Презентация "Организация образовательной деятельности ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования"

  • pptx
  • 26.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Организация образовательной деятельности.pptx

Организация образовательной деятельности ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования

1

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»
Приказ МО и Н РФ №1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано Министерством юстиции РФ 14 ноября 2013 г., рег.№30384)

2

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 8 декабря 2011 г.  № 2227-р)

Система образования на всех этапах, начиная с дошкольного, в части содержания и в части методов и технологий обучения (преподавания) должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности

3

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 8 декабря 2011 г.  № 2227-р)

Компетенции инновационной деятельности:
способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
способность к критическому мышлению;
умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде …

4

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 8 декабря 2011 г.  № 2227-р)

Переход к использованию современных методов и технологий обучения, направленных на непрерывное развитие и дальнейшее совершенствование творческого мышления, навыков и мотивации, выявления и постановки проблем, создания нового знания…

5

Модернизация системы образования

Новое содержание
Новые подходы
Новые отношения
Новые смыслы: не «вы должны выучить и воспроизвести…», а «мы поможем вам овладеть и применить…»

6

Содержание образования

ЗУН – ценности мышления, творчества
Предметное обучение – интегративные цели
Преподносящий подход – деятельностный подход
Принудительная доминанта в образовании – доминанта саморазвития и самосовершенствования

7

Преподносящий подход

ребенок, повторяющий деятельность по образцу, может ничему не научиться, так как тот, кто повторяет, не учится

8

Ст.11. ФЗ «Об образовании в РФ»

общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности…

9

«Хорошо только то обучение, которое ведёт за собой развитие»
Л.С.Выготский

10

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром

11

Ст.2. ФЗ «Об образовании в РФ»

образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности …

12

Культурный человек?
Условия культурного развития?

13

Культурный человек – это человек, умеющий управлять самим собой
Система образования должна быть направлена на развитие у детей способности к управлению собственным поведением и деятельностью

14

Психологические основания развивающего образования

Целостное представление о ребёнке дошкольного возраста
Представление о целостной жизнедеятельности ребёнка
Представление об индивидуальных траекториях развития и особенностях поведения дошкольника

15

Чем больше проявляется и развивается индивидуальность, тем более эффективна система дошкольного образования

16

Психологические закономерности

Эмоциональное восприятие окружающей действительности
Целостное восприятие окружающего мира, в т.ч. содержание обучения (интеграция)
Ситуативность и непроизвольность поведения, неумение управлять своими эмоциями (специально организованная рефлексия)

17

Условия достижения поставленных задач

Развивающее образование детей дошкольного возраста не может быть построено без участия семьи ребёнка

18

Условия достижения поставленных задач

Особенности обучения детей дошкольного возраста
Л.С.Выготский: два вида обучения –спонтанный (когда человек учится по своей программе)
–реактивный (учится по программе другого)

19

В дошкольном возрасте реактивное обучение по программе взрослых должно трансформироваться в спонтанное обучение по собственной программе ребёнка

20

Условия достижения поставленных задач

Становление и развитие детской игры – ведущей деятельности в дошкольном периоде

21

Игра:

Создаёт условия для целенаправленного развития воли и эмоций
Игра в дошкольном детстве существует как особая деятельность и форма организации жизнедеятельности

22

Педагогический менталитет

«Образование на всю жизнь» - «образование через всю жизнь»
Новые процессуальные умения, способности оперирования информацией
Методы обучения с акцентом на индивидуализацию образовательных программ
Овладение информационно-телекоммуникационными средствами обучения
Личностно ориентированное взаимодействие

23

Позиция взрослого: понимание, принятие, включённое действие
(ст.48 п.4 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г., ФГОС дошкольного образования п.6 Требований к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО)

24

Задачи современного педагога

Не передача сведений и контроль за их усвоением, а создание установок к учению, инициация познавательной активности ребёнка
Использование развивающих форм организации образовательного процесса: проектное обучение, обучение в игровом режиме, «самообучение под наблюдением» (М.Монтессори)
Дистерверг: «Главная цель образования…»

25

Ст. 10. п.4. ФЗ-273 Структура системы образования

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование
2) начальное общее образование
3) основное общее образование
4) среднее общее образование

26

1.2. Стандарта ДО

Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду

27

Интеграция

интеграция – это «сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов» (Филос.энцикл.словарь)
интегрировать – это значит «объединять части в одно целое» (С.И.Ожегов)

28

Интегрировать

осуществлять междисциплинарные переходы между ранее разгороженными областями знаний и, следовательно, создавать новые образовательные области, дающие целую, а не мозаичную картину мира
(А.Г.Асмолов)

29

Образовательная область – структурная единица содержания образования, представляющая определённое направление развития и образования детей

30

П.2.6.Образовательные области (структурные единицы)ФГОС ДО

Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие

31

Социально-коммуникативное развитие

Присвоение моральных и нравственных ценностей
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий…
Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе

32

Познавательное развитие

Развитие любознательности и познавательной мотивации;
Формирование познавательных действий
Развитие воображения и творческой активности
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о планете Земля… многообразии стран и народов

33

Речевое развитие

Владение речью как средством общения
Обогащение активного словаря
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности

34

Художественно-эстетическое развитие

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы
Становление эстетического отношения к окружающему миру
Реализацию самостоятельной творческой деятельности

35

Физическое развитие

Приобретение двигательного опыта
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни

36

Подходы к организации содержания

1.4. Основные принципы дошкольного образования:
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности (п.2.7. – общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность)

37

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей

Млад.возраст (2 м-ца- 1 год) – непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами и познавательно исследовательские действия, восприятие музыки, двигательная активность и тактильно-двигательные игры

38

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей

В раннем возрасте (1 год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалом и веществами, общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание, восприятие смысла музыки, стихов, двигательная активность.

39

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей

Для детей дошкольного возраста (3 г.-8 лет) – с/р игра, игра с правилами и др., коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность, восприятие художественной литературы, самообслуживание, элементарный бытовой труд, конструирование, изо, музыка, двигательные формы активности

40

2.11.2. Содержательный раздел Программы

А) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Б) способы и направления поддержки детской инициативы
В) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

41

Деятельностный подход

предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, имеющей своей целью формирование и совершенствование личностных качеств субъектов деятельности

42

Деятельность

Существенные признаки деятельности: продуктивно-преобразующий характер, социальность, сознательное целеполагание
Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребёнка – Л.С.Выготский

43

деятельностный подход означает отказ от определения процесса познания как способа передачи знаний …, а рассмотрение этого процесса как организация и управление совместной познавательной деятельностью субъектов этой деятельности

44

Дидактические принципы реализации ДП

Принцип деятельности – ребёнок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознаёт содержание и формы своей деятельности, совершенствует свои познавательные действия, что способствует в итоге формированию общеучебных умений

45

Дидактические принципы реализации ДП

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей

46

Дидактические принципы реализации ДП

Принцип интеграции – предполагает формирование воспитанниками обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук

47

Дидактические принципы реализации ДП

Принцип минимакса – ОУ должно предложить обучающемуся возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом усвоение на уровне безопасного минимума (Стандарт знаний). Недопустимо как искусственное ускорение, так и искусственное замедление развития детей

48

Дидактические принципы реализации ДП

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание доброжелательной атмосферы, реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения

49

Дидактические принципы реализации ДП

Принцип вариативности - предполагает формирование способностей у детей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора

50

Дидактические принципы реализации ДП

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися своего собственного опыта творческой деятельности

51

Позитивные установки ФГОС ДО

установка на «поддержку разнообразия детства» в связи с «обеспечением вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм»
установка на «содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей», на то, что дошкольник должен рассматриваться не просто как объект воздействий взрослых – а как участник взаимодействия и субъект саморазвития

52

1.4. Основные принципы

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений)

53

Развитие межсубъектного взаимодействия

От репродуктивного уровня (повторение педагога), через функциональный уровень (продолжение взрослого) к креативному (преодоление взрослого) и виртуальному (преодоление себя) посредством механизмов идентификации, преумножения, преобразования
Г.А.Цукерман

54

Основная функция взрослого не трансляция информации, а организация совместной деятельности по её освоению, решению различных задач
Взаимодействие на основе сотрудничества;
Диалогический стиль общения взрослого с детьми;
Направленность деятельности на развитие познавательного интереса у воспитанников

55

Отношения

Отношения в сфере образования – общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (ст.2. ФЗ-273)

56

Типология отношений

Педагог-ребёнок
Ребёнок – ребенок
Ребёнок – средства обучения
Ребёнок - родители

57

Эффекты совместных форм сотрудничества Р-Р

Дети, познающие окружающий мир в форме совместной работы, вдвое лучше оценивают свои возможности, лучше осваивают материал (самостоятельность детей, независимость от взрослого, обращённость не только и не столько на результат, сколько на способ своих действий и действий партнера)

58

Развивающее занятие

Воспитатель

Ребенок

Создание проблемной ситуации, интриги

Возникновение состояния «хочу»

Совместное определение значимых проблем, выдвижение гипотез, поиск средств решения поставленной задачи, дополнительная мотивация

Управление самостоятельным поиском детей

Самостоятельный поиск

Совместное подведение итогов, выдвижение гипотез

59

Технологический подход

Научно и/или практически обоснованная система деятельности, применяемая человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей

60

ТП в образовании

Представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления
Т.Сакамото

61

Образовательная технология

процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам (Т.И.Шамова)

62

Признаки

процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся;
совокупность приемов, методов;
проектирование и организация процесса;
наличие комфортных условий

63

Современные образовательные технологии

здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности;
технологии исследовательской деятельности;
информационно-коммуникационные технологии;
личностно ориентированные технологии;
игровые технологии;
технология «ТРИЗ» и др.

64

Технологии развивающего обучения
По способу организации мотивации на деятельность, опирающиеся на:
познавательный интерес (Л.Занков, В.Давыдов, Д.Эльконин)
индивидуальный опыт личности (И. Якиманская)
творческие потребности (Г. Альтшуллер, И. Иванов, И. Волков)
потребности самосовершенствования (Г.Селевко)

65

технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса (педагогика сотрудничества, технологии индивидуализации (В.Шадриков))
технологии на основе активизации и интенсификации деятельности – игровые, проблемное обучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Шаталов)

66

информационные (компьютерные) технологии
технологии, основанные на коллективном способе обучения (В.Дьяченко, А.Соколов, А.Ривин, Н.Суртаева и др.) - взаимное общения и обучение в динамических парах
альтернативные технологии - Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер), технология интеграции различных образовательных дисциплин

67

Особенности альтернативных технологий

используют всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, педагогику отношений (а не требований), безоценочную творческую деятельность учащихся, природосообразный учебный процесс

68

Технология Н.Н.Суртаевой (парацентрическая технология)

предлагает взаимодействие детей друг с другом, со средствами обучения, используя методические инструкции, памятки, алгоритмы, схемы
Целевые ориентации парацентрической технологии: переход от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно-личностный подход к ребенку, единство обучения и воспитания

69

Направления парацентрической технологии

учиться знать
учиться действовать
учиться быть
учиться жить вместе
учить без напряжения с учетом индивидуальных возможностей обучающихся

70

Признаки ПТ

целостность;
осознанность деятельности педагога и обучающегося;
самостоятельность деятельности обучающегося в образовательном процессе (60- 90% учебного времени);
индивидуализация;
предоставление права выбора способа обучения; отказ от традиционной классно-урочной системы;
иная функция педагога (организатор, помощник, консультант);
эффективность; мобильность;

71

ОТ, характеризующие отношения взрослых к ребёнку

авторитарные технологии - педагог - единоличный субъект учебно- воспитательного процесса. Технологии отличаются подавлением инициативы и самостоятельности, жёсткой организацией

72

ОТ, характеризующие отношения взрослых к ребёнку

личностно ориентированные технологии - в центре образовательной системы личность ребёнка, его интересы и особенности, а также обеспечение благоприятных, бесконфликтных и безопасных условий развития и саморазвития

73

Игровые педагогические технологии

Если игровая форма не является главным условием организации занятий, теряет своё значение, то начинается собственно учебная деятельность школьного типа, хотя она и выполнялась детьми, формально относящимся к дошкольному возрасту. Уменьшение роли игровой формы в старшей группе, в сущности, и приводит к нарастанию элементов школьного обучения
В.В.Давыдов

74

«Плохо адаптируются к школе те дети, которые раньше были «обделены» игрой, сказкой и только сейчас в 6 лет, начинают входить в «страну фантазий»
Л.А.Венгер

75

Ценность игры: предоставление ребёнку роли активного субъекта учебного процесса, развития у него исследовательского и рефлексивного мышления, получения им собственного, личностно-прочувствованного опыта

Игра всегда социально ориентирована — она является игрой для другого и в другого

76

Группы педагогических игр

познавательные, воспитательные, развивающие
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие
репродуктивные, продуктивные, творческие
коммуникативные, диагностические и др.

77

Технология проблемного обучения

Проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон

78

Проблемная ситуация не может возникать на основе слишком лёгкой («ломание головы» А.А.Люблинская) или слишком трудной познавательной задачи.
Мыслительный процесс возникает только тогда, когда поставленная задача требует от ребенка некоторого усилия, перегруппировки имеющихся у него знаний и использования их в конкретном случае

79

Технологии развивающего обучения

Метод проектов: целеполагание, планирование и организация, реализация целей, контроль, анализ результатов деятельности
Проектная деятельность Анат.Ив.Савенков
Экологические проекты с дошкольниками С.Н.Николаева и Н.А.Рыжова

80

А.И.Савенков (пособия)

Методика исследовательского обучения мл. школьников
Методика исследовательского обучения дошкольников
Развитие логического мышления
Я - исследователь

81

Проектно-исследовательская деятельность

Деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов..
«Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?».

82

Отличие

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния
Т.е. непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности

83

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний
Т.е. деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением

84

А.И. Савенков, «проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи».

85

Общее

в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут занятия до нескольких недель, месяцев)

86

Исследовательская деятельность

предполагает наличие основных этапов:
постановка проблемы,
изучение теории, посвященной данной проблематике,
подбор методик исследования
практическое овладение ими
сбор собственного материала
анализ и обобщение
собственные выводы

87

Проектная деятельность

совместная познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности

88

Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность
Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования

89

В основе и метода проектов, и метода исследований лежат:

развитие познавательных умений и навыков учащихся
умение ориентироваться в информационном пространстве
умение самостоятельно конструировать свои знания
умение интегрировать знания из различных областей наук
умение критически мыслить.

90

Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:

наличие проблемы
практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов
самостоятельную деятельность ребёнка
структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов
использование исследовательских методов

91

Проблематизация

Особое действие педагога по приданию формы неопределённости, незавершенности различным компонентам содержания обучения с тем, чтобы ребенок ощущал недостаток знаний, умений, искал пути преодоления трудностей

92

Требования к педагогу

уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу воспитанников
уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя детей своим авторитетом
устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя детей на поиск решения поставленной проблемы
уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов

93

Этапы работы над проектом

Подготовительный (формирование первичного представления об изучаемом объекте, формирование интереса к данной теме, создание условий для дальнейшей творческой деятельности
Организационный (актуализация знаний, выработка плана действий, выдвижение идей)

94

Проектная деятельность (реализация проекта, фиксация результатов, выводы)
Презентация готового продукта (ответы вопросы, отстаивание совей точки зрения, формулировка окончательных выводов)
Оценка результатов работы (коллективное обсуждение)

95

Метод проектов. Последовательность действий педагога по реализации проекта

I этап– целеполагание и мотивация детей на деятельность: акцент внимание на факт (постановка проблемы, выдвижение гипотезы)
II этап - разработка совместного плана действий по достижению цели
III этап - практическая часть, в ходе которой дети исследуют, экспериментируют, творят
Заключительный IV этап - презентация проекта

96

Правила выбора темы проекта дошкольниками

Тема должна быть интересна ребёнку, увлекать его
Тема должна быть оригинальна, но в то же время должна быть реализована ребёнком самостоятельно
Работа должна быть построена на добровольной основе

97

ТРИЗ — теория решения изобретательных задач

Основное средство работы - творческий поиск
Педагог не должен давать детям готовые знания, а должен учить их находить

98

Система работы с дошкольниками

1 этап – проблема многофункционального использования объекта
2 этап – разрешение противоречий
3 этап – решение сказочных задач, придумывание новых сказок с помощью специальных методов
4 этап – оригинальные способы решения проблем

99

Здоровьесберегающие технологии

Физкультурное занятие
Динамические паузы
Подвижные и спортивные игры
Стретчинг
Ритмопластика
Гимнастика пальчиковая
Гимнастика для глаз
Гимнастика дыхательная и др.

100

Информационные технологии

Цель: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества»

101

Характеристики компьютерных программ

возрастное соответствие
занимательность
исследовательский характер
лёгкость для самостоятельных занятий ребенка
развитие широкого спектра навыков и представлений
высокий технический уровень

102

Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
Простейшие программы по сенсорике, обучение чтению , математике, логике и др.
Игры-путешествия, «бродилки»
«Говорящие» словари иностранных языков с хорошей анимацией
АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков

103

Личностно ориентированные технологии

перевод воспитания и обучения на субъект-субъектную основу

104

Позитивные установки ФГОС ДО

Замена позиции «образование вместо семьи» на позицию «образование вместе с семьёй»

105

Литература

Короткова. Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

106

Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. Пособие для учителя [Текст] / Г.А. Цукерман– М.: Московский центр качества образования, 2010. -120 с.

107