Основные воспитательные задачи самоподготовки
закрепить навыки самообразовательной работы;
воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание;
сформировать положительное отношение к учёбе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания учителей;
научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке.
Организационный этап
На этой начальной стадии самоподготовки следует использовать такие методы воспитательной деятельности, как организация деятельности и формирования опыта
Это приучение, воспитывающие ситуации, педагогическое требование, инструктаж.
Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения
Это эмоциональное воздействие, позитивные стимулы, поощрение, ситуация морального успеха.
Организационный этап
Главными приёмами организации самоподготовки на установочном этапе являются: информирование, разъяснение, положительный пример, коллективная работа, практическая деятельность и укрепление веры в силы ребёнка. Вышеизложенные методы и приёмы наиболее эффективны в установочной части самоподготовки. Они способствуют формированию навыков самоорганизованности и самодисциплины, а также воспитанию у ребят ответственного отношения к результатам учебного труда.
Этап самостоятельного труда (основной этап)
На этапе самостоятельной работы учащиеся овладевают способами действий, приёмами учебной работы. Деятельность по совершенствованию знаний, полученных на уроке, предполагает выполнение разнообразных упражнений, закрепление знаний по учебнику и по учебным пособиям, выполнение опытов, решение задач, чтение необходимой литературы.
Большое внимание на этом этапе должно уделяться самопроверке, которая осуществляется с помощью установления аналогов с выполненными ранее заданиями, различия между решёнными заданиями и теми, которые предстоит решить.
Этап самостоятельного труда (основной этап)
В отношении самостоятельности учащихся в процессе самоподготовки определяется её дидактическая цель, которая включает формирование у школьников таких общеучебных навыков, как планирование и организация учебной работы, самооценка и самоконтроль. Недостаточная эффективность работы школьников на самоподготовке объясняется именно недостаточным развитием навыков организации и планирования самостоятельной работы.
Этап самостоятельного труда (основной этап)
Самостоятельная работа преследует цель закрепления навыков самообразования, самовоспитания и призвана способствовать всестороннему развитию личности учащихся. При этом возникают новые возможности в развитии и формировании у учеников положительного отношения к учёбе, устойчивых интересов и навыков для дальнейшей самообразовательной работы.
Этап самостоятельного труда (основной этап)
В процессе основной части самоподготовки целесообразно использовать следующие методы воспитательной деятельности.
Метод формирования сознания (рассказ, информирование, разъяснение),
Метод проблемного изложения (постановка проблемы и раскрытие доказательного пути её решения),
Метод ориентировки и формирования качеств личности (упражнение, исходное требование).
Этап самостоятельного труда (основной этап)
Основными приёмами на этом этапе самоподготовки являются:
самостоятельная работа,
поиск информации,
практическая деятельность,
коллективная работа,
упражнение
и переключение на разные виды деятельности.
Данные методы и приёмы дают возможность развивать у ребят умения логически мыслить, находить простые решения сложных задач.
Этап самостоятельного труда (основной этап)
Необходимо отметить, что больше внимания при организации самоподготовки следует уделить тем организационным мероприятиям, которые снижают перегрузку детей, вносят ритмичность в занятия.
Наиболее важным моментом при формировании способностей школьников к регулярной, систематической подготовке домашних заданий в условиях гимназии-интерната является обучение их экономии времени и сил.
Этап самостоятельного труда (основной этап)
Все виды деятельности детей во второй половине дня взаимосвязаны. Чтобы избежать утомляемости и повышенной нервозности у детей, эффективнее применять метод стимулирования, если воспитанники знают, что после выполнения домашнего задания их ждет веселая игра или увлекательное дело, то и работают они более заинтересованно, более четко.
Этап самостоятельного труда (основной этап)
Успех самоподготовки определяется следующим:
к выполнению домашнего задания дети приступают в одно и то же время, восстановив работоспособность, утраченную в ходе занятий первой половины дня (после обеда, продолжительного отдыха не менее 2 часов и обязательного пребывания на свежем воздухе);
целесообразной регламентацией времени;
строгой определенностью выполнения домашнего задания, в основе которой лежит принцип: от более сложного и трудоемкого к более легкому.
Заключительный этап
В конце самоподготовки подводятся краткие итоги, отмечаются положительные моменты и недостатки в работе. На этом этапе самоподготовки важно предоставить учащимся возможность самостоятельно проанализировать результаты своей деятельности. Поэтому в процессе подведения итогов воспитателю необходимо использовать метод косвенного воздействия и такие основные приёмы, как коллективный поиск, замечание, одобрение, положительный пример, моральная поддержка и укрепление веры в силы ребёнка.
Заключительный этап
Каждый воспитатель всегда может проверить себя, правильно ли он руководит самоподготовкой школьников и каков результат его воспитательной деятельности.
Чтобы дать самооценку своей работе, необходимо постоянно наблюдать за информированностью, дисциплинированностью, организованностью, активностью своего класса. Их проявление свидетельствует о правильной организации самоподготовки.
Дисциплинированность детей можно увидеть в следующих их поступках:
Все учащиеся являются на самоподготовку своевременно, без опозданий.
Работают самостоятельно.
Соблюдают тишину и порядок.
Без разрешения воспитателя не пересаживаются с места на место.
Без надобности не обращаются к воспитателю.
Следят за позой и осанкой во время работы.
Содержат в чистоте и порядке свое рабочее место.
Следят за чистотой рук, опрятностью костюма, прически.
Соблюдают правила почтительности и уважительного отношения с воспитателем.
Выдерживают товарищеский тон в отношениях с одноклассниками.
Организованность класса проступает наглядно в следующих действиях воспитанников:
Всё подготовлено к выполнению домашнего задания.
На рабочем месте нет ничего лишнего.
Экономно расходуют время на отдельные операции при выполнении задания.
Четко планируют индивидуальный труд.
Быстро и положительно реагируют на указание воспитателя.
Умело исключают внешние помехи.
Правильно понимают требования, которые предъявляет к ним организация самоподготовки.
Придерживаются установленного на самоподготовке организационного порядка.
Требуют организованности от своих товарищей.
Информированность воспитанники демонстрируют следующим образом:
Ученики знают, что задано на дом. В дневниках есть об этом запись.
Быстро находят нужное в учебниках.
Им известно, как выполнять задания, где необходимо искать справку при затруднениях.
Они показывают знания изученного на уроках материала.
Действуют в соответствии с полученной от учителя инструкцией.
Соблюдают последовательность действий.
Не обращаются за разъяснениями к товарищам и воспитателю.
Не испытывают нужды в посторонней помощи.
Умело пользуются пособиями, учебно-письменными принадлежностями и т.д.
Быстро устраняют появившиеся в ходе работы ошибки.
Проявляют уверенность в правильности выполнения задания.
Об активности детей на самоподготовке можно судить по следующим проявлениям:
Прилежно и в темпе работают над заданием.
Аккуратно и обстоятельно выполняют все действия согласно заданию.
Успевают все сделать вовремя.
Успевают провести проверку своей работы.
По своей инициативе используют справочный дополнительный материал.
Действуют самостоятельно без посторонней помощи.
Сэкономив время, продолжают заниматься учебной деятельностью.
Помогают товарищам, консультируя их по способам выполнения работы.
Участвуют во взаимопроверке выполненной работы.
Выявляют допущенные ошибки и анализируют их.
Помогают воспитателю в организации взаимопомощи и взаимоконтроля
Заключение
Учебный труд с присущими только ему видами и формами деятельности играет важную роль в жизни гимназистов. Он требует физического и умственного напряжения, затраты сил и энергии, значительного времени. Постоянное и организованное выполнение заданий, осуществляемое в один и тот же определённый отрезок времени, благотворно воздействует на формирование привычки готовить уроки. От воспитателя зависит многое, чтобы обеспечить успех претворения замыслов учителя в жизнь, так как влияние самоподготовки на последующие за ней уроки неоспоримо.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.