презентация опыта работы «Практический опыт работы по использованию технологии системно-деятельностного подхода»

  • ppt
  • 27.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала опыт.ppt

Практический опыт работы по использованию
технологии системно-деятельностного подхода подходаппоо

Мечтала в детстве горы покорять,
Разведать, где руда, где золото, где уголь.
И вот с указкой стоя у доски,
Я много лет уж путешествую по миру!
Что может быть прекраснее на свете,
Чем сердце, отданное детям.

Евдакова Л.Г., учитель географии МОУ СОШ № 16 с.Александровского

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Мечтала в детстве горы покорять,
Разведать, где руда, где золото, где уголь.
И вот с указкой стоя у доски,
Я много лет уж путешествую по миру!
Что может быть прекраснее на свете,
Чем сердце, отданное детям.

Евдакова Л.Г., учитель географии МОУ СОШ № 16 с.Александровского

Основная педагогическая задача
создание и организация условий,
инициирующих детское действие

Как учить?

обновление
средств
обучения

Ради чего
учить?

ценности
образования

Чему учить?

обновление
содержания

Системно-деятельностный подход

Вектор смещения акцентов нового стандарта

Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий

формирование универсальных способов действий

Основная педагогическая задача:
организация условий, инициирующих детское действие

Системно-деятельностный подход

Чему учить?

обновление
содержания
образования

Как учить?

Обновление
технологий
образования

Ради чего учить?

Ценности
образования

развитие личности учащегося на основе освоения
универсальных способов деятельности.

Ученик - Учитель

опросом.

Позиция учителя


к классу не с ответом, а с вопросом.

Позиция ученика


за познание мира в специально организованных условиях

Учитель – Ученик

Ученик - Учитель

Позиция учителя
к классу не с ответом, а с вопросом.

Позиция ученика
за познание мира в специально организованных условиях.

Системно – деятельностный подход на уроках географии

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом (Какие факты налицо?, «Что вас удивило? Что интересного заметили?»)
Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача — задача, решая которую, ребёнок выполняет задания учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность — управляемый учебный процесс.
Учебное действие — действие по созданию образа.
Образ слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие «Я умею! У меня получится!»
Эмоционально-ценностная оценка — «Я считаю, что...» (формирование мировоззрения).


Критического мышления

ИКТ

Интерактивные

Развивающие

Технологии деятельностного
метода обучения

ССистемно-деятельностный подход

Проблемное обучение

Проектные





Системно – деятельностный подход
на уроках географии

Работа в малых группах;
Сравнительный метод.
Метод проектов.




Принципы
системно – деятельностного подхода на уроках географии

1) Принцип деятельности
2) Принцип непрерывности
З) Принцип целостности наук
4) Принцип минимакса
5) Принцип психологической комфортности
6) Принцип вариативности
7) Принцип творчества

Системно – деятельностный подход на уроках географии

Уроки учебно-деятельностной направленности по целеполаганию:
Уроки открытия нового знания.
Уроки рефлексии.
Уроки общеметодологической направленности.
Уроки развивающего контроля.


Структура урока с позиций системно – деятельностного
подхода



Учитель Ученик


Создаёт проблемную Принимает проблемную
ситуацию ситуацию


Выявляют проблему


Управляет поисковой Самостоятельный
деятельностью поиск

Обсуждают результаты

Системно – деятельностный подход на уроках географии

Структура урока


1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний
3.Постановка учебной задачи.
4. «Открытие новых знаний».
5. Первичное закрепление.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия деятельности.

оценка (где ошибка?)
• диагноз (в чём причина?)
• самоконтроль (каковы недостатки?)
• критика (согласны ли вы? опровергните, приведите аргументы)
• прогноз (примите своё решение).

Технология критического мышления

Системно – деятельностный подход на уроках географии

Структура технологической карты

Название темы с указанием часов;
Цель освоения учебного содержания;
Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальная компетентность и УУД);
Метапредметные связи и организация пространства (формы работы и ресурсы);
Технология изучения указанной темы;
Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Системно – деятельностный подход на уроках географии

 Деятельностный   подход  
 на  уроках осуществляется через:

Моделирование и анализ жизненных ситуаций
Использование активных и интерактивных методик
Участие в проектной деятельности, владение приёмами  исследовательской деятельности
Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную  деятельность.

Системно – деятельностный подход на уроках географии

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

...Тогда суди сам себя, — сказал король, - Это самое трудное. Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр..


Технология системно-деятельностного метода
предполагает следующую последовательность шагов на уроке:

Системно – деятельностный подход на уроках географии

Преимущества системно-деятельностного подхода в преподавании географии
Изменяется характер обучения от заучивания понятий к их познанию.
Сокращается время, необходимое для изучения материала.
Развивается мотивационно-ценностная сфера личности.
Формируется осознанная познавательная мотивация.
Реализуются развивающие цели урока.

«…дать детям радость труда, радость успеха в учёбе, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства — это первая заповедь воспитателя»
В. А. Сухомлинский

Литература Кубышеиа М. А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности. — М., 2005.
Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения. — М., 2007.

Системно – деятельностный подход на уроках географии

Одной из главных задач учителя географии является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Чтобы знания учащихся стали результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.


Деятельностный подход
к обучению

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

форма активного отношения к окружающему миру (изменение и преобразование действительности)

Цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям