выявить структуру и содержание процесса формирования патриотического сознания у младших школьников с нарушениями слуха, определить критерии и уровни его сформированности.
Создать материально-техническую и методическую базу в соответствии с темой инновационной технологии, личным педагогическим опытом.
Помочь детям с ОВЗ осмыслить, понять и принять информацию о историческом прошлом страны в годы Великой Отечественной войны.
Критерии оценки эффективности реализации проекта
100% занятость несовершеннолетних внеурочной деятельностью. Сформированность духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей в соответствии с особенностями развития детей с нарушениями слуха.
Повышение самооценки посредством результативного дополнительного образования, в рамках празднования 70-летия Победы в ВОВ.
Развитие когнитивных способностей, активизация познавательной деятельности, расширение общего кругозора.
Кадровые участники проекта
Автор проекта: Раиса Ивановна Моисеева – учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
Соавтор: Татьяна Александровна Чечегова – воспитатель высшей квалификационной категории.
Научный консультант: Альбина Викторовна Роготнева – старший преподаватель ТОИПКРО кафедры инноваций в образовании.
Обучающиеся 2 «А» класса, возраст 8-10 лет.
А.И. Черемных – библиотекарь.
Методическое сопровождение
В качестве информационного обеспечения проектной деятельности используются авторские методические пособия А.В. Роготневой: Организация воспитательной работы, Формирование универсальных учебных действий, а также труды В.Ф. Базарного, Н.А. Ивашкиной, К.Д. Ушинского, работы Б.Т. Лихачёва, А.В. Карасёва, Е.В. Чердынцевой, Л.М. Шипициной и др.
Механизм реализации проекта
Поставленные выше цели и задачи были решены в 4 этапа
I этап – организационный – погружение в проект.
II этап – координационный – реализация направлений, способов, задач.
III этап – обобщающий – осуществление предметно-практической
деятельности.
IV этап – рефлексирующий – завершение, обработка, обсуждение
полученных результатов, составление отчётной презентации, документальная
защита.
Практическая значимость проекта
Организовано дополнительное образование: беседы, классные часы, предметно-практические мероприятия, физкультурные досуги, экскурсии.
Разучены и исполнены на школьном концерте танцы: «Маки», «Журавли», стихотворения о ВОВ; изготовлены стенгазеты, посвящённые 70-летию Победы в ВОВ; подготовлены и представлены презентации на темы: «Детство, опалённое войной…», «Вечный огонь», «Военная техника», «Драгоценный колосок», «Живи, цвети, Победный май!»; составлены: интеллектуальная викторина «Война. Победа. Память.», предметный кроссворд «Города-герои».
Диагностика, результаты
Уровень знаний по теме осуществлялся ИНДИВИДУАЛЬНО
Методы исследования:
наблюдение, анкеты, тесты, устные опросы.
Методы исследования наглядно показали, что в начале реализации проекта
младшие школьники не владели знаниями по данной теме. Работа, проведённая
в ходе проекта, в корне изменила ситуацию:
уровень знаний в данной области повысился с 0% до 85 %;
уровень самооценки повысился на 90% .
Проектная деятельность способствовала повышению интереса детей к
истории своей семьи, истории народа, формированию представлений о
Великой Отечественной войне. Обучающиеся получили знания о героях
войны, приобрели навык работы в проектной деятельности, а также у
слабослышащих младших школьников формировалось уважительное
отношение к пожилым людям, ветеранам войны, желание оказывать им
посильную помощь.
Литература
Бычков В.И. Метод проектов в современной школе. - М., 2000 г.
Intel «Обучение для будущего»: Учебное пособие. – М., 2000 г.
Домрачева С.А. Проектная деятельность в образовании. Йошкар-Ола, 2007 г.
Пахомов В.Г. Методика социально-образовательного проекта «Гражданин учитель», 2004 г.
Прищепа Т. А. Развитие готовности педагога к инновационной деятельности на основе обогащающей образовательной среды в системе дополнительного профессионального образования: диссертация, канд. пед. наук: 13.00.08 / Прищепа Татьяна Александровна. - Томск, ТГПУ, 2010. - 210 с.
Роготнева А.В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях (пособие для педагогов). М. : «Владос». 2013
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005 г.
Хуторской А.В. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения, Российская Академия образования Москва 2006 292 с.
Хуторская Л.Н., Информационная педагогика, Интернет-журнал «ЭЙДОС» (лауреат Всероссийского конкурса «ИТ-образование в РУНЕТЕ»), 2005
Ресурсы Интернет-сети :
http://www.cross-ipk.ru/conf/files/2-20
http://iteach.stup.as.ru/node/21, http://sputnik.master
http://pedsovet.su/load/394-1-0-34645
http://pedsovet.su/load/394
Парад Победы на Красной площади в Москве 9 мая 2015 | Интересное ...ivstory.ru640 × 360Поиск по картинке
http://www.zanimatika.narod.ru/Narabotki16_1.htm
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.