То, что я услышал, я забыл.То, что я увидел, я помню.То, что я сделал, я знаю.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждаем мы, педагоги-практики.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
ПРИЁМЫ
повторение инструкций
хоровое проговаривание
выполнение действий по указанию воспитателя
дробление одной процедуры на несколько мелких действий
«намеренная ошибка»
проговаривание хода предстоящих действий
предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос
взрослому
фиксирование детьми результатов наблюдений в блокнотах в
виде схематичных рисунков
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОСТРАНСТВЕ ГРУППЫ
ЛАБОРАТОРИЯ
приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОСТРАНСТВЕ ГРУППЫ
В ОСНАЩЕИИ ЛАБОРАТОРИИ ВАЖНО!
ХРАНИТЬ МЕЛКИЕ ПРЕДМЕТЫ В ПЛОТНОЗАКРЫВАЮЩИХСЯ БАНКАХ
ХРАНИТЬ СЫПУЧИЕ ПРЕДМЕТЫ В ПРОЗРАЧНЫХ БАНКАХ
НЕ ХРАНИТЬ В ЛАБОРАТОРИИ СТЕКЛЯННЫЕ, КОЛЮЩИЕ И РЕЖУЩИЕ ПРЕДМЕТЫ
ОБОРУДОВАНИЕ ПО ОПЫТНО – ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ВОЗРАСТУ РЕБЁНКА
Задачи лаборатории: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности,
мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
формирование умений комплексно обследовать предмет.
ЭКСПЕНИМЕНТЫ С ПЕСКОМ
Цель: познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.
Результат: дети увидели, что песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры. Песок – сыпучий, рассыпчатый, рыхлый. В песке присутствует металл.
Берём горсть песка и пускаем его струей в одну точку, образуется конус. Вывод: он растет в высоту, а у основания его площадь становиться шире, если долго сыпать ,то образуются сплавы.
В воронку с песком наливаем воду, вода проходит через песок
Вывод: песок пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием воды.
Опускаем в песок магнит, на нем появятся мелкие частицы металла, рассматриваем их.
Вывод: в песке присутствуют частички металла
Можно подуть на песок имитируя ветер, частички песка передвинутся.
Вывод: песок может двигаться.
ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПОЧВОЙ
Цель: формировать у детей представления о почве как компоненте природы и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений; при помощи опытов показать, из чего состоит почва (в почве есть воздух, влага), как происходит её загрязнение.
Результат: дети увидели в почве есть воздух, влага и в почве живут микробы.
Рассматриваем почву в микроскоп.
Вывод: в почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни).
Опускаем в банку с водой немного почвы и наблюдаем, появятся ли в ней пузырьки воздуха.
Вывод: в почве есть воздух.
В жестяную банку насыпать почву, поставить на спиртовку для прокаливания. Над почвой подержать пластинку стекла.
Вывод: в почве есть влага.
Показать, что если вытаптывать почву, то ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их станет меньше.
ЭКСПЕРИМЕНТ С САХАРОМ И ОГНЁМ
Цель: формировать у детей представление о том, что при нагревании сахар становится жидким, свободно переливается, а при прекращении нагревания сахар переходит в твердое состояние)
Результат: после окончания занятия дети узнали, что сахар бывает не только сухим и сыпучим, но и жидким.
ЭКСПЕРИМЕНТЫ С МАГНИТОМ
Цель: познакомить детей со свойством магнита притягивать металл, развивать интерес к экспериментальной деятельности.
Результат: дети понимают, что даже
через преграду небольшой толщины
предмета магнит работает.
На листе картона лежит скрепка, под картоном – магнит. Дети двигают магнитом скрепку по нарисованным на картоне дорожкам – прямой, зигзагообразной.
ЭКСПЕРИМЕНТЫ СО СНЕГОМ
Цель: Формировать представление о снеге и его свойствах. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.
Развивать мышление,
интерес к зимним явлениям
природы. Вызвать радость от
открытий, полученных в
результате опытов.
Результат: дети делают
выводы в процессе
экспериментирования,
с помощью схем на снежинках
запоминают о его свойствах.
ПОСАДКА ЛУКА
Цель: Систематизировать знания детей о полезных свойствах лука, об условиях необходимых для роста лука в процессе его посадки в домашних условиях, подборе инструментов и материалов для работы и последовательности трудовых действий.
Результат: через несколько дней, дети увидели результат своей работы. Лук укрепился своими корешками в земле и стал прорастать.
«Люди ,научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.»
К.А.Тимирязев
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.