Обязательный компонент метапредметных результатов освоения основной образовательной программы:
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [2, с. 98].
Аналитический этап характеризуется тем, что требует от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам - это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка - аналитическом.
Синтетический этап предполагает, что восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого.
Этап автоматизации описывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и т.д. Для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, стремление обсудить прочитанное.
РАБОТА С ТЕКСТОМ ВЕДЁТСЯ:
--на уроках литературного чтения
-на уроках русского языка
-на уроках математики
-на уроках изобразительного искусства
-на уроках окружающего мира
-на уроках технологии
Какие основные этапы нельзя пропускать?
-Работа с незнакомыми словами
-Работа с ключевыми словами
-Работа со словами-образами
-Работа с многозначными словами
-Работа с фразеологизмами
- Рассказ по предложению
-Развитие читательского воображения
-Диалог с автором текста
- Техника чтения
Приёмы по формированию смыслового чтения
«Задай вопрос»
«Читаем и спрашиваем»
«Дневник двойных записей»
«Чтение с пометками»
«Ассоциативный куст»
«Ромашка Блума»
«Приём тонких и толстых вопросов»
«Чтение с остановками»
«Таблица ЗХУ»
«Дерево предсказаний»
ЧИТАЕМ И СПРАШИВАЕМ
« Задай вопрос»
Алгоритм:
перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…».
« Читаем и спрашиваем»
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
2.Ученики объединяются в пары.
3.Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него.
4.Обсуждение вопросов и ответов в классе.
«Дневник двойных записей»
Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
«Чтение с пометками»
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
V Знакомая информация
! Новая информация
- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.
Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.
Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
«Ассоциативный куст»
Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.
В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.
«Составление вопросного плана»
-внимательно прочитать текст;
-выделить главные мысли текста;
-проверить, как они соотносятся между собой;
-сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части);
-определить количество пунктов плана по количеству главных мыслей;
-сформулировать каждую главную мысль в виде вопроса и записать как пункты плана;
-прочитать текст ещё раз, проверить, не пропущено ли что-то важное.
«Памятка для учащегося»
«Ромашка Блума»
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.
Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой.
Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).
При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.
Уточняющие вопросы
Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...
Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.
Творческие вопросы
Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
Объясняющие (интерпретационные) вопросы
Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых
«Тонкие» вопросы |
В эту колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа |
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
В эту колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа | В эту колонку записываются вопросы , требующие подробного, развёрнутого ответа |
Прием «Тонкие и Толстые вопросы»
1 стадия - вызов
Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.
На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.
«Чтение с остановками»
2 стадия - осмысление.
Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»
Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.
«Чтение с остановками»
«Таблица ЗХУ»
З – что мы знаем | Х – что мы хотим узнать | У – что мы узнали, и что нам осталось узнать |
Произведение «Ванька» написал А. П. Чехов; | Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки. |
Использовать после первой или второй остановки «чтения со стопом» при работе с сюжетными текстами.
Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее.
Не использовать прием больше одного раза на уроке.
Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами.
«Дерево предсказаний»
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // --[Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
-Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // -Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru
-Львов М.Р., Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.:2012
«Информационные ресурсы»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.