|
Электролиз. Законы электролиза |
Интегрированный урок (физика + химия) 10 класс Учитель химии Лязгина Наталья Николаевна Учитель физики Бутхудзе Наталья Алексеевна |
|
|
Кисловодск 2015 |
Тема урока: Электролиз. Законы электролиза.
Цель:
· создание благоприятных условий для восприятия осмысления и первичного закрепления знаний по теме «Электролиз. Закон электролиза»;
· развитие знаний и целостного представления о физическом и химическом явлении;
· об использовании полученных на уроке знаний при интегрированном подходе к изучению различных предметов;
· овладение умением аккуратно вести записи в тетради.
Оборудование:
· портрет М.Фарадея,
· компьютер,
· презентация,
· выпрямитель 4-12,
· раствор ,
· раствор KI,
· лучина,
· угольные электроды,
· прибор для опытов по химии с электрическим током,
· пробирка,
· держатель,
· спиртовка,
· фенолфталеин,
· крахмальный клейстер,
· лакмусовая бумажка,
· спички,
· соединительные провода,
· тест по теме «Электролиз. Закон электролиза»,
· плакат со стихотворением,
· самоклеющиеся бумажки,
· раздаточный материал по физике и химии,
· карточки с домашним заданием.
Тип урока: интегрированный урок изучения нового материала.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Добрый день, друзья! Мы рады вас видеть и очень хотим начать работу с вами. Хорошего всем настроения и удачи на уроке.
2. Актуализация знаний (фронтальный опрос).
·Что называют электрическим током? ( Направленное движение заряженных частиц)
·Назовите заряженные частицы, которые вы знаете? ( Электроны, протоны, нейтроны, ионы)
·Какие вы знаете проводники электрического тока? (Металлы)
·Что является носителями электрического заряда в металлах? (Электроны)
·Как вы думаете, могут ли другие вещества проводить электрический ток?
(Да, другие вещества могут проводить электрический ток)
·Может ли вода проводить электрический ток? И почему? (Вода не является проводником электрического тока, так как в ней нет носителей электрических зарядов, атомы и молекулы нейтральны)
·Почему кристаллический хлорид натрия, состоящий из ионов, не проводит электрический ток? (В кристаллической соли кулоновские силы взаимодействия между ионами большие и ионы не могут свободно перемещаться)
·Как вы объясните проводимость электрического тока водным раствором хлорида натрия? (Под действием воды, кулоновские силы взаимодействия между ионами уменьшаются, кристаллическая решетка разрушается, и в раствор переходят гидратированные ионы соли, способные свободно перемещаться и переносить электрический заряд)
·Что называют электролитами? (Электролиты - вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток)
·Что представляет собой электрический ток в электролитах? (Упорядоченное движение положительных и отрицательных ионов)
·Сформулируйте определение электролитической диссоциации? (Электролитическая диссоциация – процесс распада электролита на ионы при растворении их в воде или расплавах)
·Напишите уравнение диссоциации следующих веществ S , , NaOH, проанализируйте их. ;
;
)
· Что происходит с ионами в растворе, в который опущены электроды? (Ионы приобретают направленное движение; положительно заряженные ионы перемещаются к катоду (), а отрицательно заряженные ионы к аноду(+))
3. Подготовка учащихся к основному этапу урока (формулирование темы и целей урока и запись учащимися темы в тетрадь)
4. Изучение нового материала.
Проведем опыт №1: в раствор сульфата меди (II) опустим угольные электроды, на анод поместим пробирку. Через раствор пропустим постоянный электрический ток.
· Что наблюдаете? (На отрицательно заряженном электроде образуется красный налет меди, а в анодном пространстве видим пузырьки бесцветного газа)
А теперь осторожно снимем пробирку с анода и в неё внесем тлеющую лучину, она ярко вспыхивает.
· О чем свидетельствует возгорание тлеющей лучины? (В пробирке образовался кислород поддерживающий горение).
Теперь в анодное пространство вносим синюю лакмусовую бумажку, она покраснеет.
· Что означает покраснение лакмусовой бумажки? ( Покраснение лакмусовой бумажки доказывает образование кислоты в анодном пространстве)
Вывод из опыта: при пропускании через раствор электролита постоянного электрического тока на электродах образуются новые вещества, в результате химической реакции.
Таким образом, процесс в результате которого, на электродах выделяются новые вещества, входящие в состав электролита при протекании через его раствор постоянного электрического тока называется электролизом (Электролиз – выделение вещества на электродах при окислительно-восстановительных реакциях). Явление электролиза было открыто в 1800 году английскими учеными У. Никольсоном и А. Карлейлем.
Составим уравнение реакции:
CuS
O
Катод() |
Анод(+) |
+2 O |
2 4 4 |
восстановление |
окисление |
2С+2O2 + + 4 2CuS+ 2O 2++ 2 |
А теперь, найдем массу вещества, выделившегося на электроде, за определённый промежуток. Масса вещества равна массе всех ионов, осевших на электроде за это время:
m = N (1), где – масса одного иона, N – число ионов осевших на электроде.
Полный заряд всех ионов, прошедших через раствор на электрод, пропорционален заряду каждого иона:
Q = N (2), где - заряд иона.
Возьмем отношение левых и правых частей равенств (1), (2), получаем
= = k (3), где k – электрохимический эквивалент вещества, = 1
Для электролиза отношение массы иона к его заряду является постоянной величиной и из этого следует первый закон Фарадея: масса вещества, выделившегося на каждом из электродов, пропорциональна количеству электричества, прошедшего через электролит.
- Первый закон Фарадея (экспериментально был открыт в 1833 г.)
Из закона Фарадея следует, что электрохимический эквивалент численно равен массе вещества, выделившегося на электроде при прохождении через электролит заряда, равного одному кулону.
Химическим эквивалентом называют отношение молярной массы(M) к валентности(n),
Сформулируем второй закон Фарадея: электрохимические эквиваленты веществ пропорциональны их химическим эквивалентам.
– Второй закон Фарадея, где F – постоянная Фарадея ()
Смысл второго закона Фарадея состоит в том, что при прохождении одного и того же количества электричества через разные электролиты на электродах выделяются разные массы вещества.
Подставим значение электрохимического эквивалента в первый закон Фарадея и получим объединённый закон Фарадея -
Первый закон Фарадея |
Второй закон Фарадея |
Объединённый закон Фарадея |
масса вещества, выделившегося на каждом из электродов, пропорциональна количеству электричества, прошедшего через электролит |
электрохимические эквиваленты веществ пропорциональны их химическим эквивалентам.
|
|
|
|
Задача №1: При силе тока 1,6A на катоде электролитической ванны за 10 мин отложилась медь массой 0,316г. Определите электрохимический эквивалент меди. (Ответ:)
Задача №2: Сколько никеля выделится, при электролизе за 1 час при силе тока 10A , если известно, что молярная масса никеля 0,0587, а валентность никеля n = 2. (Ответ: 7,3 г)
5. Физминутка.
Проведем опыт №2: в сосуд для электролиза нальем раствор иодида калия. На электроды надеваем две пробирки с тем же раствором. В пробирку, надетую на анод, добавляем немного крахмального клейстера, а в пробирку, надетую на катод, добавляем несколько капель фенолфталеина. Включаем прибор и в нем начинается электролиз соли.
· Что наблюдаете? (В одной пробирке фенолфталеин окрашивается в малиновый цвет, а в другой под действием свободного йода крахмал окрашивается в синий цвет)
· О чем свидетельствуют эти признаки реакции? ( На аноде образуется йод, в катодном пространстве щёлочь)
Вывод из опыта: при электролизе растворов различных веществ образуются разные вещества (продукты). Для определения продуктов электролиза можно пользоваться алгоритмом составления уравнений электролиза:
Электролиз раствора (инертные электроды) |
||
Катод(-) |
||
Восстановление |
||
Li – Al O+ |
Mn – Pb 2O +2 +2O M+n M |
Cu – Pt M+n M |
Анод(+) |
||
Окисление |
||
Щелочи |
Галогены |
Кислородосодержащие кислотные остатки, |
4O 4 + 2O |
2Hal 2Ha |
2O 4 + 4 |
· Составьте уравнение электролиза иодида калия с использованием алгоритма.
KI+ O |
|
Катод(-) |
Анод(+) |
2O +2 +2O |
2 2 O |
2O + 2 +2O + |
|
2O + 2 KI+2KOH + |
6. Первичное закрепление знаний.
Ребята, вам предлагается в течение 5 минут выполнить задание теста по теме «Электролиз. Законы электролиза».
Тест по теме «Электролиз. Законы электролиза»
При выполнении теста необходимо установить соответствие между вопросом и ответом (1 B; 2 А, … . )
Вопрос |
Ответ |
1. Электролиз- это… |
A. m= kQ |
2. Первый закон Фарадея… |
|
3. При электролизе раствора бромида меди(II) образуются… |
C. Химический эквивалент |
4. Объединённый закон Фарадея… |
D. Процесс, выделения на электродах веществ, связанный с окислительно- восстановительными реакциями |
5. В результате электролиза из раствора выделилось 5,6 г серебра (). Рассчитайте электрический заряд, прошедший через раствор. |
F. Медь, бром |
6. Единица электрохимического эквивалента… |
J. Кислород и серная кислота |
7. При электролизе раствора сульфата меди(II) образуются на аноде … |
|
8. Формула для вычисления электрохимического эквивалента… |
L. 5 кКл
|
9. При электролизе раствора сульфата меди(II) образуются на катоде … |
|
10. Отношение молярной массы к валентности есть… |
N. Медь |
Ответы: (1D; 2A; 3F; 4K; 5L; 6B; 7J; 8M; 9N; 10С)
Критерии: за правильный ответ – 1 балл.
10 баллов – «5»; 9-7 баллов-«4»; 6-5 баллов -«3».
На экране появляются правильные ответы, и учащиеся сравнивают свои ответы с ответами, приведёнными на экране; задают вопросы учителю и одноклассникам по заданиям теста, которые вызвали затруднения.
7. Подведение итогов урока и информация о домашнем задании.
Итак, сегодня на уроке вы расширили свой научно – технический кругозор изучили электролиз, законы электролиза, увидели существующую взаимосвязь между химическими и физическими знаниями.
Выставляются оценки учащимся активно, работающим в течение урока.
Учащимся предлагается карточка с дифференцированным домашним заданием:
A. § 123(физика); § 23.8(химия);
|
В. 1) Составить схемы электролиза раствора 2) При электролизе раствора хлорида меди на аноде выделился газ объемом 2,24л. Определите массу хлорида подвергшемуся электролизу. 3) Рассчитайте массу алюминия выделившегося за 8 ч при силе тока 10A. Молярная масса алюминия , валентность 3. |
С. Подготовить сообщение, презентации по теме « Применение электролиза» |
8. Рефлексия.
Что такое электролиз,
Рассказать я не боюсь.
Значит, так: берется полюс
Этот полюс будет «плюс».
Нужен нам и полюс «минус» -
Это тоже электрод.
Если, соль в раствор закинув,
Цепь замкнуть, то ток пойдёт.
У катода всем подряд
Выдаются электроны.
Металлический отряд
Получается из ионов.
А анод, наоборот,
Электроны отберёт,
В этом месте всякий раз
Выделяться будет газ.
Результат всего процесса
Очень долг и интересен:
Если ток включается, соли разлагаются.
Учащиеся, уходя с урока, прикрепляют на плакат со стихотворением самоклеющуюся бумагу к словам анод или катод. Если к «катоду» - урок не понравился, тема не понята; к «аноду» – урок понравился, рассматриваемая тема понятна.
Литература:
1.Глинка Н. Общая химия – Ленинград: Химия, 1983 – 702с.
2. Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей, родителей – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999- 560с.: ил - («Занимательные уроки»)
3. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия – М.: Аванта+, 2001-638с.
4.Хомченко Г., Севастьянова К. Окислительно-восстановительные реакции М.: Просвещение, 1980- 144с.
5. Гузей Л. Химия, 10 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений – М.: Дрофа, 2002-240с.
6.Мякишев Г. Физика, 10 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений – М.: Просвещение, 2003-336с.
7.Шевцов В. Тесты по физике для 7-11 классов. - Волгоград, издательство «Учитель». , 2002, 54с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.