Ещё в 1797 году возникло предложение связать речные системы Оби и Енисея. В 1800, 1810 и 1814 годах посылались партии инженеров для исследования различных направлений соединительного пути, но, ввиду многих неудобств и дороговизны сооружений, все эти проекты были отклонены.
В 1873 году енисейский купец Фунтусов ассигновал 8000 руб. для исследования территории, где ныне устроен Обь-Енисейский канал.В 1875 году капитан-лейтенант Сидснер осмотрел этот путь и описал его. В 1878 году на средства Александра Сибирякова была вновь послана для исследования пути экспедиция, под начальством барона Аминова.
На строительстве, которое современники сравнивали со строительством Суэцкого канала, практически не было никаких механизмов – лишь один паровой копер для забивки свай. Можно смело сказать: почти все сооружения были сделаны топором, лопатой и кувалдой!
Для полного окончания всех необходимых сооружений требовалось ещё несколько миллионов рублей, однако, ввиду постройки Сибирской железной дороги, дальнейшие работы были приостановлены. Постройка канала обошлась казне около 3 млн рублей серебром.
Водный путь был весьма мелководен: большую часть навигации он мог быть используем судами водоизмещением до 500 пудов (8 тонн); в мае, в «большую воду» по нему могли пройти суда водоизмещением 5000 пудов (80 тонн).
В 1911 году было принято решение расширить канал, но из-за начавшейся Первой мировой войны работы были отложены.
В 1918 году белогвардейцы попытались пройти на речных судах по каналу до Енисея, но шлюзы оказались слишком узкими, тогда они разрушили и шлюзы и дорогу, идущую вдоль канала.
В военном 1942 году по трассе Обь-Енисейского канала в последний раз прошёл караван судов. С Енисея на Обь перегоняли три колесных парохода – «Капитан», «Пограничник», «Механик» и катер «Газоход-24». Это была труднейшая экспедиция, которая продолжалась 4 месяца, при этом пришлось частично разбирать как канал, так и суда.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.