Биография
Творчество Василия Дмитриевича Поленова ( 1 июня 1844 года – 18 июля 1927 года) - одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века. Замечательный пейзажист, он развил в русском искусстве системы пленэрной (природа как объект изображения) живописи, создал произведения, полные поэзии и лиризма, красоты и правдивости, свежести живописного решения. Многогранное творчество художника не исчерпывалось достижениями в области пейзажного жанра. Живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, он раскрыл свое дарование в каждом из жанров и видов искусства, во многих отношениях выступил как новатор.
История создания:
В июне 1877 года Василий Поленов переехал из Санкт- Петербурга в Москву и стал снимать квартиру на углу Малого Толстовского и Трубниковского переулков близ церкви Спаса на Песках.Из окна своей квартиры он и написал этюд к пейзажу «Московский дворик».
Московский дворик. 1878
Эта картина написана Поленовым в 1879 году. Здесь он изобразил тихую и мирную картину русской природы. Полотно не поражает нас буйством и разнообразием красок, будоражащих чувства. Наоборот, картина наполнена светом, покоем и умиротворением. Среди зеленого моря листвы особенно ярко выделяются мостик и дорожка, уводящая нас в глубину леса. Приглядевшись, мы видим в тени деревьев скамейку, а на ней – маленькую женскую фигурку. Присутствие человека совершенно не нарушает молчаливого спокойствия природы. Незнакомка является частью этой природы, ее поза расслаблена, она наслаждается летним днем.
Заросший пруд. 1879
История создания:
Картина «Бабушкин сад» была написана в 1878 году .Она относится к известным произведениям автора и экспонируется в Третьяковской галерее.В картине «Бабушкин сад» изображен тот же усадебный дом, окружённый садом, что и в «Московском дворике».Появились обе эти работы в одном и том же году.
Бабушкин сад. 1878
Анализ картины «Больная»
Картина была задумана Поленовым в 1873 году под впечатлением знакомства в Риме с Елизаветой Богуславской, русской студенткой, приехавшей за границу учиться, тяжело заболевшей и умершей от туберкулеза легких. Лиза стала первой моделью для картины Смерть девушки, осуществленной позже под названием Больная.
Трагическое приближение смерти ощущается в обволакивающей комнату сине-пепельной тьме, поглощающей фигуру девочки-подростка, в ее осунувшемся лице с большими, наполненными мукой глазами. Но постепенно внимание зрителя привлекает изумительный по красоте живописи натюрморт с лампой под зеленым абажуром. Лампа отбрасывает мягкий теплый свет, и его радужные розовато-золотистые отблески падают на край постели больной, играют желтовато-оливковыми бликами на стакане и графине с водой, соединяют все эти цвета в приглушенных тонах красно-коричневой скатерти.
По своему богатству и изысканности красочных сочетаний это — один из самых красивых натюрмортов в русском искусстве второй половины XIX века. Благодаря своей цветовой разработке он становится своеобразным символом вечной красоты этого мира, ощущение которой не утрачивается художником даже перед лицом страдания и смерти.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.