Валерий Павлович Чкалов
Валерий Чкалов – советский лётчик — испытатель, комбриг, Герой Советского Союза. Он был командиром экипажа самолёта, совершившего беспосадочные перелёты на Дальний Восток (1936 год) и в Ванкувер (США) в 1937 году.
Непревзойдённый лётчик, создатель школы высшего пилотажа, разработчик методик испытания новых самолётов.
Прадед Валерия Павловича был бурлаком, дед тоже много лет таскал баржу. От него мальчик унаследовал силу и храбрость.
Мальчик рос крепким, подвижным, ловким. Он быстро научился плавать, нырять, часами проводил в воде.
Мать Ирина Ивановна занималась домашним хозяйством. Женщина скончалась, когда ее младшему сыну Валерию было шесть лет. Детей воспитывал мачеха Наталья Георгиевна.
Отец был известным мастером-котельщиком со своим клеймом, в 1884-м его пригласили на работу в судоремонтные мастерские в селе Василёво. Семья жила в достатке в двухкомнатном доме с пятью печами и мезонином в окружении яблоневого сада. Со временем Павел Григорьевич стал судовладельцем — имел в собственности речной буксир.
Отец семейства имел возможность обеспечить образование для всех пятерых детей, включая девочек. Один из старших сыновей даже окончил столичный институт.
Учеба
Когда Валерию исполнилось 7 лет, его определили в сельскую начальную школу. Учился он легко, любил больше всех предметов математику. Валерий рос большим непоседой, в школе шалил немало, устраивал со сверстниками потасовки, чтобы помериться силой.
После окончания Василёвской школы, осенью 1916 года, Валерий Павлович поступает в Череповецкое ремесленное училище. Учится он как всегда с удовольствием, успешно.
Но через два года парню пришлось вернуться домой: революция 1917 года и закрытие училища не позволили продолжить учебу.
Отца Чкалова, признав буржуем, раскулачили, отобрав буксир. Павел Григорьевич устроил крепкого подростка молотобойцем в котельный цех, а позже нашел место кочегара на пароходе.
Односельчанин Чкалова работал механиком в Канавинском авиапарке под Нижним Новгородом, куда и устроил 15-летнего Валерия учеником слесаря-сборщика самолетов. Для этого будущему пилоту пришлось приписать себе несколько лет и добровольно вступить в ряды Красной армии.
За хорошую работу красноармейца Чкалова наградили полетом на аэроплане. Именно тогда, побывав в небе в качестве пассажира, Валерий «заболел» небом.
С августа 1921 началось исчисление его летного стажа. Затем была Егорьевская теоретическая школа, далее Борисоглебская школа летчиков. После Борисоглебской школы, которую Чкалов закончил в первом выпуске. Закончил Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа и в конце концов окончил Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. За время учебы Чкалов летал на технике различных типов и получил квалификацию летчика-истребителя.
В 19 лет Чкалов стал летчиком-истребителем.
Но за время пребывания в эскадрилье Валерия часто ругали, наказывали, временно отстраняли от полетов, которые часто называли «хулиганскими». Молодой Чкалов «брил» самые низкие травы, пролетел на «фоккере» под Троицким мостом, завернул машину в опасной близости от Исаакиевского собора.
Однажды Чкалов поспорил со своим товарищем, что беспрерывно сделает 50 «мертвых петель». Вошел во вкус и сделал 66 петель, чем поразил всех наблюдавших за этим. Конечно, был наказан. Над Ленинградом полеты и эксперименты в воздухе были запрещены.
Здесь, в эскадрильи, Чкалов совершил свой первый полет вверх колесами. Это выходило за рамки дозволенного, и Валерия Павловича снова наказали — отстранили на два дня от полетов.
В ноябре 1927 года в Москве на Центральном аэродроме состоялся воздушный парад. На параде были члены правительства, дипломатический корпус, множество летчиков. В этот день с Валерия Павловича сняли все ограничения. В его руках был истребитель «Фоккер Д-М». И Чкалов показал «неподражаемый, ни с чем не сравнимый классический пилотаж».
Привычка лихачить закончилась ожидаемо: в 1928-м на тренировке летчик решил на малых высотах пролететь под железнодорожными проводами, что стало причиной катастрофы. Валерий Павлович был осужден за воздушное лихачество и приговорен к году тюремного заключения за разбитый самолет. Благодаря заступничеству друзей он пробыл в тюрьме менее месяца, но по решению трибунала летчика уволили из армии.
Валерий Павлович вернулся к семье в Ленинград и устроился в Осоавиахим. Ему приходилось возить туристов и обучать подростков на тихоходном «Юнкерсе-13», что после лихих виражей вгоняло его в депрессию. А потому в 1930-м Чкалов с радостью согласился на работу летчика-испытателя в Московском НИИ ВВС РККА; также его восстановили в воинском звании. За два года он совершил более 800 испытательных полетов на 30 типах советских самолетов.
1 мая 1935 года в воздушном параде над Москвой приняло участие 8 самолетов, демонстрируя мощь молодой советской страны. В конце парада Чкалов провел над Красной Площадью пятерку скоростных истребителей. Крылом к крылу, клином. Они сверкнули над Спасской башней и ушли в высоту.
Чкалов демонстрировал на своем истребителе фигуры высшего пилотажа. Сталин был доволен. А имя Чкалова узнала вся страна.
Беспосадочный дальневосточный перелет
В 1933 году Чкалов перешел на аналогичную должность на Московский авиазавод № 39 имени Вячеслава Менжинского. Через два года летчик-испытатель вместе с коллегами Георгием Байдуковым и Александром Беляковым задумал осуществить перелет из Советского Союза в Соединенные Штаты через Северный полюс. Но Иосиф Сталин запретил этот проект, заменив маршрут на Москва — Петропавловск-Камчатский в 9 тыс. км.
В 1936 году для Чкалова, Байдукова и Белякова правительством СССР был утвержден план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский.
Полет на Дальний Восток стартовал 20 июля. Три человека летели над архипелагами Франца-Иосифа и Северной земли; над тайгой, безлюдными, пустынными областями; над Северным Ледовитым океаном. Лётчикам досаждали циклоны и частые обледенения, туманы и плохая видимость.
Полет продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров.
За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2. Острова Удд, Лангр, Кэос Охотского моря были переименованы в Чкалов, Байдуков, Беляков. Командир воздушного корабля, стал любимцем граждан страны. На волне популярности Валерий Павлович рискнул вновь обратиться к Сталину с изначальным предложением и на этот раз получил добро.
Беспосадочный перелет в Америку
18 июня 1937 года экипаж Чкалова получил, наконец, задание лететь в США через Северный Полюс. Погода по пути в Америку была очень плохая. Приходилось подолгу – иногда по 5-6 часов подряд – лететь в сплошных облаках, не видя ни земли, ни неба, ни горизонта, а только серую мглу, со всех сторон окружающую машину. Такой полет летчики называют «слепым». И лететь приходится, ориентируясь на приборы, которые находятся перед летчиком. Одним из лучших специалистов «слепого полета» был Байдуков, поэтому большую часть пути за штурвалом самолета сидел он. А полет продолжался без малого 3 суток и был беспересадочным!
Маршрут экипажа Чкалова проходил над Северным полюсом, над Скалистыми горами Канады. Помимо частых циклонов, неоднократных опасных обледенений, кислородного голодания лётчики в конце полёта потеряли радиосвязь с землёй. Ночью на большой высоте среди густых облаков АНТ-25 с трудом перевалил через Скалистые горы. К этому времени вышел весь запас кислорода. Из-за кислородного голодания каждое движение летчикам давалось с трудом. К утру они уже летели над Тихим океаном, а после полудня приземлились на аэродроме Ванкувера. Полет завершился успешно за 63 ч. 16 мин.
20 июня 1937 г. самолёт совершил благополучную посадку в городе Ванкувер, штат Вашингтон, США. Протяжённость перелёта составила 8504 километра. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени и стал известен за пределами СССР.
Чкалов совершил перелет из Москвы до Вонкувера (США) через Северный полюс за 63 часа 16 минут, преодолев 8504 км.
Последний полёт
Прошел год. Наступила новая зима. Валерий Павлович работал – летал, готовился испытать новый самолет. Еще более скоростной, высотный, верткий. Истребитель И-180.
Полёт готовился в спешке, чтобы успеть до конца года. За 2 недели до полета на собранной машине было выявлено 190 дефектов. 10 декабря В. П. Чкалов произвёл рулёжку самолёта по земле, при которой мотор часто «глох», через 2 дня при повторной рулёжке произошла поломка мотора. Нужно было основательно всё переделывать.
15 декабря 1938 года. День первого вылета на истребителе И-180. Температура воздуха была около минус 25. Главный конструктор Поликарпов отговаривал Чкалова вылетать, но тот не согласился. Чкалов вырулил на край аэродрома, дал полный газ и самолет начал разбег. Набрав высоту, Чкалов стал пробовать, как ведет себя машина на разных скоростях, как слушается рулей, как делает развороты. Самолет понравился летчику.
Чкалов стал снижаться на посадку. До земли было уже совсем близко. И тут случилась беда: мотор не послушался! Он трясся, выплевывал черные клубы дыма, но не тянул. А когда мотор не работает, самолет может только снижаться. Самолет дошел до самой земли в самом неподходящем месте: среди бугров, столбов и строений.
Последнее, что успел сделать Чкалов, это отвернуть от появившегося прямо перед ним дома: там могли быть люди. Чкалов, погибая сам, хотел спасти этих людей. А потом – самолет ударился о землю. Через два часа Чкалов скончался в больнице от полученной травмы. Ему было всего 34 года.
В свидетельствах очевидцев указано, что Чкалова нашли после аварии живым, но время смерти варьируется от нескольких минут до нескольких часов после доставки в Боткинскую больницу.
После гибели Валерия Павловича под суд пошли руководители авиационного завода, которых обвинили в косвенной причастности к его смерти.
Тем не менее многими людьми, в том числе супругой и старшими детьми, неоднократно выдвигались альтернативные версии гибели летчика.
Резкий вызов Валерия Павловича из отпуска, спешка с вылетом, давление правительства — все это вызвало у родных подозрение в причастности к смерти Чкалова людей из НКВД, а возможно, и лично Иосифа Сталина и Лаврентия Берии.
Дети летчика - Валерией, Игорем и Ольгой.
В памяти народной
Именем Чкалова названы улицы, площади, город, его имя носит наша библиотека. О летчике написаны книги, в его честь созданы музеи. Его опыт в летном деле бесценен для будущих поколений военных летчиков.
После смерти советского летчика номер один Оренбург переименовали в Чкалов — его планировали сделать авиационной столицей Страны Советов, но планы так и не реализовались. В 1957-м город вернул себе исконное название, но памятник Валерию Павловичу в нем есть до сих пор. Многометровый монумент планировалось установить в Москве, но Иосиф Сталин выразил недовольство скульптурой.
Памятники прославленному летчику есть во многих городах России и бывших советских республик. Один из самых известных — на родной земле Чкалова, установленный в 1940 году у Нижегородского кремля.
С 1939 по 1978 год в Москве проходили ежегодные командные зимние мотокроссы в честь Чкалова, главным судьей на которых неизменно была супруга Героя Советского Союза.
В 1974-м селекционерами мичуринской и мелитопольской лабораторий был выведен сорт черешни Валерий Чкалов.
Именем Героя Советского Союза названы учебные и производственные учреждения, военные части, города и улицы — улица Чкалова есть даже в американском Ванкувере.
И, конечно, о легенде советской авиации снимают документальные и художественные картины. Самый первый фильм — «Валерий Чкалов» Михаила Калатозова — вышел в 1941-м.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.