Презентация "Нарушения устной и письменной речи: причины, виды, коррекция".
Оценка 4.6

Презентация "Нарушения устной и письменной речи: причины, виды, коррекция".

Оценка 4.6
Презентации учебные
ppt
русский язык
3 кл
29.04.2020
Презентация "Нарушения устной и письменной речи: причины, виды, коррекция".
Нарушение письменной и устной речи.ppt

Нарушения устной и письменной речи: причины, виды, коррекция

Нарушения устной и письменной речи: причины, виды, коррекция

Нарушения устной и письменной речи: причины, виды, коррекция.

Презентацию выполнила учитель начальных классов МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым Довбня Светлана Владимировна

Школьник, приступающий к письму, не только не ощущает потребности в этой речевой функции, но он ещё в высшей степени смутно представляет себе, для чего эта…

Школьник, приступающий к письму, не только не ощущает потребности в этой речевой функции, но он ещё в высшей степени смутно представляет себе, для чего эта…

«Школьник, приступающий к письму, не только не ощущает потребности в этой речевой функции, но он ещё в высшей степени смутно представляет себе, для чего эта функция нужна ему»
Л. С. Выготский

Нужна помощь! 1.Отсутствуют пропуски между словами и предложениями

Нужна помощь! 1.Отсутствуют пропуски между словами и предложениями

Нужна помощь!

1.Отсутствуют пропуски между словами и предложениями. 2. Не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса. 3. Зеркальное письмо букв С, Э, З, Б, В и др.(перевёрнуты в другую сторону, эта же картина может быть и с цифрами). 4. Повторение одной и той же буквы в написании слова, например: пироп вместо пирог. 5. Замена букв: б-д (колодок), ж-х (мужомор), и-у (клумат), т-п (пигр). 6. Ошибка в правописании гласных в ударных слогах (учетель вместо учитель). 7. Пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов( гамазин вместо магазин). 8. Забывание начертаний редко встречающихся букв (ъ, э) или прописных букв. 9. Нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание букв, резкое колебание почерка (от мелкого – к крупному).

Что говорит наука? Основные, наиболее часто встречающиеся проблемы у детей: несформированность образа буквы и образа слова, пропуск и путаница букв и слогов; нечитаемый почерк; незнание…

Что говорит наука? Основные, наиболее часто встречающиеся проблемы у детей: несформированность образа буквы и образа слова, пропуск и путаница букв и слогов; нечитаемый почерк; незнание…

Что говорит наука?

Основные, наиболее часто встречающиеся проблемы у детей:
несформированность образа буквы и образа слова, пропуск и путаница букв и слогов;
нечитаемый почерк;
незнание основных орфографических правил и обилие ошибок на «правило»;
несоответствие между знаниями правил и письмом, то есть неумение применить правило в процессе письма;
слабость фонематического восприятия;
неумение составлять связные, логичные тексты;
нелюбовь или даже ненависть к чтению;
негативное отношение к уроку русского языка.

Презентация "Нарушения устной и письменной речи: причины, виды, коррекция".

Презентация "Нарушения устной и письменной речи: причины, виды, коррекция".

Функциональная система письма и чтения

Функциональная система письма и чтения

Функциональная система письма и чтения

Компоненты системы

Симптомы нарушений

1. Блок регуляции тонуса и бодрствования

Поддержание активного тонуса коры при письме и чтении

Микрография и колебания нажима, высоты и наклона букв на письме, несоразмерность интервалов, медленное письмо, задержанная автоматизация процесса письма, трудности удержания рабочей паузы, дисфония при чтении.

Устойчивость активного состояния

Резкие колебания темпа и успешности письма и чтения на протяжении занятия

Блок приёма, хранения и переработки информации

Блок приёма, хранения и переработки информации

2. Блок приёма, хранения и переработки информации

Фонематический слух, вербальная память

Смешение и замена букв, обозначающих оппозиционные согласные (б-п), трудности удержания в кратковременной памяти информации для написания, отчуждения смысла слов при чтении.

Кинестетический анализ

Смешение и замена букв, обозначающих гоморганные артикулемы (л-н-д), нарушение кинестетического анализа графических движений, (схемы движений, соответствующих образу буквы).

Зрительный гнозис и зрительная память

Смешение и замена перцептивно близких букв (т-г, ж-х); распад графемы, зрительных образов букв (особенно прописных) и слов: тенденция к фонематическому письму («радсно»-«радостно»), замены рукописных букв печатными. Несформированность навыков идеограммного письма, раздельное написание букв внутри слова или приставки отдельно от корня, слова слитно с предлогом.

Пространственный гнозис и синтез, пространственная память, зрительно – моторная координация

Зеркальность (з-е), трудности ориентации элементов буквы (у-ц), удержания строки в пространстве, смешение пространственных деталей буквы (ш-щ), несоответствие элементов букв по размеру, игнорирование части зрительного поля и трудности в нахождении начала строки при письме и чтении.

Холистическая или аналитическая стратегия при чтении ААААААААА
А
А
А
А

Неспособность гибкого перехода от восприятия элемента буквы (А) или слова к целостному образу Т или наоборот, от целостного образа к анализу элементов.

Блок программирования, регуляции и контроля

Блок программирования, регуляции и контроля

3. Блок программирования, регуляции и контроля

Кинетическая (серийная) организация движений при письме и чтении

Персеверации букв, слогов, слов, элементов буквы; нарушения последовательности букв в слове, («коно» – «окно»); слитное написание слов, акцентологические ошибки при чтении.

Планирование, инициация и контроль действий письма и чтения

«Глупые» ошибки, пропуски гласных в ударных позициях, несоблюдение прописной буквы, угадывающее чтение, трудности кинестетического программирования графических движений

Что делать? – Играть! В поэтапном игровом развитии, согласно классической психологии, формируются все механизмы, необходимые для успешной учёбы, и, в частности для грамотного письма

Что делать? – Играть! В поэтапном игровом развитии, согласно классической психологии, формируются все механизмы, необходимые для успешной учёбы, и, в частности для грамотного письма

Что делать? – Играть!
В поэтапном игровом развитии, согласно классической психологии, формируются все механизмы, необходимые для успешной учёбы, и, в частности для грамотного письма.
1. Кольцо. Купите резиновое жёсткое кольцо. Пусть ребёнок постоянно носит его при себе и сжимает при возможности.
2. «Мешочек». В любой непрозрачный мешок положите 8-10 различных мелких предметов, желательно, чтобы они различались по фактуре, размеру, форме, но хорошо бы, чтобы часть предметов имела схожие признаки, например: ракушка и макаронина – ракушка, пуговица и монета. Ребёнок опускает в мешочек по очереди то правую, то левую руки и угадывает предмет, не вынимая его из мешка, то есть на ощупь. Предметы надо менять как можно чаще, оставляя те, которые плохо угадываются. Есть данные, что игра с мешочком непосредственно перед диктантом, помогает получить высокий результат.
3. Гимнастика для пальцев. Отобрать десять горошин и десять зёрнышек гречки , перемешать. Требуется отделить горох от гречки. То же самое – гречка и рис. Количество зёрнышек постоянно увеличивать. Сначала делать с открытыми глазами, потом – с завязанными. Усложняя задание, давать для расфасовки 3, 4, 5 сортов зёрен.
4. Узелки. Взять кусок толстой крепкой верёвки, не меньше 40см. Требуется завязать 8 – 10 любых узлов, затем развязать их. Узлы надо завязывать как можно крепче. Можно купить специальную книжку, обучающую, как завязывать узлы, и по ней научиться вязать различные узлы. Полезно и интересно для мальчиков.
5. «Спирограф». Это такая игра – тренажёр в виде пластмассовых кругов с отверстиями, с помощью которых рисуются различные узоры. Продаётся в канцелярских отделах. Детям очень нравится.
6. «Час молчания». Договоритесь, что в какой – то час суток, например с 18 до 19 часов, вы не разговариваете, а общаетесь друг с другом только письменно. Писать обязательно гелевыми ручками разных цветов. Сначала такой «час молчания» можно устраивать только раз в неделю, потом делать его чаще. На ошибки при письме особого внимания не обращайте, делайте замечания по поводу неверного написания в такой, примерно форме: «Что-то я тут не могу прочитать…».

От чего же зависит хорошая речь ребёнка?

От чего же зависит хорошая речь ребёнка?

От чего же зависит хорошая речь ребёнка?
М. Р. Львов выделял следующие факторы:
хорошая речевая среда, речевая активность взрослого;
положительные эмоции, сопровождающие не только первые попытки говорения (гуление), но и говорение сознательное;
потребность в самовыражении;
стремление к полноценному общению со взрослыми;
потребность познавать окружающий мир;
речевая активность (постоянное говорение, тренировка в говорении);
тренировка физиологических механизмов, участвующих в процессе речи;
обучение: с поступлением в школу заканчивается стихийное овладение речью, начинается сознательное постижение законов и правил речи.

Экстренная помощь! Рекомендации учителю: - не торопите неуспешного ребёнка

Экстренная помощь! Рекомендации учителю: - не торопите неуспешного ребёнка

Экстренная помощь!

Рекомендации учителю: - не торопите неуспешного ребёнка. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать индивидуальные задания на карточке; - постарайтесь сделать так, чтобы при детях он не демонстрировал свою несостоятельность – например, не читал вслух, если у него с этим плохо. Остерегайтесь резких высказываний в его адрес. Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике красными ручками с толстым нажимом; - постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо получается; - введите поощрительную систему за хорошо написанную работу в виде, например, весёлых наклеек на тетрадях: положительные эмоции способствуют процессу усвоения знаний;
- попробуйте оценивать ребёнка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке; - сравнивайте ребёнка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми в классе. Успех всегда заметен, даже если в прошлом диктанте было 15 ошибок, а в нынешнем их только 10. Пусть ребёнок «растёт» от удачи к удаче, двигаясь вперёд и вверх маленькими, но верными шажками.

Рекомендации родителям: - узнавайте все задания для вашего ребёнка по русскому языку и тщательно следите за их исполнением, но помните – это всё же его…

Рекомендации родителям: - узнавайте все задания для вашего ребёнка по русскому языку и тщательно следите за их исполнением, но помните – это всё же его…

Рекомендации родителям:
- узнавайте все задания для вашего ребёнка по русскому языку и тщательно следите за их исполнением, но помните – это всё же его задания, а не ваши; - проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок ребёнка. За малейшие успехи премируйте его полезными вещами: книгой, театром, развивающей игрой, лишним поцелуем на ночь, тёплым словом. Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам; - каждое утро растирайте ребёнку шейную и затылочную зоны жёстким полотенцем, следите за тем, чтобы он по утрам принимал контрастный душ, правильно питался (полезная пища «для ума» - бананы, орехи, мёд, лимоны); - выделите ребёнку комнату или её часть, которая станет его собственной территорией. Повесьте над столом интересные и смешные цитаты из произведений. Научите ребёнка искать их в книгах. Назовите это занятие «собиранием умных мыслей»; - играйте с детьми в «рифмы», сочиняйте и записывайте весёлые, абсурдные стихи, заведите для них специальную тетрадь. Обсуждайте с ними ваши совместные произведения; - попросите учителя информировать вас об успехах ребёнка; - помните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности детей, играйте с ними в словесные игры на улице, на пляже, в лесу, во время лыжной прогулки или на катке – и успех будет обеспечен.

Литература 1. Выготский Л.С. Психология развития человека

Литература 1. Выготский Л.С. Психология развития человека

Литература
1. Выготский Л.С. Психология развития человека. –М., 2003. – с.896.
2. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М., 1997.
3. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Русский язык. Пишем грамотно. – М., 2009.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2020