В правлении Петра I выделяется 2 периода:
1) с 1696 по 1715 гг.
2) с 1715 по 1725 гг.
Пётр I
1672–1725 гг.
Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату.
1. Реформы центрального управления.
Участие в войне требовало множества средств на содержание армии, её вооружение.
Пётр Алексеевич по началу не имел чёткого представления о последовательности и содержании реформ. Их проведение, реорганизация уже имеющихся или создание новых органов правления и государственных институтов власти диктовалась участием России в войнах.
Петр начинает реформирование со снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством.
1699 г. – Боярская дума заменена Ближней канцелярией
(8 чел.), Пётр I называет их «конзилией министров».
1708 г. – она переименована в «консилию министров», который состоял из 12 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами.
В Консилии министров каждый министр был наделён особыми полномочиями, каждое заседание оформляется протоколом, появляется отчётность.
2 марта 1711г. - создание Правительствующего сената (9 чел.).
На время отсутствия царя (по причине Прутского военного похода) был создан Сенат в составе
9 человек.
Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа, без подписи хотя бы одного из них решение считалось недействительным.
Таким образом, Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.
Указом 1722 г. это временное правительство стало постоянным правительственным учреждением, который контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, а также исполнял функции Разрядного и Посольского приказов.
Фискал — чиновник, обязанность которого состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений и должностных лиц, особенно если она связана с расходами из государственной казны.
1711 г. – введены должности фискалов (500).
Фискалы осуществляли контроль за деятельностью всей
администрации, выявляли факты несоблюдения, нарушения указов, казнокрадства, взяточничества, доносили о них Сенату и царю.
Пётр поощрял их, освободил от податей, неподсудностью и даже от ответственности за неправильные доносы.
Современный аналог – ревизор,
аудитор Счётной палаты.
С 1715г. Контроль за Сенатом осуществлял сенатский генерал-ревизор, или надзиратель указов, потом обер-секретарь и наконец …
1722 г. – создана должность генерал-прокурора Сената.
На эту должность Пётр I назначает …
Павла Ивановича Ягужинского, которого называет …
«око государево»,
с 1722 по 1726 гг.
и 1730 по 1735 гг.
Коллегии строились на принципе коллегиальности решений.
Коллегии возглавляли
Президент
Вице-президент
Советники
Был первым лицом в коллегии, но он ничего не мог постановить без согласия членов коллегии.
Замещал президента во время его отсутствия; обычно же помогал ему в исполнении его обязанностей как председателя коллегии
Преображенский приказ – политический сыск и государственные преступления.
С 1702 г. стали использовать «Слово и дело государево»
(то есть обвинять кого-либо в государственном преступлении).
1686 г. - создан Преображенский приказ для управления Преображенским и Семёновским полками.
Использовался Петром в качестве политического органа в борьбе за власть с царевной Софьей.
с 1695 г. в его ведении охрана общественного порядка в Москве и наиболее значимые судебные дела.
+ Тайная канцелярия (с 1718г.)
Тайная канцелярия (1718 – 1726) в Петербурге имела те же предметы ведомства, как и Преображенский приказ в Москве, и также управлялась И. Ф. Ромодановским. Ведомство создавалось для следствия по делу царевича Алексея Петровича, затем ему были переданы другие политические дела чрезвычайной важности.
К компетенции канцелярии отнесено следствие по преступлению «первых двух пунктов» Государственных преступлений (они означали «Слово и дело государево».
Под первыми двумя пунктами подразумевались два первых пункта указа 1713г.
1) ежели кто за кем знает умышление на его государево здоровье и честь;
2) о бунте и измене.
Главным орудием следствия были пытки и допросы с «пристрастием».
23 марта 1714 г. – указ о единонаследии.
Мы, Петр первый, царь и самодержец всероссийский и протчая, и протчая, и протчая.
Объявляем сей указ всем подданным нашего государства, какого чину и достоинства оныя ни есть.
Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых великой есть вред в государстве нашем, как интересам государственным, так и подданным и самим фамилиям падение …
Поместья дворян = боярские вотчины
24 янв.1722 г. – принят Табель о рангах.
Табель о рангахъ всѣхъ чиновъ, воинскихъ, статскихъ и придворныхъ, которые въ которомъ классѣ чины; и которые въ одномъ классѣ.
— Пётр I 24 января 1722 г.
Табель о рангах — закон о порядке государственной службы в Российской империи и Российской республике, соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства.
24 января 1722 года Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства). Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, статские и придворные — и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался чин.
За свою службу чиновники получали земли и крестьян, а также денежное содержание.
Такая система обеспечивала возможность служебного роста любому человеку, вне зависимости от его происхождения, но практика показала, что воспользоваться ею могли не все.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.