Презентация по дисциплине
«Литературоведение»
на тему:
«Жанр РАССКАЗ»
Выполнил:
Студент 410 группы
Умидуллаев Анвар Муминжонович
Денау 2022-2023 гг
Рассказ как эпический жанр
Предполагает повествование об одном, но ярком, значимом событии в жизни героя.
Основные характеристики жанра рассказа:
Небольшой объем;
Одна сюжетная линия;
Ограничение места действия и времени;
Динамичность повествования;
Мало действующих лиц;
Значимая концовка.
Мастера жанра рассказа XIX в.
И.С. Тургенев
А.П. Чехов
Д.Н. Мамин-Сибиряк
А.И. Куприн
Н.С. Лесков
С.Т. Аксаков
В.Г. Короленко
Н.Г. Гарин-Михайловский
Л.Н. Толстой
и другие.
Накоплен значительный
опыт в этом жанре
писателями XIX в., что
подготовило почву для
его расцвета в XX в.
Модификации (виды) жанра рассказа в ХХ в.
Исторический
Юмористический
Научно-познавательный
Игровой
Дидактический
Природоведческий
Юмористический рассказ – небольшое по объему произведение, в котором описывается комическая ситуация. Подразделяются на анекдоты, юморески, истории из жизни. Цель – посмеяться над человеческими недостатками, обратить на них внимание.
Средствами создания комического в этом случае являются ирония, гипербола, литота, употребление слов в несвойственных им значениях.
Юмористический рассказ
Это произведение, содержащее поучение, в художественных образах дающее читателям представление об этической норме.
Тематика: взаимоотношения между детьми, между детьми и взрослыми, отношение к труду, природе, животным, процессу приобретения знаний и т.Д.
Дидактический рассказ -
Произведение, цель которого – сообщение детям знаний об окружающем мире, пробуждение любознательности, познавательной активности.
Могут быть самостоятельными произведениями и частью цикла, учебных книг и энциклопедий.
Часто используется сказочный прием: животные и растения говорят, рассказывают о себе.
Научно-познавательный рассказ -
Значение научно-познавательной литературы:
Развивать интерес к знаниям, любознательность, пытливость;
Расширять представления о том, что нельзя увидеть своими глазами;
Увлечь наукой, показать ее значение в жизни человека и общества;
Сохранять память о тех, кто прославил науку своим трудом, открытиями, достижениями.
Научно-познавательные рассказы Б.С. Житкова
Первые рассказы для детей появились в 1924 году. Всего написал более 100 произведений.
Тематика рассказов: о детях и взрослых, о море, о животных, о путешествиях, о смелых людях, о технике и др.
Рассказы имеют большую познавательную ценность.
(1882-1938)
В. Шкловский о Б.Житкове: «… пойми то, что он пишет, и тогда тебя не испугают ни пожары, ни моря, ни дальние страны, ни метели».
Первая в мире энциклопедия для самых маленьких «Что я видел»
Рассказ ведется от имени 4-летнего Алеши. Это герой-почемучка – живой, непосредственный, любознательный мальчик. Его бесконечные «Почему?» свидетельствуют о познавательной активности, свойственной ребенку данного возраста.
Глазами Алеши, который пускается в путешествие, автор помогает читателю 4-7 лет увидеть мир, узнать о многих вещах и процессах в простой и доступной читателю форме.
Произведения, в которых повествуется об исторических событиях, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут выступать исторические личности.
Героем исторического рассказа может быть личность, прославившая родину в науке, в управлении государством, в проявлении гражданского мужества, в труде.
Исторические рассказы -
Произведения, В которых фантазией автора создан необычный мир.
Здесь соединяется несоединимое, происходит игра понятиями, история переворачивается, смещается.
Распространились на рубеже XX – XIX веков.
Авторы: Ю. Вийра, С. Георгиев, М. Есенковский, О. Кургузов, С. Седов, А. Иванов и др.
Игровые рассказы -
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.