Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой.
А. С. Пушкин
Цели урока:
повторить и закрепить исторические сведения о Древней Руси, полученные учащимися на уроках литературного чтения и окружающего мира;
развивать читательские умения учеников;
развивать стремление к постоянному приобретению знаний.
Слово учителя с элементами беседы.
Прочитайте отрывок из стихотворения Алексея Степановича Хомякова с.29-30 (или прослушать)
Вопросы в конце текста.
2. Чтение статьи «Это интересно»
3. Словарная работа. с.30
Гардарика, погост, варяги, логика, печенеги, гридни, фрагмент.
Софийский собор в Киеве
Писатель, драматург, поэт. Родилась и живет в Москве. Публикуется с конца 1980-х годов.
Автор книг: «Держатель Знака» (приключенческий роман о гражданской войне, о крестоносцах Белого Дела и магии), 2010; «История Англии для детей», 2011; «Робин Гуд» (новая прозаическая версия для детей), 2010; «Легенды Армении» (повесть на фольклорной основе для детей), 2011; «Ларец» (мистико-приключенческий роман из конца XVIII века), 2010 и др.
4.Сегодня мы снова будем перелистывать страницы книги на историческую тему — историческую поесть
Елены Петровны Чудиновой «Гардарика».
Гарда́рика — «Страна городов» — название
Руси, данное викингами.
5. Чтение текста произведения
(фрагментарное 1)
- Понравилась ли вам книга Елены Петровны Чудиновой? - Почему? Чем именно?
- Почему книга названа «Гарда́рика»? Что означает это слово? - Где мы с ним уже встречались?
Беседа по вопросам к тексту с.34
Чтение стать «Это интересно».
- Что вы узнали о Древней Руси 12 века?
6. Отец и дочь.
Прочитайте мудрое изречение
о пользе учения И.Тургенева и Владимира Мономаха. с.35
— Что заинтересовало вас в тексте «Поучения» Владимира Мономаха? Почему?
Ответьте на вопросы с.36
7. Словарная работа к 2 фрагменту произведения «Гардарика» . -Что вы узнали о главном герое исторической сказки Елены? -Петровны Чудиновой из только что прочитанной главы?
8. Чтение текста произведения (фрагментарное 2)
Читают несколько учеников.
Беседа по вопросам к тексту с.40-41
9. Пересказ текста.
а) Краткий пересказ текста 1 учеником
б) Выборочный пересказ текста 2 учениками.
10. Итог урока.
— Почему свое произведение писательница назвала
исторической сказкой? Почему это не повесть?
— Чем характеризуются два эпических жанра —повесть и сказка?
Сказка — это то, что «сказывалось», т. е. фольклорный вид прозы, в котором правдоподобие тесно переплетено с фантастикой, а содержание не вписано в реальное время и пространство.
11. Домашнее задание. с. 41 «Искусство исполнения» и
«Читаем вместе» вопроы 1-3.
Информационные источники
Шаблон составлен из фигур программы PowerPoint
Скрап-набор https://photoshop-master.ru/adds/scrapbooking/22748-skrap-nabor-gulyaem-pod-dojdikom.html
https://videouroki.net/razrabotki/putieshiestviie-v-stranu-gorodov.html
http://www.elenachudinova.com/knigi/detyam/50-gardarika-2.html
https://lit-yaz.ru/kultura/27459/index.html?page=3
https://www.livelib.ru/author/117638-elena-chudinova
https://ru.wikipedia.org/wiki/Чудинова,_Елена_Петровна
http://philology-and-culture.kpfu.ru/?q=system/files/50_13.pdf
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.