Устранение артикуляторно-акустической дисграфии
у младших школьников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 17 имени Героя Российской Федерации А.Б. Буханова» города Смоленска
Учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Макарова Вера Петровна
Этапы коррекционно – логопедической работы
Подготовительный
Основные задачи и направления работы подготовительного этапа:
1.Развитие слухового и зрительного внимания.
2.Развитие слуховых дифференцировок.
3.Развитие фонематического восприятия.
4.Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане. В случае необходимости проводится коррекция звукопроизношения.
Этапы коррекционно – логопедической работы
Основной
Основные задачи и направления работы основного этапа:
1.Развитие слухового и зрительного внимания.
2.Развитие фонематического анализа и синтеза.
3.Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).
Приемы работы по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии
1. Формирование правильного речевого дыхания
Воздух набираем через нос, плечи не поднимаются, выдох длительный и плавный, щеки не надуваем (для начала их можно придерживать руками). Не повторять это упражнение многократно во избежание головокружения.
Тематические упражнения по формированию речевого дыхания
Тема «Осень»
«Вода в лужах»
И.п.: о.с. 1-на вдохе плавно покачивать руками внизу вправо-влево; 2- на выдохе произносить: «Буль-буль-буль!» Повторить 3-4 раза.
«Осенний ветерок»
И.п.: ноги вместе, руки держат листья на уровне лица. 1-плавный вдох; 2- на выдохе произносить: «Ф-ф-ф!». При правильном выполнении упражнения листочек отклоняется в сторону. Повторить 4-5 раз.
Упражнения по формированию речевого дыхания
«Вьюга»
Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.
Артикуляционная гимнастика
Эффективным приемом проведения артикуляционной гимнастики является биоэнергопластика – содружественные движения руки и языка.
Каждое артикуляционное упражнение сочетается с определенным положением кисти руки.
Кинезиологические упражнения
Кинезиологические приемы способствуют сбалансированной работе моторных и сенсорных центров, стимулируют подкорковые связи. При этом достигается объединение эмоций и процессов мышления (усиление межполушарной интеграции), приводя к наиболее эффективной работе (обучению) и реагированию на происходящее.
«Часики»
Упражнение «Часики»
Описание: сидя, руки опущены вниз, под счет ударяем
по коленкам.
1- правая рука по правой коленке.
2 - левая рука по левой коленке.
Усложняем:
1-правая рука по правой коленке, кончик языка
дотрагивается правого уголка рта.
2-левая рука по левой коленке, кончик языка
дотрагивается до левого уголка рта.
Усложняем:
1 - правая рука по правой коленке, кончик языка
дотрагивается до левого уголка рта.
2 – левая рука по левой коленке, кончик языка
дотрагивается до правого уголка рта.
II. Блок. Нейропсихологические игры
Лезгинка. Описание: левая рука в кулачке, кулак развернут пальцами к себе, большой палец отставлен в сторону, правая прямая ладонь в горизонтальном положение и прикасается к мизинцу левой руки. Меняем положение. Работаем под счет. Добавляем упражнение артикуляционной гимнастики.
Для закрепления артикуляции звуков эффективным приемом является фонетическая ритмика – система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произношением определенного речевого материала.
Например, при отработке гласных звуков протягиваем гласный и выполняем движения руками: А (руки вверх и в стороны), О (руки сводим в круг) У (руки перед грудью параллельно друг другу вытягиваем вперед) Э (согнутые в локтях руки приводим к плечам) И (руки параллельно друг другу вытягиваем вверх).
Ступени формирования фонематических процессов
1.Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.
2. Формирование фонематических противопоставлений:
а) выработка у детей умения дифференцировать фонемы на слух;
б) выработка у детей умения дифференцировать фонемы в собственной речи.
3. Формирование языкового анализа и синтеза.
4. Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.
5. Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.
Приемы работы по формированию фонематических процессов
Традиционные задания:
-хлопни/ топни/ подними руку, когда услышишь слово с заданным звуком;
-работа с цифровым рядом; с цветными фишками;
- моделирование (учитель выполняет действие, скрытое от глаз ребенка, а ребенок раскладывает схематические карточки в той последовательности, в которой выполняется действие).
Примеры игр
«Огорчился»
Цель: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Детям предлагается прослушать ряд слогов или фразу, если услышат неправильное произношение - поднимают картинку недовольного или грустного персонажа.
«Как правильно сказать?»
Цель: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
«Будь внимателен»- на правильный ответ красный флажок, на искаженное произношение желтый.
«Весёлое название»
Взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеленый — и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:
Баман альбом витамин клетка
Паман айбом митанин къетка
Банан аньбом фитамин клетта
Банам авьбом виталим тлетка
Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружок.
Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:
Мак – бак – так моток – каток – лоток
Ток – тук – так батон – бутон – бетон
Бак – бак – бок ком – дом - гном
Примечание. При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза
Выделить гласный, согласный звук из ряда других звуков.
Выделить слог с определенным звуком.
Выделить из ряда слов слова с определенным звуком.
Назвать первый или последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок
Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков).
Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.
Приемы работы по формированию фонематического анализа и синтеза
как придумывание слов,
работа с предметными картинками, сигнальными флажками, символами, звуковыми линейками,
восстановление звуков, слогов с опорой и без на предметные картинки,
работа с фишками, карточками и т. д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.