Ещё в 1797 году возникло предложение связать речные системы Оби и Енисея. В 1800, 1810 и 1814 годах посылались партии инженеров для исследования различных направлений соединительного пути, но, ввиду многих неудобств и дороговизны сооружений, все эти проекты были отклонены.
В 1873 году енисейский купец Фунтусов ассигновал 8000 руб. для исследования территории, где ныне устроен Обь-Енисейский канал.В 1875 году капитан-лейтенант Сидснер осмотрел этот путь и описал его. В 1878 году на средства Александра Сибирякова была вновь послана для исследования пути экспедиция, под начальством барона Аминова.
Обь-Енисейский канал – уникальное инженерное сооружение, построенное русскими мужиками в глухой болотистой тайге.
На строительстве, которое современники сравнивали со строительством Суэцкого канала, практически не было никаких механизмов – лишь один паровой копер для забивки свай. Можно смело сказать: почти все сооружения были сделаны топором, лопатой и кувалдой!
В 1891 году Обь-Енисейский водный путь был открыт, хотя фактически еще пять лет достраивались шлюзы, плотины и прочие сооружения.
Однако практическое использование канала так и не началось, лишь несколько раз за навигацию по нему проходили пароходики и баржи.
Для полного окончания всех необходимых сооружений требовалось ещё несколько миллионов рублей, однако, ввиду постройки Сибирской железной дороги, дальнейшие работы были приостановлены. Постройка канала обошлась казне около 3 млн рублей серебром.
Водный путь был весьма мелководен: большую часть навигации он мог быть используем судами водоизмещением до 500 пудов (8 тонн); в мае, в «большую воду» по нему могли пройти суда водоизмещением 5000 пудов (80 тонн).
В шлюзах могли поместиться баржи длиной 22 метра, шириной 7,5 метра и осадкой 1,25 метра. Навигация по каналу могла бы продолжаться не более 3,5 месяца в году.
Местность, где проходит Обско-Енисейская система — глухая, необитаемая тайга, болотистая и каменистая, лишённая всяких удобств для заселения.
Канал был построен в пределах нынешних Томской области и Красноярского края. Половина шлюзов канала находится на территории Красноярского края.На протяжении почти 217 км канал проходит по мелководным, извилистым и маловодным речкам.
В 1911 году было принято решение расширить канал, но из-за начавшейся Первой мировой войны работы были отложены.
В 1918 году белогвардейцы попытались пройти на речных судах по каналу до Енисея, но шлюзы оказались слишком узкими, тогда они разрушили и шлюзы и дорогу, идущую вдоль канала.
В военном 1942 году по трассе Обь-Енисейского канала в последний раз прошёл караван судов. С Енисея на Обь перегоняли три колесных парохода – «Капитан», «Пограничник», «Механик» и катер «Газоход-24». Это была труднейшая экспедиция, которая продолжалась 4 месяца, при этом пришлось частично разбирать как канал, так и суда.
В последний раз древняя идея соединения Оби и Енисея возникла в 1983 году.Трасса старого канала подверглась детальной аэровизуальной съёмке, а с земли окружающую местность изучали полевые группы гидрологов.
Исследования показали – направление Кеть - Кас неблагоприятно для гидротехнического строительства из-за сильной заболоченности водораздела, а также полной необжитости прилегающей территории.
Обь-Енисейский канал (Обь-Енисейский соединительный водный путь, Кеть-Касский канал) — единственный в Сибири искусственный водный путь, судоходный канал между бассейнами Оби и Енисея.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.