Сенсорное развитие ребенка
это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.
- формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;- знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;- воспитывать познавательный интерес, любознательность;- упражнять в установлении сходства и различия между предметами;- способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;- развивать мелкую моторику рук.
Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников, огромную роль в развитии сенсорных способностей детей отводится дидактической игре.
«ВЕСЕЛЫЕ ПРИЩЕПКИ»
Цель: развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами; развитие умения различать и называть цвета; развитие тактильных ощущений; развитие зрительного восприятия и внимания.Материал: изображения солнца, тучки, рыбки, елочки, домика, овощей, фруктов и т.д.; разноцветные прищепки.
«Мозаика фрукты»
Цель: мозаика помогает развивать зрительное восприятие, тактильные функции, зрительную координацию, логическое и пространственное мышление.
Материал: яркая деревянная развивающая игра состоящая из 5 деревянных рамок-вкладышей в виде фруктов с отверстиями для сортировки по цветам. Деревянные фигуры в виде яблока, груши, винограда, клубники, апельсина на долго могут увлечь интересной и полезной игрой малыша. Каждая фигура имеет отверстия, которые заполняются цветными кружками соответствующего цвета.
«Разложи трубочки по стаканчикам»
Цель: формировать умение различать цвета; учить совмещать трубочки со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материал: коктейльные трубочки разного цвета; стаканчики.
«Тактильные дощечки»
Цель: данного пособия помочь ребенку достичь более высокого уровня развития чувств, расширить и организовать его опыт. Можно играть разными способами:
1. найти одинаковые по тактильным ощущениям предметы
2. найти непохожие по тактильным ощущениям предметы.
3. определение фактуры материала при прикосновении с закрытыми глазами.
4. расположить предметы от самого гладкого к самому шершавому и другие способы игры.
«Собери бусы»
Цель: развивать у детей образное восприятие, способствовать умениям детей нанизывать бусы в определенной последовательности (желтый, синий, красный). Развивать мелкую моторику рук.
Правила игры: на карточках изображены бусы, детям дается образец. Дети по образцу нанизывают бусы.
Материал: разрезанные коктейльные трубочки , шнурок.
«Выложи узор»
Цель: развивать воображение, память, мелкую моторику, эстетический вкус. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать усидчивость, сообразительность, бережное отношение к игровому материалу.
Ход. Детям предлагается коробочка с разноцветными предметами. Они самостоятельно придумывают узор и выкладывают его.
«Потрогаем»
Цель: Способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.
Материал: карточки с разной на ощупь поверхностью-мех; наждачная бумага; байка (фланель); капли воска; верёвка зигзагами; целые палочки; поломанные палочки; бархат; вельвет; фольга; целлофан.
«Мозаика»
Цель: в этих играх работает воображение (придумать сюжет и воплотить его), логика (в уме разделить его на составные части и цвета), мелкая моторика, тренируется усидчивость, развивается произвольное внимание, формируется эстетический вкус, и это далеко не весь перечень тех полезных для ребенка процессов, которые задействованы при работе с мозаикой.
Материал: пазл - фишки никуда не вставляются, а просто соединяются между собой. Интересные цветные фигуры можно составлять на столе, полу или другой ровной поверхности как самому, так и при участии взрослых, что тоже весьма положительно сказывается на развитии коммуникативных навыков у ребенка.
Работа с родителями
Родители детей заинтересовались нашей работой по сенсорному воспитанию и развитию чувственного опыта. Они стали активными участниками педагогического процесса. Много пособий дидактических игр, тренажеров мы изготовили и приобрели благодаря помощи наших родителей.
Анкетирование родителей показало, что у детей улучшилось настроение утром и вечером, дети с удовольствием идут в детский сад. Все родители увидели положительные
изменения в сенсорном развитии своих малышей.
Некоторые из них отмечают, что дети
стали более активными дома после
посещения детского сада. А также родители
отметили, что у них повысился уровень
компетентности в вопросах воспитания и развития малышей.
Подборка игр разнообразна: на изучение цвета, формы, величины, количества, для развития мелкой моторики. Используя эти игры, я заметила, что дети легче адаптируются к условиям детского сада, увереннее накапливают представления о сенсорных эталонах. У малышей появляются такие качества, как интерес и любознательность, вырабатываются целеустремленность, планомерность действий, организованность, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего
настроения. И эта радость является залогом успешного
развития детей на ступени раннего возраста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.