Устранение артикуляторно-акустической дисграфии
у младших школьников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 17 имени Героя Российской Федерации А.Б. Буханова» города Смоленска
Учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Макарова Вера Петровна
Этапы коррекционно – логопедической работы
Подготовительный
Этапы коррекционно – логопедической работы
Основной
Этапы коррекционно – логопедической работы
III. Заключительный
Основные задачи и направления работы заключительного этапа:
1.Закрепление полученных знаний.
2.Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности.
Приемы работы по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии
1. Формирование правильного речевого дыхания
Воздух набираем через нос, плечи не поднимаются, выдох длительный и плавный, щеки не надуваем (для начала их можно придерживать руками). Не повторять это упражнение многократно во избежание головокружения.
Тематические упражнения по формированию речевого дыхания
Тема «Осень»
«Вода в лужах»
Упражнения по формированию речевого дыхания
«Вьюга»
Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.
Артикуляционная гимнастика
Эффективным приемом проведения артикуляционной гимнастики является биоэнергопластика – содружественные движения руки и языка.
Каждое артикуляционное упражнение сочетается с определенным положением кисти руки.
Кинезиологические упражнения
Кинезиологические приемы способствуют сбалансированной работе моторных и сенсорных центров, стимулируют подкорковые связи. При этом достигается объединение эмоций и процессов мышления (усиление межполушарной интеграции), приводя к наиболее эффективной работе (обучению) и реагированию на происходящее.
«Часики»
Упражнение «Часики»
II. Блок. Нейропсихологические игры
Лезгинка. Описание: левая рука в кулачке, кулак развернут пальцами к себе, большой палец отставлен в сторону, правая прямая ладонь в горизонтальном положение и прикасается к мизинцу левой руки. Меняем положение. Работаем под счет. Добавляем упражнение артикуляционной гимнастики.
Для закрепления артикуляции звуков эффективным приемом является фонетическая ритмика – система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произношением определенного речевого материала.
Например, при отработке гласных звуков протягиваем гласный и выполняем движения руками: А (руки вверх и в стороны), О (руки сводим в круг) У (руки перед грудью параллельно друг другу вытягиваем вперед) Э (согнутые в локтях руки приводим к плечам) И (руки параллельно друг другу вытягиваем вверх).
Ступени формирования фонематических процессов
1.Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.
2. Формирование фонематических противопоставлений:
а) выработка у детей умения дифференцировать фонемы на слух;
б) выработка у детей умения дифференцировать фонемы в собственной речи.
3. Формирование языкового анализа и синтеза.
4. Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.
5. Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.
Приемы работы по формированию фонематических процессов
Традиционные задания:
-хлопни/ топни/ подними руку, когда услышишь слово с заданным звуком;
-работа с цифровым рядом; с цветными фишками;
- моделирование (учитель выполняет действие, скрытое от глаз ребенка, а ребенок раскладывает схематические карточки в той последовательности, в которой выполняется действие).
Примеры игр
«Огорчился»
Цель: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Детям предлагается прослушать ряд слогов или фразу, если услышат неправильное произношение - поднимают картинку недовольного или грустного персонажа.
«Как правильно сказать?»
Цель: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
«Будь внимателен»- на правильный ответ красный флажок, на искаженное произношение желтый.
«Весёлое название»
Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:
Мак – бак – так моток – каток – лоток
Ток – тук – так батон – бутон – бетон
Бак – бак – бок ком – дом - гном
Примечание. При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза
Выделить гласный, согласный звук из ряда других звуков.
Выделить слог с определенным звуком.
Выделить из ряда слов слова с определенным звуком.
Назвать первый или последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок
Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков).
Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.
Приемы работы по формированию фонематического анализа и синтеза
как придумывание слов,
работа с предметными картинками, сигнальными флажками, символами, звуковыми линейками,
восстановление звуков, слогов с опорой и без на предметные картинки,
работа с фишками, карточками и т. д.
ПОДАРОК
дар пар ода парк прок ар
гроза - роза полка – пол, полк
пила лапша кулон
липа шпала клоун
нос – сон сор – рос
dlтwряszсvоjгqуrзкfаgz
swrдiиjкоzqбрqjаrilз
гqzипswiпlvопqоwsтzаrfм
трясогузка дикобраз гиппопотам
п к о а р р т т ф и е н л а ь
Развитие анализа и синтеза на уровне предложения
Дождевыекаплипадалиназемлю.
Дождевые капли падали на землю.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.