Актуальность обусловлена
На современном этапе заметно усилился интерес к использованию в творческой работе с детьми произведений народного декоративно-прикладного искусства. Изучая близкое и родное творчество своего народа, дети легче понимают и творчество других народов, получая первоначальное эстетическое воспитание.
Первостепенное значение имеет потребность в художественном творчестве. Она возникает при особом, эмоциональном отношении к окружающему, когда за формой предметов и явлений дети открывают вызывающее у них отклик внутреннее содержание. При достаточном богатстве таких впечатлений для ребёнка становится возможной и желанной потребность выразить своё личное переживание в создаваемых им самим образах.
Народный промысел «Хохлома» даёт необходимый эмоциональный настрой для творческой активности детей. Глядя на узоры хохломских трав, цветов, ягод, ещё раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, но прежде всего она необходима детям, поэтому актуальным является поиск путей, оптимизирующих процесс формирования творческой активности у старших дошкольников при использовании русского народного промысла «Хохлома»
Задачи проекта:
Вызывать у детей интерес к народной культуре;
создавать условия для приобщения детей и родителей к народной культуре;
уточнять и расширять знания детей о хохломской росписи;
формировать навыки технического исполнения хохломской росписи;
развивать творческое воображение о хохломской росписи;
формировать активное гуманистическое отношение к окружающему миру.
Ожидаемый результат:
Устойчивый интерес у детей к народно-прикладному искусству «Хохлома»;
знания характеных особенностях хохломской росписи;
умение создавать выразительные узоры на различных формах;
расширить словарный запас, путём подборки картотеки загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов;
развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Формы и методы работы:
Беседы о хохломской росписи, об особенностях узора, композиции, цветосочетании;
рассматривание элементов росписи;
рисование основных элементов хохломской росписи в порядке сложнения;
непосредственно- образовательная деятельность;
познавательные рассказы воспитателей;
просмотр презентаций и мультфильмов о хохломе;
дидактические игры;
чтение и заучивание стихотворений
и загадок о хохломской росписи;
раскрашивание плоскостных силуэ-
тов посуды.
1 этап - подготовительный
Донести до участников проекта важность данной темы;
изучение педагогической литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом;
подбор наглядно-дидактических пособий, демонстра- ционного материала;
создание развивающей среды в групповой комнате;
создание наглядно-дидактических пособий для проведения ОД;
создание мини-музея;
татическая выставка: «Золо-
тая Хохлома»;
выставки работ, выполненные
детьми и родителями.
2 этап - практический
Просмотр презентаций о хохломе, видеосюжета из программы «Галиллео», мультфильма «Хохлома».
Беседы «Путешествие к мастерам хохломы», «Тайна хохломского золота»
Чтение стихов: Л.Гулыга «Пёстрый хоровод», Т.Синявский «Хохломская роспись», Ю.Николаева «Чаша», В.Набоков «Хохлома»;
Чтение отрывка из книги Н.Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи);
Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару»;
Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсия в музей «Золотая хохлома»; «Семья ремесленника из Хохломы»
Подвижные игры: «Кто быстрей донесёт вазу», «Кто больше соберёт ложек», «Не задень посуду».
Слушание аудиозаписей: «Золотая Хохлома», «Золотая ярмарка», «Купили мы для бабушки...», «Матрёшки», «Хохлома»
2 этап -практический
Лепка: «Хохломская чаша»,
Рисование: «Роспись миски хохломским узором»;
«Хохломская ложка»; «Хохломская веточка»; «Роспись вазы»; «Хохломской чайник с чашкой»
Аппликация: «Настенное панно с хохломским узором»
Работа с родителями:
Доклад на родительском собрании «Знакомство детей с хохломской росписью»;
консультации для родителей «Творчество и воображение»; «Ступеньки к творчеству»;
беседа с родителями «Художественно-эстетическое воспитание в семье»;
рекомендации родителям «Закрепление дома освоенных элементов «Хохломы»;
помощь в создании мини-музея;
выставка работ выполненных совместно с детьми.
Используемая литература:
1. «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства Л.В.Орлова - Москва «Мозайка - синтез».
2. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» Грибовская А.А. - Москва 2011г.
3. «Русское народное творчество в детском саду» Усова А.П. - Москва 1972 г.
4. «Народное декоративное-прикладное искусство» - М.: Просвещение, 1984.
5. «Дети и народное творчество» -М.: Просвещение, 11995 г.
6. «Росписи Хохломы» - М.:Детская литература, 1991г. Хегалова С.К.
7. «Хохломская роспись по дереву. Наглядное пособие»- М.: Мозаика - Синтез, 2002 г.
8. Интернет ресурсы: nsportal.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.