14 ДЕКАБРЯ
(по старому стилю –
ПРИДЁТ СВЯТОЙ НАУМ- НАСТАВИТ НА УМ
С давних времен пророк НАУМ почитался на Руси наставником, помощником и покровителем у людей умственного труда.
В школах и училищах его ещё звали ГРАМОТНИКОМ.
В старину детей начинали учить дома с первого декабря (14 декабря по новому стилю) или отдавали в «наученье».
И перед началом занятий всегда испрашивали благословения у пророка НАУМА.
Почему именно живший в VII веке до нашей эры пророк, стал покровителем грамотеев?
Причины две:
созвучие слов (ум и Наум)
крестьянский календарь:
зимой работы было меньше,
а времени для освоения грамоты - больше...
Так приобрел пророк
НАУМ эпитет «ГРАМОТНИК»
… Для сельских ребят, помогавших родителям убирать урожай, пора учёбы наступала лишь с окончанием страды. Для семьи это был особый праздник, к нему готовились заранее, договариваясь с учителем – приходским дьячком.
В древней и средневековой Руси дети обучались грамоте не у специально подготовленных учителей, а у людей, склонных к учительству, умевших читать и писать:
священников и дьячков, оставшихся без прихода;
монахов, покинувших свои монастыри;
странников, летом ходивших по святым местам, а в зимнюю пору пережидающих стужу в какой-нибудь деревне и в благодарность за теплый угол и еду
обучавших крестьянских детей;
ремесленников, разорившихся от непосильных налогов;
грамотных крестьян, оставшихся по какой-либо причине без крова, и т. д.
Просыпайтесь ранехонько, Умывайтесь белехонько,В Божью церковь собирайтесь,За азбуку принимайтесь!Богу помолитесь -До всего дойдите:Святой Наум наставит на ум. (прибаутка)
Принарядившись, все шли в храм, где после Литургии служили молебен, испрашивая благословение на учение отрока.
Дома у ученика учителя встречали с почётом, сажали на лучшее место, угощали и одаривали. Отец передавал сына учителю с просьбой не жалеть его, а научить уму-разуму. Затем ученика трижды легонько ударяли по спине плёткой, чтобы не озорничал, а учился прилежно. На следующий день спозаранку отрок отправлялся постигать церковнославянскую грамоту.
Кто жалеет розги своей: тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.
Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.
Не оставляй юноши без наказания:
если накажешь его розгою, он не умрет;
ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней.
Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него.
«БИБЛИЯ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»
(выдержки)
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз и Буки,
В как Веди, Г – Глаголь,
И учитель для «науки»
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была.
Владимиров Иван Алексеевич
«На уроке грамоты у дьячка» 1913
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла.
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»,
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
На распев читал им книжки
На славянском языке.
Так, из летописей старых
Знали дети москвичей.
О литовцах, о татарах
И о Родине своей.
(Н. Кончаловская)
Поскольку обучение грамоте в средневековье носило религиозный характер, то в качестве учебных пособий использовались богослужебные книги:
ЧАСОСЛОВ, ПСАЛТЫРЬ, а в конце обучения - ЕВАНГЕЛИЕ.
Евангелие от Марка
«Апостол» Ивана Федорова. 1564 г.
В детских прописях и азбуковниках
XVII века можно было прочитать такую молитву: «Святой пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостью добре руководствию навыкати».
«Умная голова сто голов кормит, а худая
и себя не прокормит»
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»
«Корень учения горек, да плод сладок».
«Ученье - свет, а неученье - тьма»
«Грамоте учиться - всегда пригодится».
«Неученый, что слепой - веди куда хочешь».
«Век живи – век учись»
«Грамоте учиться – всегда пригодится»
«Не торопись отвечать – торопись слушать»
«Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот,
кто слушает да разумеет»
«Учись доброму, так худое на ум не пойдет»
«Человек неученый – что топор неточённый»
ПОСЛОВИЦЫ:
ГРАМОТЕЙКА
«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»
(А.Н. Толстой)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.