Повторение темы: «Вид. Критерии вида».
Главные направления органической эволюции: биологический прогресс, биологический регресс.
Главные пути биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.
Соотношение главных путей органической эволюции.
Влияние деятельности человека на главные направления органической эволюции.
План урока
Понятие вид и история его становления в биологии.
Дать характеристику морфологическому и генетическому критериям вида.
Дать характеристику физиолого – биохимическому и этологическому критериям вида.
Дать характеристику экологическому и географичекому критериям вида.
( вопросы для повторения)
Повторение темы «Вид. Критерии вида»
Критерии
вида
Физиологический
(сходство процессов, протекающих
в организмах одного вида;
не скрещиваемость разных видов)
Морфологический
( сходство признаков
внешнего строения у
особей одного вида)
Экологический
(обитание особей одного
вида в определённых, сходных
экологических условиях)
Генетический
( определённый набор
хромосом у особей
одного вида)
Этологический
(присущие только данному
виду животных
особенности поведения)
Географический
(обитание особей одного
вида в пределах
общего ареала)
Биохимический
(сходный химический
состав внутриклеточной
среды у особей одного вида)
Критерии вида
Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора.
"Либо виды без эволюции, либо эволюция без видов".
Северцов
Алексей Николаевич
(1866 – 1936)
Шмальгаузен
Иван Иванович
(1884 – 1963)
Направления эволюции
Биологический прогресс.
- Возрастание приспособленности организмов к окружающей среде.
Увеличение численности вида.
Расширение ареала.
Биологический регресс.
Снижение уровня приспособленности к условиям обитания.
Уменьшение численности вида.
Сокращение ареала.
Идиоадаптация
Это приспособления живого мира к окружающей среде, открывающие перед организмами возможность прогрессивного развития без принципиальной перестройки их биологической организации.
Существуют некоторые общие причины, которые во всех группах животного царства способны вызывать дегенерацию. Такое действие оказывает, например, паразитический образ жизни.
Дегенерация
резкое упрощение организации, связанное с исчезновением
целых систем органов и функций
Саккулина – корнеголовый рак (паразит краба). Имеет вид мешка, набитого половыми продуктами, и обладающая как бы корневой системой, пронизывающей тело хозяина.
а) – саккулина, прикреплённая к нижней стороне краба;
б) – её корневидные отростки внутри тела краба.
Общая дегенерация
С особенною силою дегенерация наблюдается у паразитов внутренностных, живущих в глубине органов или тканей другого животного и устраненных от всякого непосредственного влияния внешней среды.
В некоторых случаях дегенерация строения доходит до потери пищеварительного канала (ленточные глисты)
Аскариды.
Пример дегенерации паразитов
Другое распространенное явление, влекущее за собой дегенеративные изменения организма, — это сидячий, прикреплённый образ жизни.
Ракообразные-паразиты изоподы Антарктики
Ракообразные паразиты рыб.
Дегенеративные
изменения организмов
Нередко дегенерации подвергаются лишь отдельные органы. Жизнь в постоянной темноте сопровождается дегенерацией глаз у самых различных животных: подземные животные (крот), пещерные (протей), глубоководные.
Протей европейский
Крот
Примеры дегенерации
Эволюция идет по двум направлениям: биологический регресс (ведет к вымиранию вида) и биологический прогресс. Биологический прогресс протекает тремя путями:
Ароморфоз - возникновение в ходе эволюции признаков, которые существенно повышают уровень организации живых организмов.
Пример: Выход организмов из воды на сушу, живорождение, поддержание постоянства температуры тела у млекопитающих.
Идиоадаптация - это приспособления живого мира к окружающей среде.
Пример: Покровительственная окраска у животных .
Дегенерация – это резкое упрощение организации, связанное с исчезновением целых систем органов и функций.
Пример: подземные животные (крот), пещерные (протей), глубоководные организмы.
Главные направления эволюции органического мира
Тема урока: «Главные направления эволюции органического мира».
План урока:
Опорные знания по теме: «Вид. Критерии вида».
Изучаем новое:
Основная мысль темы: «Либо виды без эволюции, либо эволюция без видов»
2.1 Главные направления органической эволюции: биологический прогресс, биологический регресс.
2.2 Главные пути биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.
2.3 Соотношение главных путей органической эволюции.
2.4 Влияние деятельности человека на главные направления органической эволюции.
Основные понятия: эволюция, биологический регресс, биологический прогресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
Литература: § 52, стр.176 -180 учебник «Общая биология»
Д.К. Беляева.
Карточка обучающегося
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.