Практический опыт работы по использованию
Мечтала в детстве горы покорять,
Разведать, где руда, где золото, где уголь.
И вот с указкой стоя у доски,
Я много лет уж путешествую по миру!
Что может быть прекраснее на свете,
Чем сердце, отданное детям.
Евдакова Л.Г., учитель географии МОУ СОШ № 16 с.Александровского
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Мечтала в детстве горы покорять,
Разведать, где руда, где золото, где уголь.
И вот с указкой стоя у доски,
Я много лет уж путешествую по миру!
Что может быть прекраснее на свете,
Чем сердце, отданное детям.
Евдакова Л.Г., учитель географии МОУ СОШ № 16 с.Александровского
Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Как учить?
обновление
средств
обучения
Ради чего
учить?
ценности
образования
Чему учить?
обновление
содержания
Системно-деятельностный подход
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий
формирование универсальных способов действий
Основная педагогическая задача:
организация условий, инициирующих детское действие
Системно-деятельностный подход
Чему учить?
обновление
содержания
образования
Как учить?
Обновление
технологий
образования
Ради чего учить?
Ценности
образования
развитие личности учащегося на основе освоения
универсальных способов деятельности.
Ученик - Учитель
опросом.
Позиция учителя
Позиция ученика
за познание мира в специально организованных условиях
Учитель – Ученик
Ученик - Учитель
Позиция учителя
к классу не с ответом, а с вопросом.
Позиция ученика
Системно – деятельностный подход на уроках географии
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом (Какие факты налицо?, «Что вас удивило? Что интересного заметили?»)
Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача — задача, решая которую, ребёнок выполняет задания учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность — управляемый учебный процесс.
Учебное действие — действие по созданию образа.
Образ слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие — «Я умею! У меня получится!»
Эмоционально-ценностная оценка — «Я считаю, что...» (формирование мировоззрения).
Критического мышления
ИКТ
Интерактивные
Развивающие
Технологии деятельностного
метода обучения
ССистемно-деятельностный подход
Проблемное обучение
Проектные
Системно – деятельностный подход
на уроках географии
Работа в малых группах;
Сравнительный метод.
Метод проектов.
Принципы
системно – деятельностного подхода на уроках географии
1) Принцип деятельности
2) Принцип непрерывности
З) Принцип целостности наук
4) Принцип минимакса
5) Принцип психологической комфортности
6) Принцип вариативности
7) Принцип творчества
Системно – деятельностный подход на уроках географии
Уроки учебно-деятельностной направленности по целеполаганию:
Уроки открытия нового знания.
Уроки рефлексии.
Уроки общеметодологической направленности.
Уроки развивающего контроля.
Структура урока с позиций системно – деятельностного
подхода
Учитель Ученик
Создаёт проблемную Принимает проблемную
ситуацию ситуацию
Выявляют проблему
Управляет поисковой Самостоятельный
деятельностью поиск
Обсуждают результаты
Системно – деятельностный подход на уроках географии
Структура урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний
3.Постановка учебной задачи.
4. «Открытие новых знаний».
5. Первичное закрепление.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия деятельности.
• оценка (где ошибка?)
• диагноз (в чём причина?)
• самоконтроль (каковы недостатки?)
• критика (согласны ли вы? опровергните, приведите аргументы)
• прогноз (примите своё решение).
Технология критического мышления
Системно – деятельностный подход на уроках географии
Структура технологической карты
Название темы с указанием часов;
Цель освоения учебного содержания;
Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальная компетентность и УУД);
Метапредметные связи и организация пространства (формы работы и ресурсы);
Технология изучения указанной темы;
Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Системно – деятельностный подход на уроках географии
Деятельностный подход
на уроках осуществляется через:
Моделирование и анализ жизненных ситуаций
Использование активных и интерактивных методик
Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности
Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность.
Системно – деятельностный подход на уроках географии
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
...Тогда суди сам себя, — сказал король, - Это самое трудное. Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр..
Технология системно-деятельностного метода
предполагает следующую последовательность шагов на уроке:
Системно – деятельностный подход на уроках географии
Преимущества системно-деятельностного подхода в преподавании географии
Литература Кубышеиа М. А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности. — М., 2005.
Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения. — М., 2007.
Системно – деятельностный подход на уроках географии
Одной из главных задач учителя географии является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Чтобы знания учащихся стали результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.