Адам Смит
«Даже очень бедный человек может, в определенном смысле слова, обладать спросом на карету, запряженную шестеркой лошадей; он может даже желать иметь ее; но его спрос никогда не станет реальным спросом, поскольку этот товар никогда не поступит на рынок для удовлетворения желаний именно этого человека»
Определение спроса
- желание потребителя купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в течение определённого периода времени, подкреплённое готовностью оплатить покупку.
Величина спроса - это
объем (количество) товара определенного вида (в натуральном измерении), который покупатели готовы (хотят и могут) приобрести в течении определенного периода времени (месяца, года) при определенном уровне цены на этот товар.
Кривая спроса позволяет ответить на 2 вопроса:
какова будет величина спроса при различных уровнях цен;
как изменится величина спроса при некотором изменении цены.
Вопрос
Сколько товаров покупатели будут готовы приобрести за месяц при цене 100 рублей?
Ответом будет информация о ВЕЛИЧИНЕ объёме) СПРОСА.
Сколько товаров покупали будут готовы приобрести за месяц при различных уровнях цен на данный товар?
Ответом будет характеристика СПРОСА на рынке данного товара.
Изменение величины спроса и изменение спроса на графике.
Необходимо различать движение по кривой спроса и движение самой кривой.
1) движение по кривой спроса происходит, когда изменяются покупки товара, вследствие изменения его цены, в этом случае происходит изменение величины (объёма) спроса.
2) движение самой кривой спроса происходит тогда, когда изменяется сам спрос под воздействие неценовых факторов (праздник, мода, увеличение доходов покупателей, ажиотаж, реклама и т.д.). Изменение спроса отражается изменением положения самой кривой спроса, т.е. перемещение на плоскости (вправо, влево).
Закон спроса
Повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен – к ее увеличению. Но помимо цены товара на изменение спроса влияют неценовые факторы.
-кривая спроса
перемещается вправо
кривая спроса
перемещается
влево
Смещение кривой спроса под влиянием
неценовых факторов.
Понятия
1. Цена –
количество денег, которое покупатель готов заплатить, а продавец желает получить за определённый товар.
Цена спроса –
максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определённый период времени.
Неценовые факторы, влияющие на спрос
Количество потребителей –
рост численности населения, рождаемости, миграции и т. д.- увеличение числа потребителей приводит к росту спроса, что отразится к смещению кривой спроса вправо. Уменьшение числа потребителей ведёт к сокращению спроса и выразится к смещению кривой спроса влево.
Неценовые факторы, влияющие на спрос
2. Вкусы и предпочтения потребителей
- реклама, изменение моды – при благоприятных для данного товара изменениях потребительского вкуса – спрос возрастёт, кривая спроса сместится вправо.
Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Влияние СЕЗОННОСТИ -?
Неценовые факторы, влияющие на спрос
3. Денежные доходы населения –
рост доходов – увеличение спроса, исключение составляют малоценные товары или товары низшего качества, когда с ростом доходов спрос на них уменьшается, поскольку по мере роста благосостояния человек переходит на потребление более качественных товаров.
Неценовые факторы, влияющие на спрос
4. Цены на сопряжённые товары –
существуют взаимозаменяемые товары (заменители по потребительским свойствам), например, кофе и чай: увеличение цен на кофе может привести к повышению спроса на чай. В этом случае цены изменяются в одном и том же направлении. (Докажите).
Существуют сопутствующие (дополняющие)товары (комплиментарные), например бензин и автомобили: увеличение цен на один товар приводит к сокращению спроса на сопутствующий товар. Цены на дополняющие товары изменяются в противоположном направлении. (Доказать).
Неценовые факторы, влияющие на спрос
5. Потребительские ожидания –
ожидание повышения цен или увеличения дохода ведёт к повышению спроса в текущем периоде, что вызовет смещение кривой спроса вправо. Ожидание снижения цен или падение доходов ведёт к снижению спроса в текущем периоде, что вызовет смещение кривой спроса влево.
Неценовые факторы, влияющие на спрос
6. Налоги и дотации (выплата из государственного бюджета, предоставляемая бесплатно, а иногда и на безвозмездной основе для покрытия определённых типов затрат предприятий и фирм) –
увеличение налогов приводит к сокращению той части дохода, которая предназначена для потребления – спрос ?
Дотации - ?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.