Презентация на тему: "Художественный стиль. Тропы и стилистические фигуры"
Оценка 5

Презентация на тему: "Художественный стиль. Тропы и стилистические фигуры"

Оценка 5
Презентации учебные
pptx
русский язык
9 кл—11 кл
28.05.2020
Презентация на тему: "Художественный стиль. Тропы и стилистические фигуры"
Презентация поможет повторить тропы и стилистические фигуры при подготовке к ЕГЭ. В ней можно найти пример анализа текста художественного стиля, а также задания для проверки знаний по теме
Худ-ый стиль.pptx

Художественный стиль. Тропы и стилистические фигуры»

Художественный стиль. Тропы и стилистические фигуры»

«Художественный стиль. Тропы и стилистические фигуры»

Габитова Т.Н.

Главная функция художественного стиля -

Главная функция художественного стиля -

Главная функция художественного стиля -

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (создание образов, вызывающих эмоциональный отклик, эстетическое наслаждение, сопереживание)

Художественный стиль – ключ к душе человека

Тропы и стилистические фигуры Эпитет

Тропы и стилистические фигуры Эпитет

Тропы и стилистические фигуры

Эпитет
Метафора
Метонимия
Синекдоха
Сравнение
Гипербола
Литота
Ирония
Олицетворение
Аллегория
Перифраз

Риторическое обращение
Риторический вопрос
Анафора
Эпифора
Антитеза
Оксюморон
Градация
Эллипсис
Умолчание
Парцелляция

Художественный стиль речи Особенности:

Художественный стиль речи Особенности:

Художественный стиль речи

Особенности:
Образность
Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств)
Использование средств других стилей
(особенно разговорного)

ЭПИТЕТ - слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки

ЭПИТЕТ - слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки

ЭПИТЕТ -

слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки.

Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак (А.Пушкин)

МЕТАФОРА - троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии сходства, сравнения (скрытое сравнение)

МЕТАФОРА - троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии сходства, сравнения (скрытое сравнение)

МЕТАФОРА -

троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии сходства, сравнения
(скрытое сравнение)

И тьмой, и холодом объята душа усталая моя (М.Лермонтов)

МЕТОНИМИЯ - троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению

МЕТОНИМИЯ - троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению

МЕТОНИМИЯ -

троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи.
Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А.Пушкин)

СИНЕКДОХА - один из видов метонимии, в основе которого – перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения

СИНЕКДОХА - один из видов метонимии, в основе которого – перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения

СИНЕКДОХА -

один из видов метонимии, в основе которого – перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения

И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов)

Сравнение - троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим

Сравнение - троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим

Сравнение -

троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы( как, будто, точно, словно, как будто)
Анчар, как грозный часовой, стоит – один во всей вселенной (А.Пушкин)

ГИПЕРБОЛА - троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления

ГИПЕРБОЛА - троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления

ГИПЕРБОЛА -

троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления

По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу (А.Ахматова)

ЛИТОТА - троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение

ЛИТОТА - троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение

ЛИТОТА -

троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение

Ваш шпиц, прелестный шпиц, - не более наперстка (А.Грибоедов)

ИРОНИЯ - Прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается

ИРОНИЯ - Прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается

ИРОНИЯ -

Прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое.

Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов)

АЛЛЕГОРИЯ - троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предмета или явления действительности

АЛЛЕГОРИЯ - троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предмета или явления действительности

АЛЛЕГОРИЯ -

троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предмета или явления действительности. Например, в начале «Божественной комедии» Данте встречает в лесу трех зверей – пантеру, льва и волчицу, которые являются аллегорией человеческих страстей – сладострастия, гордыни и алчности.


ПЕРИФРАЗ - троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления

ПЕРИФРАЗ - троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления

ПЕРИФРАЗ -

троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления.

Солнце русской поэзии – Пушкин
Царь зверей - лев

Стилистические фигуры – это особые стилистические обороты

Стилистические фигуры – это особые стилистические обороты

Стилистические фигуры – это особые стилистические обороты. Суть их состоит в особом синтаксическом построении речи.


Риторическое обращение –придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии.

О вы, надменные потомки… (А.Пушкин)

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС -

такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса.

И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
(А.Пушкин)

АНАФОРА - единоначатие Словно клянете вы дни без просвета,

АНАФОРА - единоначатие Словно клянете вы дни без просвета,

АНАФОРА -

единоначатие

Словно клянете вы дни без просвета,
Словно пугают вас ноченьки хмурые…
(А.Апухтин)

ЭПИФОРА - повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы

ЭПИФОРА - повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы

ЭПИФОРА -

повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы

Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня.
(А.Блок)

АНТИТЕЗА - противопоставление

АНТИТЕЗА - противопоставление

АНТИТЕЗА -

противопоставление

И день и час, и письменно и устно,
За правду да и нет
(М.Цветаева)

ОКСЮМОРОН - соединение логически несовместимых понятий

ОКСЮМОРОН - соединение логически несовместимых понятий

ОКСЮМОРОН -

соединение логически несовместимых понятий

Ты – меня любивший фальшью истины и правдой лжи
(М.Цветаева)

ГРАДАЦИЯ - группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости

ГРАДАЦИЯ - группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости

ГРАДАЦИЯ -

группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости

Не жалею, не зову, не плачу…
(С.Есенин)

ЭЛЛИПСИС - Пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого:

ЭЛЛИПСИС - Пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого:

ЭЛЛИПСИС -

Пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого:

Богаты мы, едва ли с колыбели
(М.Лермонтов)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - расчленение конструкции

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - расчленение конструкции

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ -

расчленение конструкции

Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.

ЭТАПЫ АНАЛИЗА художественного текста

ЭТАПЫ АНАЛИЗА художественного текста

ЭТАПЫ АНАЛИЗА художественного текста

Выразительное чтение текста
Идейно-содержательный анализ (тема, идея текста)
Анализ изобразительно-выразительных средств на различных уровнях языка
Выражение своего отношения к тексту

Назовите изобразительно-выразительное средство

Назовите изобразительно-выразительное средство

Назовите изобразительно-выразительное средство

Ледовая дорожка ждет будущих чемпионов.
Чайник кипит.
Готов задушить в объятьях.
Не то на серебре – на золоте едал.
При свете тьмы.
Мужичок с ноготок.
Лес точно терем расписной.
Политический пасьянс.
Самый взыскательный покупатель найдет здесь товар по душе.
Горячее сердце.
Флеров - все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.
Красноречивое молчание .
Певец Гяура и Жуана.
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.
Там стонет человек от рабства и цепей.

Соотнесите тропы и их определения 1

Соотнесите тропы и их определения 1

Соотнесите тропы и их определения

1. Метафора

А. Перенос значения с одного явления на другое по смежности.

2. Метонимия

Б. Непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета

3. Перифраз (перифраза)

В. Употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

4. Ирония




5. Литота

Г. Замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты

Д. Употребление слова или выражения в значении, обратном буквальному, цель – насмешка.

Эпифора А. Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости

Эпифора А. Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости

1. Эпифора

А. Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости.

2. Антитеза




3. Эллипсис



4. Градация



5. Параллелизм

Б. Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации.


В. Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.)

Г. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.


Д. Усиление выразительности речи путем резкого противопоставления понятий , мыслей, образов.

Соотнесите стилистические фигуры и их определения

Синекдоха А. Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака 2

Синекдоха А. Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака 2

1. Синекдоха

А. Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака

2. Аллегория




3. Сравнение



4. Гипербола


5. Олицетворение

Б. Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.


В. Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа.

Г. Приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ.

Д. Непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.

Анафора. А. Утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа

Анафора. А. Утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа

1. Анафора.

А. Утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа.

2. Оксюморон



3. Инверсия.



4. Парцелляция.


5. Риторический вопрос

Б. Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок.

В. Повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).

Г. Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.
Д. Членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.

Соотнесите стилистические фигуры и их определения

Весна (1) Между тем пришла весна, прекрасная, дружная, без ожидания и обманов весны, одна из тех редких весен, которым вместе радуются растения, животные и люди…

Весна (1) Между тем пришла весна, прекрасная, дружная, без ожидания и обманов весны, одна из тех редких весен, которым вместе радуются растения, животные и люди…

Весна
(1) Между тем пришла весна, прекрасная, дружная, без ожидания и обманов весны, одна из тех редких весен, которым вместе радуются растения, животные и люди… (2) Весна долго не открывалась. (3) Последние недели стояла ясная, морозная погода. (4) Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов; наст был такой, что на возах ездили без дороги. (5) Потом вдруг… понесло теплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь. (6) В четверг ветер затих, и надвинулся густой серый туман, как бы скрывая тайны совершавшихся в природе перемен. (7) В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки, и на самую Красную Горку, с вечера, разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело, и открылась настоящая весна. (8) Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. (9) Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой березы, и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная облетавшаяся пчела. 

Залились невидимые жаворонки над бархатом зеленей и обледеневшим жнивьем, заплакали чибисы над налившимся бурою, не убравшеюся водой, низами и болотами, и высоко пролетели с весенним…

Залились невидимые жаворонки над бархатом зеленей и обледеневшим жнивьем, заплакали чибисы над налившимся бурою, не убравшеюся водой, низами и болотами, и высоко пролетели с весенним…

(10) Залились невидимые жаворонки над бархатом зеленей и обледеневшим жнивьем, заплакали чибисы над налившимся бурою, не убравшеюся водой, низами и болотами, и высоко пролетели с весенним гоготанием журавли и гуси. (11) Заревела на выгонах облезшая, только местами еще не перелинявшая скотина, заиграли кривоногие ягнята вокруг теряющих волну блеющих матерей, побежали быстроногие ребята по просыхающим, с отпечатками босых ног тропинкам, затрещали на пруду веселые голоса баб с холстами, и застучали по дворам топоры мужиков, налаживающих сохи и бороны. (12) Пришла настоящая весна. (Л.Н. Толстой) НАЧАЛОКак удивительно прекрасна природа, пробуждающаяся от долгого зимнего сна. Март улыбнётся тепло – оживает всё окружающее. Щедро и приветливо размахнет апрель ворота – и затрещит, загудит, запоёт, забурлит весна…

Ведущая тема , определенная в заглавии, – весна

Ведущая тема , определенная в заглавии, – весна

Ведущая тема, определенная в заглавии, – весна. Ей подчиненытри микротемы: 1) пришла весна, но долго не открывалась; 2) теплый воздух пробудил землю; 3) забурлила жизнь в деревне. Толстой радуется наступившей весне. Это время года вносит оживление, ликование как в природе, так и в душе человека. Лев Николаевич, описывая весну, заставляет читателя восторгаться красотой родной земли, вселяет в него оптимизм.Основная мысль текста, по-моему, в том, что жизнь прекрасна и надо уметь радоваться ей, ценить ее. Этот текст – отрывок художественного произведения, в котором представлена образная картина пробуждения природы. В целом в нем описывается весна. Неожиданное начало весны передается использованием преимущественно глаголов совершенного вида (больше всего – с приставкой, имеющей значение «начало действия»), с помощью которых создается динамика. Эти глаголы составляютповествовательную канву текста – мгновения весны.

Предложения в тексте соединены цепной и параллельной связью

Предложения в тексте соединены цепной и параллельной связью

Предложения в тексте соединены цепной ипараллельной связью. Предложения 1 и 2, 5 и 6, а также 6 и 7 связанылексическим повтором(«весна – весна»; «ветром – ветер»; «туман – в тумане»). Краски здесь солнечные, весенние: «серый туман», «прояснело», «зазеленела трава», «золотым цветом». Но более всего слышна музыка весны: «полились воды», «затрещали льдины», «воздух задрожал», «загудела пчела», «залились жаворонки». В создании колорита весны Толстой использует олицетворения(«пришла весна», «радуются растения», «заплакали чибисы»), ,эпитеты(«веселые голоса», «яркое солнце»),сравнения(«тучи разбежались барашками», «вылезающая иглами трава»),метафоры(«открылась весна», «над бархатом зеленей», «затрещали голоса»),метонимию(«застучали топоры»). 

Такое оформление помогает ярче представить картину весны, услышать ее разные звуки

Такое оформление помогает ярче представить картину весны, услышать ее разные звуки

Такое оформление помогает ярче представить картину весны, услышать ее разные звуки.
Таким образом, Л.Н. Толстой, великий художник слова, сумел передать, как мне кажется, не только состояние весенней природы, но и состояние души человека, когда сердце наполняется любовью ко всему окружающему, когда рождается гимн весне и жизни.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2020