Период юношеского возраста
• Учебные вопросы:
1. Анатомо-физиологические особенности человека юношеского возраста. 2. Психологические и социальные особенности человека юношеского возраста. возрасте.
1. Анатомо-физиологические особенности человека юношеского возраста.
• Юношеский возраст: юноши – 17-21 год, девушки – 16-20 лет.
• Юношеский возраст связан с быстрым увеличением роста. Этот период характеризуется завершением процессов формирования всех органов и систем, достижением организмом юношей функционального уровня взрослого человека.
• Так, в период от 15 до 17 лет рост увеличивается на 5-7 см в год.
• Энергичный рост сопровождается увеличением веса тела. Наибольшее прибавление в весе наблюдается в возрасте 16-17 лет. Прибавление в весе тела за год в этот период достигает 4-6 кг и даже больше.
• Быстрое нарастание веса обусловлено не только интенсивным ростом в длину, но и увеличением массы мышц. Особенно интенсивное развитие мышечной системы у юношей происходит после 15 лет, достигая к 17 годам 40-44% веса тела. К 16-17 годам показатели мышечной силы приближаются к уровню взрослых. Развитие выносливости составляет 85% от соответствующего уровня взрослых.
1. Анатомо-физиологические особенности человека
1. Анатомо-физиологические особенности человека юношеского возраста.
• К концу юношеского возраста происходит окончательное формирование вегетативной системы.
• К 18 годам продолжает снижаться ЧСС: в покое - до 61 уд/мин, при работе - до 170-190 уд/мин.
• Кровяное давление у 16-18-летних юношей равно 120/75 мм рт. ст.
• У юношей значительно возрастает роль коры головного мозга в регуляции деятельности всех органов и поведения, усиливаются процессы торможения. Их поведение становится более уравновешенным, психика более устойчива, чем у подростков.
• В целом организм юношей в 16-17 лет созрел для выполнения большой тренировочной работы.
2. Психологические и социальные особенности человека юношеского возраста.
• Ведущий вид деятельности в позиции деятельностного подхода – это учебнопрофессиональная деятельность и самоопределение.
• Психологические новообразования периода: чувство ответственности за свое будущее, решение проблемы идентичности в профессиональной сфере (выбор будущей профессии и обучение) и в сфере семейных отношений (выбор потенциального брачного партнера), в личностном развитии («Кто Я?», «Чего Я хочу?», «Каким Я должен быть?»).
• В юношеском возрасте новое развитие приобретает механизм идентификацияобособление. Обостряется способность к эмпатии, к сопереживанию другим людям и различным произведениям искусства: литературным, музыкальным, изобразительным. Происходит идентификация не только с людьми, но и с природой, искусством.
• В результате сфера чувствований молодого человека становится тоньше, богаче. Одновременно с выраженной потребностью к идентификации с другими обостряется потребность в обособлении, без которого невозможно адекватное решение вопроса идентичности. На этом фоне интенсивно идет развитие рефлексивных процессов, что выводит молодого человека за пределы внутреннего мира и позволяет занять собственную позицию в мире.
2. Психологические и социальные особенности человека юношеского возраста.
• Построение и переоценка ценностей, которая начинается в подростничестве, интенсивно продолжается в юности. Основная цель этого процесса переоценки – взглянуть на мир иными глазами и построить систему ценностей, отличную от родительской. Переоценка является центральным моментом нравственного роста. На основе указанных процессов в юности происходит окончательное оформление такого психологического новообразования, как мировоззрение.
• Юность – сенситивный период для расширения диапазона знаний. Мысль окончательно соединяется со словом. Внутренняя выступает как основное средство организации мышления и регуляции других познавательных процессов. Интеллект становится речевым, а речь интеллектуализированной. Идет активное формирование теоретического мышления. Направление дальнейшего развития когнитивной сферы, и, прежде всего мышления, будет зависеть от дальнейшего обучения и вида будущей профессиональной деятельности.
2. Психологические и социальные особенности человека юношеского возраста.
• Обучение гуманитарным дисциплинам способствует развитию традиционной логики, при этом обучение на психологических, юридических факультетах связано с развитием вероятностного мышления. Обучение на технических, естественно-научных факультетах способствует развитию пространственновизуального мышления.
• Юность, по мнению В.И. Слободчикова, – завершающая стадия ступени персонализации. Главные новообразования юношеского возраста:
- саморофлексия,
- осознание собственной индивидуальности,
- появление жизненных планов,
- готовность к самоопределению,
- установка на сознательное построение собственной жизни, - постепенное врастание в различные сферы жизни.
2. Психологические и социальные особенности человека юношеского возраста.
• В юности происходит овладение профессией, появляется возможность создания
своей семьи, выбор стиля и своего места в жизни.
• По мнению Л.И. Божович, самоопределение, как личностное, так и профессиональное, – характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацию выбора. Этому
возрасту свойственны рефлексия и самоанализ.
• Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной
возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния.
2. Психологические и социальные особенности человека юношеского возраста.
• Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально – личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой. Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» – центральное психологическое новообразование юношеского возраста.
• В это период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим). Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира.
• Главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Возрастает волевая регуляция. Проявляется стремление к самоутверждению.
2. Психологические и социальные особенности человека юношеского возраста.
• Происходит так же и самооценка внешности. А одна из важных психологических характеристик юности – самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я».
• Ведущая деятельность – учебно-профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности – стремление приобрести профессию.
• Мышление в юности приобретает личностный эмоциональный характер.
Появляется страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам.
• Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, проявляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность, неприятие лицемерия, ханжества, грубости. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств.
• Интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, формируется абстрактно – логическое мышление. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах.
2. Психологические и социальные особенности человека юношеского возраста.
• Юность – решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение, это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Поэтому мировоззрение связано с решением в юности смысложизненных проблем. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним. Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы социальной общности (социальной группы, нации и так далее), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. В основе мировоззренческий проблем лежит проблема смысла жизни – «для чего я живу?», «как жить?». Юноша ищет глобальную и универсальную формулировку «служить людям», «приносить пользу». Его интересует не столько вопрос «как быть?», сколько «Каким быть?», а также гуманистические ценности (он готов работать в системе социальной защиты), общественная направленность личной жизни (борьба с наркоманией и тому подобное), широкая социальная благотворительность, идеал служения.
• Важное значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. Общение со сверстниками – это специфический канал информации, специфический вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта
• Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми. Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное место среди других привязанностей. Однако потребность в интимности в это время практически ненасыщаема, удовлетворить ее крайне трудно. Очень сильно повышается требование к дружбе, усложняются ее критерии.
• Человек в течение данного отрезка времени должен решить ряд определенных проблем. Различные психологические школы по-разному декларируют содержание заданий юношеского возраста, но в целом желанный результат — это переход к самостоятельной взрослой жизни вследствие осуществления ряда сознательных «жизненных выборов» и преодоления возрастного кризиса.
• Книга Коула и Холла «Психология юности» предоставляет исчерпывающий перечень таких заданий:
§ Достижения общей эмоциональной зрелости;
§ Расцвет гетеросексуального интереса;
§ Достижение общей социальной зрелости;
§ Эмансипация от родительского дома;
§ Достижение интеллектуальной взрослости;
§ Окончательный выбор профессии;
§ Овладение способом структурирования свободного времени;
§ Построение психологии жизни, которая бы брала за основу сознательное поведение;
§ Достижение идентификации „Я“ (перцепции).
• Юность является периодом завершения физического созревания и формирования первичной социализации личности. В юности расширяются временные представления, включая будущее, личные и социальные перспективы. Мировоззренческий поиск в юношеском возрасте обусловливает социальную ориентацию личности, способствует осознанию себя частицей, элементом социальной общности, выбору своего будущего социального положения и способов его достижения.
• Становление социальной зрелости предполагает формирование полоролевых отношений, как основы взаимодействия между мужчиной и женщиной общественных и семейных отношениях.
3. Основные потребности и возможные проблемы в юношеском возрасте.
• Основные потребности юношеского возраста:
2.Самореализация в общении.
3.Развитие независимости и самостоятельности.
4.Стремление к смене впечатлений и поиск острых ощущений.
5.Самопознание, саморазвитие и самосовершенствование.
6.Достижение личного благополучия и обретение материальных благ.
3. Основные потребности и возможные проблемы в юношеском возрасте.
• Основные проблемы юношеского возраста:
1.Сложности в дружеских отношениях и любви.
2.Отношения с родителями и другими взрослыми ("не разрешают, не отпускают, не понимают, не дают, заставляют" и т. п.).
3.Проблемы самооценки и развития характера (недовольство собой, своим внешним видом и поведением).
4.Ощущение перегрузки, усталость (неумение контролировать желания и организовывать свое время, неумение учиться; физические недомогания, связанные с перестройкой организма).
5.Проблемы с учебой (снижение успеваемости, нежелание учиться).
6.Выбор жизненного пути (где продолжать учебу, выбор профессии).
7.Проведение досуга.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.