МЕТАФОРА -
троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии сходства, сравнения
(скрытое сравнение)
И тьмой, и холодом объята душа усталая моя (М.Лермонтов)
МЕТОНИМИЯ -
троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи.
Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А.Пушкин)
СИНЕКДОХА -
один из видов метонимии, в основе которого – перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения
И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов)
Сравнение -
троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы( как, будто, точно, словно, как будто)
Анчар, как грозный часовой, стоит – один во всей вселенной (А.Пушкин)
ГИПЕРБОЛА -
троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления
По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу (А.Ахматова)
АЛЛЕГОРИЯ -
троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предмета или явления действительности. Например, в начале «Божественной комедии» Данте встречает в лесу трех зверей – пантеру, льва и волчицу, которые являются аллегорией человеческих страстей – сладострастия, гордыни и алчности.
ПЕРИФРАЗ -
троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления.
Солнце русской поэзии – Пушкин
Царь зверей - лев
ГРАДАЦИЯ -
группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости
Не жалею, не зову, не плачу…
(С.Есенин)
Назовите изобразительно-выразительное средство
Ледовая дорожка ждет будущих чемпионов.
Чайник кипит.
Готов задушить в объятьях.
Не то на серебре – на золоте едал.
При свете тьмы.
Мужичок с ноготок.
Лес точно терем расписной.
Политический пасьянс.
Самый взыскательный покупатель найдет здесь товар по душе.
Горячее сердце.
Флеров - все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.
Красноречивое молчание .
Певец Гяура и Жуана.
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.
Там стонет человек от рабства и цепей.
Соотнесите тропы и их определения
1. Метафора | А. Перенос значения с одного явления на другое по смежности. |
2. Метонимия | Б. Непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета |
3. Перифраз (перифраза) | В. Употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. |
4. Ирония | Г. Замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты |
1. Эпифора | А. Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. |
2. Антитеза | Б. Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. |
Соотнесите стилистические фигуры и их определения
1. Синекдоха | А. Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака |
2. Аллегория | Б. Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. |
1. Анафора. | А. Утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа. |
2. Оксюморон | Б. Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок. |
Соотнесите стилистические фигуры и их определения
Весна
(1) Между тем пришла весна, прекрасная, дружная, без ожидания и обманов весны, одна из тех редких весен, которым вместе радуются растения, животные и люди… (2) Весна долго не открывалась. (3) Последние недели стояла ясная, морозная погода. (4) Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов; наст был такой, что на возах ездили без дороги. (5) Потом вдруг… понесло теплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь. (6) В четверг ветер затих, и надвинулся густой серый туман, как бы скрывая тайны совершавшихся в природе перемен. (7) В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки, и на самую Красную Горку, с вечера, разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело, и открылась настоящая весна. (8) Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. (9) Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой березы, и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная облетавшаяся пчела.
(10) Залились невидимые жаворонки над бархатом зеленей и обледеневшим жнивьем, заплакали чибисы над налившимся бурою, не убравшеюся водой, низами и болотами, и высоко пролетели с весенним гоготанием журавли и гуси. (11) Заревела на выгонах облезшая, только местами еще не перелинявшая скотина, заиграли кривоногие ягнята вокруг теряющих волну блеющих матерей, побежали быстроногие ребята по просыхающим, с отпечатками босых ног тропинкам, затрещали на пруду веселые голоса баб с холстами, и застучали по дворам топоры мужиков, налаживающих сохи и бороны. (12) Пришла настоящая весна. (Л.Н. Толстой) НАЧАЛО: Как удивительно прекрасна природа, пробуждающаяся от долгого зимнего сна. Март улыбнётся тепло – оживает всё окружающее. Щедро и приветливо размахнет апрель ворота – и затрещит, загудит, запоёт, забурлит весна…
Ведущая тема, определенная в заглавии, – весна. Ей подчиненытри микротемы: 1) пришла весна, но долго не открывалась; 2) теплый воздух пробудил землю; 3) забурлила жизнь в деревне. Толстой радуется наступившей весне. Это время года вносит оживление, ликование как в природе, так и в душе человека. Лев Николаевич, описывая весну, заставляет читателя восторгаться красотой родной земли, вселяет в него оптимизм.Основная мысль текста, по-моему, в том, что жизнь прекрасна и надо уметь радоваться ей, ценить ее. Этот текст – отрывок художественного произведения, в котором представлена образная картина пробуждения природы. В целом в нем описывается весна. Неожиданное начало весны передается использованием преимущественно глаголов совершенного вида (больше всего – с приставкой, имеющей значение «начало действия»), с помощью которых создается динамика. Эти глаголы составляютповествовательную канву текста – мгновения весны.
Предложения в тексте соединены цепной ипараллельной связью. Предложения 1 и 2, 5 и 6, а также 6 и 7 связанылексическим повтором(«весна – весна»; «ветром – ветер»; «туман – в тумане»). Краски здесь солнечные, весенние: «серый туман», «прояснело», «зазеленела трава», «золотым цветом». Но более всего слышна музыка весны: «полились воды», «затрещали льдины», «воздух задрожал», «загудела пчела», «залились жаворонки». В создании колорита весны Толстой использует олицетворения(«пришла весна», «радуются растения», «заплакали чибисы»), ,эпитеты(«веселые голоса», «яркое солнце»),сравнения(«тучи разбежались барашками», «вылезающая иглами трава»),метафоры(«открылась весна», «над бархатом зеленей», «затрещали голоса»),метонимию(«застучали топоры»).
Такое оформление помогает ярче представить картину весны, услышать ее разные звуки.
Таким образом, Л.Н. Толстой, великий художник слова, сумел передать, как мне кажется, не только состояние весенней природы, но и состояние души человека, когда сердце наполняется любовью ко всему окружающему, когда рождается гимн весне и жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.